Обухова Елена Юрьевна
Формирование артикуляционной моторики
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ
Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы. Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков.
Цель артикуляционной гимнастики.
Публикация «Формирование артикуляционной моторики» размещена в разделах
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева и др.)
Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем достигаются двумя путями:
1. Постановкой, затем тщательной отработкой отсутствующих или нарушенных артикуляционных движений. Это длительная, кропотливая, сложная работа, требующая определенного профессионализма, и выполняется она логопедом с каждым ребенком индивидуально.
2. Систематической артикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс правильно выполняемых детьми, отработанных с логопедом артикуляционных упражнений. Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.
Выполняется артикуляционная гимнастика как индивидуально, так и коллективно со всей группой или небольшими подгруппами.
Указания к проведению артикуляционной гимнастики
1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день:
в детском саду с логопедом во время индивидуальных занятий;
в детском саду с воспитателем и самостоятельно;
с родителями дома.
2. Выполняется артикуляционная гимнастика стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.
3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артик. гимнастики увеличивается.
5. Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отобранных с логопедом упражнений.
6. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.
7. Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, с хлопками и т. д.
Примерный комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики
I. Упражнения для челюстей
1. Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10-15 сек.
2. Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами.
3. То же в быстром темпе.
4. Легкое постукивание зубами — губы разомкнуты.
5. Повторяется первое упражнение.
II. Упражнения для губ
6. "Улыбка" — растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, хорошо видны и верхние, и нижние резцы.
7. То же с сомкнутыми губами и зубами.
8. "Трубочка" ("Хоботок") — вытягивание губ вперед (зубы сомкнуты).
9. Попеременное выполнение "Улыбки" и "Трубочки".
10. Вращательные движения губами.
11. Отставление нижней губы от зубов и десен.
12. Втягивание нижней губы внутрь рта.
III. Упражнения для языка
(выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти) :
13. "Болтушка" — движения языком вперед-назад.
14. "Часики" — движения языком вправо-влево.
15. "Качели" — движения языком вверх-вниз.
а) к верхней — нижней губе;
б) к верхним — нижним зубам;
в) к верхним — нижним альвеолам.
16. Круговые движения языком:
а) по губам;
б) по зубам в преддверии рта;
в) за зубами.
17. "Лошадки" — щелкание языком.
18. "Лопатка" — широкий, расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу, подержать 10-15 сек. (при напряжении похлопать по языку шпателем или пошлепать губами).
19. "Иголочка" узкий напряженный язык высунуть далеко вперед и удерживать 10-15 сек. (для сокращения языка дотронуться до кончика шпателем).
20. Попеременное выполнение "Лопатки" и "Иголочки".
21. "Желобок" ("Трубочка") — высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх.
22. "Чашечка" ("Ковшик") широкий язык поднят кверху:
а) к верхней губе;
б) к верхним зубам;
в) к верхним альвеолам.
23. "Грибок" — язык широкий, плоский, присасывается к твердому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка — к верхним альвеолам.
Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей, а следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий. В игре обязательно должен присутствовать элемент соревнования, должны быть награды за успешное выполнение упражнений. Для красочного и забавного оформления игры-занятия используются картинки, игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов.
Артикуляционную гимнастику можно сочетать с развитием мелкой и общей моторики, голоса, дыхания и других нарушенных функций. Все задания объединяются единой темой.
Список используемой литературы.
1. Логопедическая гимнастика, методическое пособие, Т. В. Буденная, Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008г.
2. Методические рекомендации по постановке у детей звуков, пособие для логопеда, Е. А. Пожиленко, Санкт-Петербург, КАРО, 2009г.
3. Логопедическая работа с дошкольниками, учебное пособие, Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина, учебное пособие, Москва, АСАДЕМА, 2003г.
4. «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева, Москва, 1989г.
5. Артикуляционная гимнастика, Е. А. Пожиленко, Санкт-Петербург, КАРО, 2007г.