Анна Березина
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста
В современном мире большое внимание уделяется умению хорошо и правильно говорить. Четкая речь располагает собеседника к приятному разговору и более серьезному его восприятию. Но, к сожалению, далеко не каждому удается освоить навыки безукоризненного произношения самостоятельно. Этот факт должен иметь в виду каждый родитель, так как своевременная помощь своему ребенку может предотвратить многие проблемы, комплексы и затруднительные ситуации в будущем.
Публикация «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Проблема нарушений звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи - одна из самых актуальных в логопедии. Развитие фонетико-фонематических процессов имеет важное значение - это связано с исключительной ролью речи в развитии и обучении ребенка. Чем грамотнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
В связи с широкой распространенностью нарушения звукопроизношения, возникает необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно обоснованных путей коррекции звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Что же такое фонематико-фонематическое недоразвитие и какие игры, и упражнения способствуют его развитию? Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)– это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами по причине дефектов восприятия на слух и произношения фонем.
Фонематическое восприятие имеет важнейшее значение для полноценного усвоения звуковой стороны речи.
Нарушение фонематического восприятия проявляются нарушением звукопроизношения (ребенок не дифференцирует фонему на слух по акустическим признакам и заменяет или искажает звуки, а также проявляются нарушения слоговой структуры слова (переставляет слоги местами, пропускает, заменяет) и др.
Все это мешает ребенку овладеть основами грамоты
Таким образом недоразвитие фонематического слуха тормозит развитие связной речи, а как известно устная речь переходи в письменную. Проявляются нарушения требующие коррекции: -акустическая дисграфия (трудности в различии некоторых акустически близких звуков на слух (голова-колова, цветок- светок, и т. д.) -Аграмматическая дисграфия (сложность словообразования, не отделяет путает при письме приставку и предлоги, все слова в предложении пишет вместе, -дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза (затрудняются дать характеристику звука твердый- мягкий, глухой-звонкий. (мач-мяч, тюльпан-тулпан, яблоко-йаблоко)
Цель упражнений -научить ребенка слушать и слышать.
Выполняя эти упражнения, вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя,
свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука,
исправить дефектное произношение.
Первым этапом в развитии слухового внимания являются
1. Игры с неречевыми звуками:
( оборудование: ширма, различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки:
колокольчик, ключи, бубен, барабан, бумага, фольга, дудка, погремушка и т. д.)
Отгадай, что звучит?
Угадай, где позвонили?
Кто внимательный?
Угадай, кто кричит?
Угадай, что делать.
Угадай, кто идет.
Угадай, кто сказал.
Иди-беги.
2. Игры со звуками
Упражнение «Попугайчик» (ба- па-ба, да-да-та ; са-ша -са; том-дом-ком и т. д.)
Подскажи словечко. Так ли это звучит? (Найди сходные по звучанию картинки – шишка, мышка, катушка, лягушка); Кто внимательный? (На заданный звук поднять флажок); Сломанный телевизор (воспитатель беззвучно артикулирует гласные звуки, а дети угадывают звук); Кто первый угадает слово? (На заданный гласный звук подобрать предметную карточку);
Игра «Составь слово из заданных букв); Разгадай ребус по первым звукам слова; Составь цепочку слов (последний звук должен быть первым в следующем слове); Определи, где находится звук; Мягкий или твердый и т. д.