Чванова Дарья
Формировании игровой деятельности дошкольников на примере технологии В. В. Воскобовича «Фиолетовый лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Формировании игровой деятельности дошкольников, как необходимое условие в решении задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на примере технологии В. В. Воскобовича «Фиолетовый лес»
Развитие личности, готовой к активному взаимодействию с окружающим миром, стремящейся к самопознанию и саморазвитию, является приоритетной задачей в образовательных организациях. В дошкольном возрасте дети проявляют заинтересованность в общении с ближайшим окружением, учатся налаживать взаимоотношения со сверстниками, выражать свои мысли, отстаивать свое мнение. Начинают закладываться первые стереотипы социального поведения, формируется индивидуальный стиль поведения, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, формируется характер. Благополучие ребенка в дальнейшей жизни во многом зависит от того, насколько успешным оказался его ранний социальный опыт. При этом достаточно часто возникают проблемы социально-психологической адаптации, трудности в налаживании контактов со сверстниками, конфликтные ситуации, изолированность отдельных детей. Эмоционально-волевая регуляция у дошкольников еще не устойчивая, детям сложно справиться с такими состояниями, как тревожность, агрессивность, импульсивность, неуверенность. Это создает трудности в общении с взрослыми и сверстниками. Для их преодоления мы решили использовать в своей практической деятельности технологию В. В. Воскобовича «Фиолетовый лес». Процесс социализации требует специальной организации деятельности взрослого - комплексного сопровождения социального становления ребенка в процессе его воспитания, образования и развития.
Публикация «Формировании игровой деятельности дошкольников на примере технологии В, В, Воскобовича „Фиолетовый лес“» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Технология «Фиолетовый лес» (Воскобович)
- Темочки
У нас в группе есть развивающая предметно - пространственная среда (РППС) "Фиолетовый лес", пособие переносное, в виде ширмы, фланелевая ткань, как основа и большое количество разноцветного фетра. В комплектацию фиолетового леса входит : озеро, деревья, солнышко, листья, облака, бабочки, птицы, лягушки, мышки, ежики, ящерица, стрекоза и многое другое. Съемные элементы крепятся к основе с помощью липучек и размещаются по основе в произвольном порядке. Дополнительно, при желании, совместно с детьми можно изготовить каких-либо зверей или насекомых, которых нет в основном комплекте.
РППС «Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича выступает как третий педагог, в качестве провокатора к деятельности. Ее можно наполнять с учетом потребностей и возможностей детей. Данная среда ориентирована на индивидуальные траектории развития детей и предоставляет ребенку возможность выбора деятельности, способствует проявлению самостоятельности и инициативы. Преимущества данной технологии еще в том, что она содержит много элементов для обеспечения свободного выбора детьми, а также при желании дети могут до бесконечности добавлять нужные им элементы. Дает возможность изменения среды в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей. Данная среда доступна для детей в течение дня. Среда безопасна, съемные элементы мягкие и легкие.
Как и многие психологи, автор данной сказочной среды обращает внимание на то, что фиолетовый цвет активизирует детское мышление, благоприятно влияет на нервную систему и развивает творческие способности. Цветовое решение среды «Фиолетовый лес» так же нестандартное, все элементы выполнены в радужных цветах. Это помогает ребёнку увидеть многообразие красок, воображать, фантазировать, создавать необычные игровые модели в пространстве. «Фиолетовый лес» открыт для всех, и каждому ребенку можно проявить в любой момент свою фантазию и придумать свою сказку или необычный поворот в сюжете сказки. Играя с «Фиолетовым лесом» у детей формируется социально-коммуникативные навыки, они учатся доброжелательности и расположенности к окружающим, готовности помогать и желанию сочувствовать на примере предлагаемых сказочных ситуаций. Также овладевают умениями эффективно взаимодействовать со сверстниками, согласовывать свои действия с членами группы.
Вячеслав Вадимович уверен, что обучение должно быть веселым и непринужденным. В связи с этим, один из принципов его методики - это интересные сказки.
Также лес всегда вызывал в человеке особый интерес, своими тайнами и загадками, завораживал своей красотой. Там живут звери и всяческие персонажи, о которых складываются сказки.
Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она создается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его слова и действия не получат отрицательной оценки взрослых, а творческие начинания всегда будут поддержаны.
Фиолетовый лес по Воскобовичу включает в себя различные игровые зоны или сказочные области: Чудесная поляна, Озеро Айс, Город Ковровая полянка, Чудо острова. Он населен удивительными персонажами.
Самый главный герой – Волшебный мальчик Гео. С ним участники пройдут лес от начала до конца. Гео очень похож на настоящего мальчика: он доверчив, смел, любит помогать другим и очень сообразительный. Здесь живет умудренный опытом Паук Юк и мудрый ворон Метр.
Есть игры и сказки направленные на развитие мыслительных процессов, а также сказки для развития социально-коммуникативных навыков.
В своей практике мы активно используем терапевтические сказки, с помощью которых корректируем такие поведенческие нарушения и проблемы у детей, как, агрессивность, застенчивость, трудности в налаживании контактов, тревожность. Обыгрывая с персонажами разные ситуации, дети переносят данный опыт в свою практическую деятельность.
Например, герой заяц, всех в лесу боялся, не имел друзей, стеснялся знакомиться с другими животными. Ребенок берет на себя роли и подбирает нужные слова, выстраивает диалог. Что сказали зайцу другие животные, какие дали советы. Другая история про ежа, который использовал свои колючки не для того, чтобы защищаться, а с целью кого-то обидеть. В этом случае перед детьми ставится проблема, как исправить ситуацию, что сказать ежу и что ему нужно сделать. Герой может не знать вежливые слова, правила поведения на улице, в гостях. Либо это сказки о взаимопомощи, о том, насколько важно быть небезразличным к чужим проблемам. Тем на самом деле очень много.
Можно использовать разные варианты работы со сказкой:
- в одних случаях сказку показывает и рассказывает педагог, дети анализируют и делают выводы (Почему с героем не хотели дружить? Что ему следует сделать, для того, чтобы у него появились друзья? Какие следует сказать слова);
- в других, взрослый начинает историю, дети ее продолжают и завершают;
- в третьих, дети сами придумывают сюжет, начинают историю, подводят ее к развитию и развязке. В этом варианте педагог предлагает только тему. Она должна соответствовать опыту детей, уровню их речевого развития, затрагивать чувства и воображение дошкольников.
Уникальность сказочной составляющей фиолетового леса в том, что можно использовать предлагаемые персонажи, или придумывать и «одушевлять» своих.
Мы пришли к выводу, что не стоит ограничиваться рамками инструкций и методик, рассказывая авторские сказки, используя уже традиционных героев, а гораздо интереснее придумывать свои сказки. Здесь все просто: все детали «Фиолетового леса» легко снимаются, заменяются и дополняются.
С «Фиолетовым лесом» можно использовать следующие формы работы :
- проведение занятий;
- решение проблемных заданий;
- коррекция социально-коммуникативных нарушений (замкнутости, агрессивности, низкой самооценки, жадности и т. д.);
- придумывание историй с участием персонажей;
- сочинение загадок, сказок;
- исследовательская деятельность;
- проведение праздников, досугов;
- свободная деятельность.
Использование РППС «Фиолетовый лес» В. В Воскобовича оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной и социально-личностной сферы детей дошкольного возраста. Расширяет педагогические возможности и создает оптимальные условия для всестороннего развития ребенка в процессе деятельностного освоения им социокультурного опыта, в активной игровой форме совместной творческой деятельности с взрослыми и сверстниками.