Марина Владимирова
Формирование целостной картины мира дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование целостной картины мира у детей — одна из приоритетных задач дошкольного образования. Важность ее решения обусловлена, прежде всего, значением картины мира в развитии ребенка и становлении его личности. Новые нормативные документы, регламентирующие содержание дошкольного образования, актуализировали внимание специалистов и педагогов-практиков к проблеме формирования целостной картины мира и расширения кругозора детей. Термин «картина мира» прочно вошел в современный педагогический обиход, однако само понятие пока не имеет четкого определения. В практике дошкольного образования оно зачастую трактуется упрощенно, а задача формирования целостной картины мира у дошкольников сводится к накоплению сведений из разных областей знаний.
Публикация «Формирование целостной картины мира дошкольников» размещена в разделах
Между тем картина мира — сложное интегративное образование: особая система значений, представлений, отношений ребенка к окружающей среде, другим людям и себе самому в определенной социальной ситуации развития (В. В. Абраменкова); личностная характеристика и результат мировидения, выраженный в представлениях о мире (И. Э. Куликовская); целостное миропонимание, интегрирующее знания человека об окружающей действительности и себе самом на основе системного принципа, который определяет мировоззренческую установку, ценностные и поведенческие ориентиры (И. А. Лыкова).
Формирование картины миры — сложный и длительный процесс. Она начинает складываться в дошкольном детстве, однако обогащается новым содержанием, усложняется и изменяется на протяжении всей жизни человека. В картине мира выделяют четыре основные сюжетные линии: «человек и космос», «человек и природа», «человек и человек», «человек и нечто (непознанное)», а главные факторы ее формирования в детском возрасте — влияние взрослых, личные усилия самого ребенка, проявляющиеся в разных видах его интеллектуально-творческой деятельности.
Наиболее соответствующей дошкольному возрасту формой и средством умственного воспитания является дидактическая игра экологического содержания.
О важности экологической игры в умственном воспитании дошкольников писали А. И. Грехова, В. А. Дрязгунова, Л. П. Молодова, С. Н. Николаева и другие. Они утверждали, что игра для ребёнка является ведущим видом деятельности, основным фактором развития психических и познавательных процессов малыша. А. В. Запорожец отмечал: «при переходе от раннего к дошкольному возрасту у детей именно под влиянием игры складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, умение разделять предметы и объединять».
Дидактическая игра - явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности.
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.
Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно-печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. На её основе созданы все дидактические игры, в том числе и игры экологического содержания.
При проведении дидактических игр необходимо учитывать следующие принципы: системность, развивающее обучение, доступность, принцип опоры на ведущую деятельность детей.
Работая по данной теме, я определила для себя задачи:
- формирование системы элементарных экологических знаний;
- развитие познавательного интереса дошкольников к миру природы;
- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
- воспитание гуманного, бережного, эмоционально - положительного отношения к природе.
Для успешного решения задач по формированию у детей основ экологической культуры выделила следующие направления в своей деятельности:
1) взаимодействие с детьми;
2) взаимодействие с семьями воспитанников.
В работе с детьми, кроме дидактических игр, использую игры-путешествия, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы, игры-приключения.
В процессе проведения дидактической игры поощряю выдумку, инициативу дошкольников, отмечаю доброжелательное отношение детей друг к другу, а также положительное отношение к отражённым в игре явлениям и событиям.
Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если в младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «Назови, кто это?», «Изобрази животного», «Узнай по голосу», и других, то в средней группе- в играх типа «Угадай, кто где живёт?», «Помоги животному», «Большие и маленькие» и т. д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «Логические цепочки», «Придумай про животное загадку», «Путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об них заинтересованности
Дидактические игры использую во всех видах деятельности. Во время НОД осуществляю прямое обучение с использованием дидактических игр. Познавательные задачи объединяю с игровыми моментами (определение свойств, качеств предмета, классификация различных групп предметов).
Дидактические игры экологического содержания использую во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности воспитанников.
Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды. С этой целью помещаю информацию в уголки для родителей(«Летний отдых», «Птицы - наши друзья», «Ядовитые растения леса», и другие, провожу консультации на темы «Зачем детям знания экологии?», «Поиграем вместе», «Игры на кухне», «Лекарственные растения» и так далее, провожу индивидуальные беседы с родителями по проблеме. Родители стали активными участниками образовательного процесса.
Нетрадиционные формы проведения родительских собраний, в том числе и на экологические темы, нашли отклик в семьях воспитанников. К ним относятся викторины, КВН, игра «Счастливый случай», и другие. Повышают уровень экологической культуры совместные выходы с родителями и детьми в природу, посещение музеев, а также выставки поделок и рисунков.
Работая с детьми, использую материалы книг Ф. Виноградовой «Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления детей с природой», А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», М. В. Лучича «Детям о природе» и других. Результаты педагогических наблюдений позволили мне сделать вывод, что выбранные методы и приемы по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания, и соответственно умственному воспитанию.
Дидактические игры, которые я использую в своей работе:
1. Игра «Кто поможет малышу?»
Цель: уточнить знания детей о приспособлении животных к среде обитания.
Правила игры: Ведущий выбирает картинку с одним из животных и помещает его в «чужие условия». Животное отправляется в путешествие – хочет вернуться в свою среду, но на пути встречает много препятствий. Для спасения путешественника дети должны подобрать другое животное, которое в данной ситуации может оказать помощь. Повторно называть одних и тех же животных нельзя. Выигрывает тот, кто нашел большее количество помощников.
Пример: Дети выбрали зайца. Кубик упал в море. Кто поможет бедному зайчику? Помог кит, дельфин, краб. Снова бросаем кубик. Пустыня. Кто поможет? И т. д. Игра может длиться долго, в зависимости от того, каковы познания детей в этой области.
2. Игра «Волшебный поезд»
Цель: закрепить и систематизировать представления детей о зверях, птицах, насекомых, земноводных.
Материал: Два поезда, вырезанных из картона (в каждом по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображениями животных.
Ход игры: Играют две команды (в каждой по 4 ребенка-проводника, которые сидят за отдельными столами). На столе перед командой лежит «поезд».
Воспитатель: «Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом – зверей, во втором – птиц, в третьем – насекомых, в четвертом – земноводных) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир».
Та команда, которая первой разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.
Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).
3. Игра «Зоологическая столовая»
Цель: Формировать представление дошкольников о способах питания животных и группировке их по этому признаку.
Материал: на каждую команду – лист картона с изображением трех столов (красного, зеленого, синего, комплект картинок с изображением животных (15-20 шт.)
Ход игры: Играют две команды по 3-5 человек.
Воспитатель: «Как вам известно, птицы, звери, насекомые питаются разной пищей, поэтому их делят на растительноядных, хищников и всеядных. Вам нужно посадить животных за столы так, чтобы хищники оказались за красным столом, растительноядные – за зеленым, всеядные – за синим». Команда, которая первой разместит животных правильно, станет победителем.
4. «Чудесный мешочек»
Цель: закрепить знания у детей, чем питаются звери; развивать познавательный интерес.
Материалы: мешочек с различными предметами.
Ход игры: В мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т. д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается.
5. «Животные Африки»
Цель: закреплять знания о животных Африки; развивать фантазию.
Ход игры: В игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет, пока его не пригласят.
Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т. е. какого зверя они будут изображать или 2-й вариант: отвечать на вопросы ведущего.
Итак, зверь загадан, участник приглашается, игра начинается.
Участник задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т. д.
Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет».Так продолжается до тех пор, пока игрок не отгадает зверя.
6. «Лесные жители»
Цель: Учить различать и называть характерные особенности диких животных, устанавливать связи между средой обитания и образом жизни и внешним видом животных.
Материал: Картинки животных, «домиков», детенышей, продуктов питания животных. Схема для составления описательных рассказов о животных.
Правила игры: Ребенку предлагаются картинки с изображением животных.
- Назови животных. Где они живут?
- Выбери и опиши животного по схеме.
- Найди каждому животному детеныша. Чья семейка гуляет на поляне? (медвежья, волчья)
- Подбери животным их домики. Кто где живет?
- Чем питаются животные? Выбери картинки.
7. «Я знаю»
Цель: Закреплять знания о природе; развивать познавательный интерес.
Ход игры: Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет
8. «Что это такое?»
Цель: Закреплять знания о живой и неживой природе; развивать мышление.
Ход игры: Воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывается следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например: «Яйцо» - овальное, белое, хрупкое, сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, даже в городе, из него вылупляются птенцы.
9. «Живое – неживое»
Цель: Закреплять знания о живой и неживой природе.
Ход игры: Воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают.
10. Игра «Волшебный цветок»
Цель: Закрепить знания детей о значении растений в жизни человека; развивать навыки чтения готовых символов, воспитывать у ребенка потребность в заботе о растениях и о своем здоровье.
Материал: Вырезанные из бумаги лепестки ромашки, на каждом из которых нарисован символ-шифр; кубик.
Правила игры: Ребенку предлагается прочитать выбрать лепесток с символами значений растений в жизни человека (№ 1 – очищение воздуха, № 2 – определение времени, № 3 – предсказание погоды, № 4 – украшение окружающего мира, № 5 – создание настроения, № 6 – применение как лекарства); из игры выбывает тот, кто не сумеет расшифровать символ на лепестке.
Вариант: У каждого игрока свой «цветок». Ведущий загадывает загадки по символам. Ребенок отгадывает и выкладывает лепестки. Побеждает тот, кто выполнил задание правильно и быстро.
11. Игра «Кто дружит с деревом?»
Цель: Закрепить представления о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут рядом и зависят друг от друга.
Материал: Панно с изображением леса; карточки с картинками животных, птиц, насекомых; кубик с кружками красного, зеленого, синего и желтого цветов или мешочек с разноцветными пуговицами.
Правила игры: На столе стоит панно и разложены карточки с картинками. Дети по очереди бросают кубик. Если выпадает сторона кубика с зеленым кружком, ребенок берет карточку с изображением любого животного, размещает ее на панно и рассказывает, почему это животное дружит с деревом.
Например: Это белка. Она живет на дереве в дупле, иногда сама строит гнездо. Ещё белка собирает еловые и сосновые шишки, на ветках развешивает грибы – делает запасы на зиму.
Если выпадает синий цвет – выбирает птицу; красный цвет – насекомое; желтый – птицу, насекомое, животное, которые не живут в лесу и мотивирует свой выбор.
12. Игра «Вершки - корешки»
Цель: Обогащать сенсорный опыт, учить анализировать изображение растения, выделяя его части; развивать умение сравнивать; учить составлять изображение из двух частей, образующих единое целое; закреплять названия растений; развивать чувство формы, цвета.
Правила игры: Сложить карточку из двух частей по принципу «вершки-корешки».
13. «Подарок для Капельки»
Цель: Закрепить представления об особенностях внешнего вида комнатных растений, побуждать самостоятельно описывать внешний вид растений.
Материал: Карточки с изображением комнатных растений.
Ход игры: Воспитатель или ведущий переворачивает изображение комнатного растения и называет его характерные особенности. Дети отгадывают, какое это растение. Побеждает тот, кто отгадает больше растений.
14. «Помоги Капитошке»
Цель: Закреплять знания о внешнем виде комнатных растений (листья, цветы, стебель).
Материалы: изображение листьев, стеблей и цветов комнатных растений, изображение кашпо по количеству играющих.
Ход игры: Капитошка хочет вырастить комнатное растение, например, бальзамин. Дети подбирают к стеблю листья и цветы того растения, которое назвал Капитошка.
15. «Лото «Зоопарк»
Цель: Продолжать знакомить детей с обитателями зоопарка. Воспитывать любовь к животным и птицам.
Ход игры: игровые поля раздают игрокам. Карточки кладут в отдельную стопку. Ведущий берет из стопки карточку и читает вслух текст загадки на ней. Если игрок, у которого на поле есть рисунок с изображением данного животного или птицы назовет ее, то ведущий отдает ему карточку. Игрок кладет карточку на участок своего поля с изображением данного животного или птицы. Если игрок не разгадывает загадку, ведущий кладет эту карточку вниз стопки.
16. «Птичий двор»
Цель: Формировать представление о домашних птицах. Закрепить название взрослых птиц и их детенышей.
Ход игры: На столе карточки с изображением домашних животных; у детей – карточки с детенышами. Воспитатель загадывает загадку о животном, детям необходимо отгадать ее, назвать детеныша.
17. «Что в корзинку мы берем?»
Цель: Закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания.
Сформировать представление о роли людей сохранения природы.
Ход игры: У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.
Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т. д.
Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т. д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.
18. «Воздух, земля, вода»
Цель: Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Ход игры: Вариант№1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» - ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.
Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово - «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.
19. «Звери, птицы, рыбы»
Цель: Закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.
Ход игры: Дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?»
Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя)
20. Магазин «Семена»
Цель: Учить узнавать растения по характерным признакам
Ход игры: На столе разложить картинки с изображением листьев, плодов и семян деревьев. Сначала ребенок должен выбрать один лист и подобрать к нему плод или семена. Потом берется второй лист и тоже подбирается плод. По ходу игры выясняется название растения, где растет, есть ли такое растение на территории детского сада. Играя в следующий раз можно разложить листья в ряд и сразу подбирать плоды ко всем листьям.
21. «Дикие животные»
Цель: расширение представлений о диких животных.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку отгадать загадки. Если ответ правильный, демонстрируется картинка - отгадка : Большой, бурый, лохматый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.) Серый, злой, зубастый, сердитый, голодный. (Волк.) Хитрая, пушистая, рыжая, проворная. (Лиса). Маленький, длинноухий, пугливый. (Заяц).
22. «Овощи и фрукты»
Цель: сформировать у детей представление об овощах и фруктах. ; формировать представление о том, где они растут; научить различать их. ; закрепить названия овощей и фруктов; обогащать и развивать словарный запас; учить правильно называть названия фруктов и овощей.
Ход игры: Воспитатель выкладывает перед ребёнком макет дерева и размещает на нём фрукты и овощи. Ребёнок должен назвать расположенные на дереве плоды. Затем должен ответить на вопрос воспитателя, какие из них растут на деревьях, а какие нет. Также можно спросить ребёнка, а где, по его мнению, растут остальные плоды. Ребёнок отвечает. Ребенок сам должен правильно определить, где растет тот (фрукт или овощ) и прикрепить его по месту произрастания (на кроне дерева или на грядке).
23. «Загадки с подвохом»
Цель: закреплять представления о животных и явлениях природы; развивать мышление.
Ход игры: воспитатель читает загадку, детям необходимо правильно назвать ответ, не в рифму, а по смыслу.