Анна Крылова
Успешные практики взаимодействия с родителями воспитанников по ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Успешные практики взаимодействия с родителями воспитанников
по ФОП ДО
Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка дошкольного возраста. Взаимодействие ДОУ с семьей является социализирующим фактором, совмещающим функции образовательной, культурной, социальной сфер организации детской жизни.
Публикация «Успешные практики взаимодействия с родителями воспитанников по ФОП ДО» размещена в разделах
Сейчас времена поменялись, и та форма взаимодействия с родителями которая была до этого, увы, стала не актуальна. Исходя из последних событий, когда мы все сидели по домам,нам пришлось искать новые практики взаимодействия и наиболее успешными из них сейчас поделимся.
Во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое политика превращения воспитания из семейного в общественное. Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие».
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.
Добиваясь, чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, пытаемся строить отношения, прежде всего, на доверительности, обеспечивая родителям уверенность в хорошем отношении к их нему ребенку воспитателей.
Итак, несколькоуспешных практик для вовлечения родителей во взаимодействие с детским садом.
I. Для создания и успешного использования непосредственного общения с родителями подбирали разнообразные виды деятельности, которые создают возможности для сотрудничества родителей и воспитателей, реализуя такие практиками мы делились информацией друг с другом. При этом необходимо находить время для дискуссий с семьями, для вопросов родителей и, конечно, учились их слушать.
1. Первые визиты в детский сад.
Перед тем как ребенок начнет посещать детский сад, родители должны прийти на занятия и познакомиться с педагогами, другими детьми и вообще с детским садом.
2. Вводные собрания.
После того как ребенок записан в детский сад, вводные собрания для родителей помогают им встретиться с воспитателями и другими родителями, узнать о ежедневных мероприятиях и другую полезную информацию.
3. Посещения на дому.
Воспитатель может посетить ребенка на дому, чтобы узнать и ребенка, и его семью в домашней обстановке.
4. Когда приводить и забирать ребенка.
Расписание может быть составлено так, чтобы время, когда детей приводят в детский сад и забирают домой, использовалось для общения с семьями.
5. Телефонные звонки.
Телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всем родителям, чтобы поддерживать неформальное общение с ними.
6. Конференции родителей и воспитателей.
Конференции — это формальные собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей и давать возможность родителям делиться своими идеями и проблемами. Конференции можно использовать для совместного планирования индивидуализированных программ.
II. В период неблагоприятной эпидемиологической обстановки очень актуальны письменные формы общения с использованием QR-кодов или дистанционные практики.
Когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают вам встретиться с родителями лично или если у вас нет телефона, поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения.
1. Брошюры.
Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем. Кратко ознакомиться сразу, через QR-код более подробная и полная информация.
2. Пособия.
Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.
3. Бюллетень.
Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.
4. Еженедельные записки.
Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.
5. Неформальные записки.
Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.
6. Личные блокноты.
Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.
7. Доска объявлений.
Доска объявлений — это настенный экран, который информирует родителей о собраниях, мероприятиях детского сада, расписании на день и др.
8. Ящик для предложений.
Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.
9. Отчеты.
Письменные отчеты о развитии ребенка — это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.
III. Создание и подбор различных ролей для активности родителей. Так родители могут играть разные формальные и неформальные роли в реализации таких практик. Ниже приведены некоторые из них.
1. Гость группы.
Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.
2. Доброволец.
У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям в классе, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.
3. Оплачиваемая должность.
Некоторые родители могут занять оплачиваемую должность в работе ДОО в качестве члена воспитательного коллектива.
4. Член родительского совета.
Родительский совет — это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы давать рекомендации воспитателям по поводу их теории и практики.
IV.Развиваем работу, направленную на родителей.
1. Сотрудничество родителей друг с другом.
Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.
2. Информация для родителей и их обучение.
Детский сад предоставляет родителям информацию на интересующую их тему о развитии ребенка.
3. Неформальные встречи родителей и воспитателей.
Это тематические встречи, вечера и т. п.
4. Использование коммуникативных ресурсов.
Общение родителей по вопросам, связанным с трудоустройством, здоровьем, жильем, уходом за детьми, образованием и другими нуждами семей.
5. Обмен литературой.
Детский сад может создать библиотеку интересных книг, статей, буклетов, видео- и аудиокассет, которыми родители могли бы пользоваться.
Помните, что участие родителей — возможно, новая область для воспитателей и семей, а на развитие новых контактов требуется время. Практики, в которых активно участвуют родители, строится на маленьких поэтапных достижениях.
Родители и воспитатели ждут друг от друга взаимного одобрения и признания, что они хорошо делают свое дело. Сосредоточьте внимание и подчеркивайте сильные стороны ребенка и семьи. Даже опытные родители и воспитатели нуждаются в подтверждении их уникального вклада в развитие ребенка. Не забывайте делать акцент на сильных сторонах ребенка, семьи и давайте положительное подкрепление и тогда все применяемые практики во взаимодействии с родителями станут успешными.