Эльвира Волкова
Формирование у дошкольников безопасного поведения на дорогах посредством сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Современная наука непрерывно совершенствует известные и изобретает новые способы борьбы с событиями и явлениями несущими угрозу безопасности человека со стороны природных явлений и техногенных факторов. Правоохранительная система нашего государства борется с преступлениями против личности. Система образования, которой доверено самое ценное – дети, помимо того, что должна обеспечивать сохранность жизни и здоровья в образовательных учреждениях, призвана дать знания и сформировать навыки безопасного поведения у детей.
Публикация «Формирование у дошкольников безопасного поведения на дорогах посредством сказкотерапии» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Сказки для детей по правилам дорожного движения
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения решающим фактором становления личности является семья, где родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Для сотрудничества нас побудил поиск точек соприкосновения ДОУ и семьи в плане преемственности в новых условиях реализации ФГОС по вопросам безопасности и ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения через сказкотерапию.
Сказкотерапия для дошкольников – современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания дошкольников.
Актульность
В современных условиях проблема обеспечения безопасности по ПДД в образовательных учреждениях остается актуальной. Ее решение возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе основные мероприятия по обеспечению безопасности образовательного учреждения, меры по развитию общей культуры в области безопасности жизнедеятельности, обучение безопасному поведению на улицах города, в транспорте, на дорогах в ситуациях социального характера.
Любая сказка (народная, авторская), даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное реализовать их в повседневной жизни. Не зря прежние бабушки и дедушки занимаясь воспитанием внуков, не спешили наказывать провинившееся дитя. Они рассказывали занимательные истории, из которых становился ясным смысл проступка. Многие обычаи предохраняли детей от напастей. В сказках, мифах, легендах описаны основы безопасной и созидательной жизни.
К сожалению, сегодня многие родители и педагоги считают сказки «пережитком прошлого». Они перегружают ребенка научными знаниями, не придавая большого значения развитию «практического интеллекта», передаче и накоплению жизненного опыта. Чрезмерно развитая интеллектуальность в ущерб элементарным житейским представлениям и навыкам может привести к проблемам и возникновению в жизни ребенка опасных ситуаций.
Сказкотерапия
– это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активирован в случае необходимости. Сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет развиваться ситуация. Поэтому сказкотерапия для детей связана, прежде всего, с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями реальной жизни. Это перенос сказочных смыслов в реальность.
В настоящее время, сказка все чаще стала использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождения выхода из проблемной ситуации (отношение между сверстниками, родителями и детьми и т. д., коррекция психической и эмоционально-волевой сферы, развитие речи и др.
Новизна
Для закрепления пройденного материала в обучении с детьми педагоги используют ЭОР. Мультимедийные презентации, это самый интерактивный способ представления информации по принципу «Рассазываю и показываю». Педагоги проводят занятия с применением компьютера, где подготовит материалы к занятию и дети положительно воспринимают перемены. Презентации «Знай правила движения как таблицу умножения, «Осторожно-дорога», «Дорожные знаки», Азбука пешехода» и т. д. выполняют функции демонстрационного материала, которые заменяют множество картинок, плакатов и аудиозаписей.
Цель: Формирование безопасного поведения на дорогах у дошкольников через сказкотерапию.
Задачи
1. Установить единства воспитательного процесса между детским садом и семьей
2. Развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде.
3. Организовать работу по развитию словесного творчества,
4. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение Правил дорожного движения и культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
Направления
• Активность
• Самостоятельность
• Творчество
• Эмоциональность
• Произвольность
• Связная речь
Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе.
Игровые методы и приемы сказкотерпии :
• Словесная режиссерская игра,
• ритмические упражнения
• словесное комментирование,
• фантазирование, словесное рисование
При формировании навыков безопасного поведения с помощи сказок определяются следующие принципы работы со сказочным материалом:
1. Осознанность – понимание причинно-следственных связей в развитии сюжета и роли каждого персонажа.
2. Множественность – понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.
3. Связь с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
Результативность
У Детей
1. Обогатился внутренний мир ребенка,
2. Научились находить выход из проблемной ситации
3. Улучшилось социально-эмоциональное состояние детей
4. Повысилась самооценка
5. Расширился словарный запас и словесное фантазирование
6. Снизился уровень тревожности и агрессивности
7. Выработалась привычка правильно вести себя на дорогах.
8. Научились придумывать собственные сказки.
Родителей
1. Создание авторских иллюстрированных книжек-малышек по ПДД.
Педагоги
1. Активизирована работа по организации общения детей- родителей- педагогов в процессе создания сказок по ПДД
2. Изготовление авторских книжек-малышек
3. Создание мультимедийных презентаций по авторским сказкам.
1. Работа с детьми:
• посещение библиотеки «Интеллект
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности «Мы пешеходы».
• Словесные режиссерские игры
• Изотерапия
• выставки рисунков и поделок по ПДД «Добрая дорога детства;
• совместные праздники «Это каждый должен знать обязательно на «5», КВН «Знай правила движения как таблицу умножения», «В стране Сфетофории» и т. д.
• использование мультимедийных презентаций «Азбука пешехода», «Узнай дорожный знак»
• просмотр познавательно-обучающих фильмов по ПДД «Уроки Совушки Совы», «Минутки безопасности»
• Участие в театрализованных представлениях, кукольных спектаклях «Приключения Хрюши», «Красная шапочка» на новый лад, Волк и семеро козлят, «Жили у бабуси два весёлых гуся» и т. п
2. Сотрудничество с родителями:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ
• Мастер-класс «Книжки для малышей»
• творческие мастерские по изготовлению книжек с применяем интерактивных способов ;
• театрализация авторских сказок (дети-родители)
• семейные вечера, тематические досуги;
• Копилка родительских идей
• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки)
• заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).
Вывод
Если ребенок с раннего возраста начинает осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». И хочется верить, будет более мудрым, а жизнь его – более счастливой и безопасной.
Сказкотерапия -это уникальный метод для развития социализации и формирования культуры безопасности у детей.
Представляю презентацию сказки на новый лад "Два веселых гуся"
Аннотация
Презентация предназначена для детей дошкольного возраста. Совершая с героями сказок (утят,)увлекательное путешествие, дети учатся правилам дорожного движения. Презентация встроенной анимацией, музыку можно использовать во время презентации отдельно. Переход к слайду по щелчку.