Елена Третьякова
Фонематическое восприятие как основа в подготовке обучению грамоте детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ «Детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
Обобщение опыта по теме: «Фонематическое восприятие, как основа в подготовке обучению грамоте детей дошкольного возраста»
Подготовила учитель-логопед Третьякова Елена Валентиновна
р. п. Варгаши, февраль,2024 года
Тема доклада: Фонематическое восприятие, как основа в подготовке обучению грамоте детей дошкольного возраста
Сядем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Публикация «Фонематическое восприятие как основа в подготовке обучению грамоте детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Наше мероприятие начнётся.
– Улыбнитесь друг другу!
2 Сл.
С введением Федеральной образовательной программы в сентябре 2023 года на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста обращено гораздо больше внимания. И подготовка к элементам обучения грамоте начинается уже во второй младшей группе. Большое внимание уделено развитию фонематических процессов, и в частности фонематическому восприятию.
Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова, дифференциацию речевых и неречевых звуков, определение силы, тембра голоса и многое другое.
Даниилом Борисовичем Элькониным был введен термин «фонематическое восприятие», под которым понимается способность различать отдельные звуки речи на слух и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.
3 сл. Фонематические процессы
• Фонематический слух
• Фонематические представления
• Фонематическое восприятие
4сл. Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.
Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые упорядоченно хранятся в памяти человека – «решётке фонем».
Фонематический слух– это способность выделять звук на фоне звуков; умение различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; это умение различать близко звучащие, но разные по значению слова (ком – дом, колено – полено, лиса – коса)
5 сл. Фонематические представления – это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.
Фонематические представления – это умение подбирать слова с определённым количеством звуков, умение находить картинки с заданным количеством звуков, придумывать слова с заданным количеством звуков и слогов, умение составлять слова из звуков (С, О, М)
6 сл. Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.
Фонематическое восприятие – это умение определять количество слогов в слове, линейную последовательность звуков, а также - умение определять позицию звука в слове. (сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный в середине слова? – именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы
Если восприятие фонем не сформировано по ряду причин, то происходит нарушение слоговой и звуковой языковых составляющих. Занимаясь поиском наиболее эффективной методики обучения детей чтению и письму, Д. Б. Эльконин обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха.
Детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя 3 операции:
• умение определять линейную последовательность звуков в слове;
• умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
• осознание или подсчет количества звуков в слове.
Несформированное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – затрудняет овладение слоговым и звуко-буквенным анализом, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Если у вас возникли опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у малыша, то первоначально следует проверить физический слух ребенка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к коррекции фонематического восприятия.
Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа и синтеза. Недоразвитие фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе овладения грамотой, письмом и чтением, и как следствие – программой начального обучения в школе. Поэтому работа по устранению недоразвития фонематического восприятия должна начинаться в дошкольном возрасте.
Существует 6 этапов формирования фонематического восприятия.
7 сл. Этапы развития фонематического восприятия
1. Узнавание неречевых звуков.
2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру звучания.
3. Различение слов, близких по звуковому составу.
4. Дифференциация слогов.
5. Дифференциация фонем.
6. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
8 сл. Первый этап.
УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ.
На первом подготовительном этапе, в самом начале работы, в процессе специальных игр и упражнений у детей развиваем способность узнавать и различать неречевые звуки. На самых первых занятиях можно предложить послушать звуки за окном (что шумит? – деревья, дождь, что гудит? – машина, поезд). Затем можно предложить послушать какие звуки доносятся из соседней группы, из-за окна, из коридора?
Затем учим различать звучащие предметы. Это могут быть музыкальные инструменты. «Угадай, на чём играю?»
ПОКАЗ. На столе перед ребё нком несколько звучащих игрушек: бубен, колокольчик, барабан, металлофон, дудочка, погремушка. Предлагаем ребёнку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем, по мере усвоения, ребёнку нужно только на слух, без зрительной опоры (закрыть ширмой) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество игрушек увеличивается постепенно, с трёх до пяти. Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.
Различение звучания разных предметов. «Угадай, что это?»
Перед ребёнком 4-5 предметов (металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка, при постукивание о которые можно услышать разные звуки. Начинать необходимо с двух контрастных звучаний при зрительной опоре (о металл и дерево). Позже добавляем 3-й и 4-й предметы. Когда ребёнок научится улавливать и различать характер звучания предметов – ставим ширму, и он на слух определяет звучание данных предметов. Проводим упражнение, пока у ребёнка не выработается стойкая дифференциация звуков.
Определение действий с предметами «Угадай, что я делаю?»
Перед ребё нком знакомые предметы: ножницы, бумага, карандаш, два стакана, один из них с водой, другой – пустой. Взрослый выполняет действия, а ребёнок со зрительной опорой должен объяснить, что делает взрослый. Затем ставим ширму. Взрослый выполняет действия (стучит карандашом, переливает воду, режет бумагу и т. д.). После каждого произведённого действия ребёнок должен рассказать о нём, в силу своих речевых возможностей, максимально подробно.
Самый сложный вариант работы на данном этапе – воспроизведение ритма.
Игра «Дятел»
Упражнение направлено на воспроизведение ритмического рисунка при отхлопывании, отстукивании. Длительность звучания можно обозначить кружочками или полосками. Длинный звук – большой кружок, короткий – маленький. Либо длинная и короткая полоски бумаги. Даются ритмические рисунки в порядке усложнения (отстучать самые простые варианты)
На первом этапе работы можно использовать также и интерактивные игры.
9 сл. 2 этап. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру звучания
На протяжении данного этапа учим детей различать слова по высоте, силе и тембру звучания, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания, слова. Развитию этих умений помогут такие игры:
• «Три медведя»
• Д/И «Узнай по голосу»
• (Подвижная игра. Вот мы встали в дружный круг. Повернемся все вокруг, А как скажем: «Скок. Скок. Скок. Угадай, чей голосок?»
Сл. 10 3 этап. Различение слов, близких по звуковому составу
Данный этап работы начинается с игр и упражнений на различение слов, близких по звуковому составу
Можно поиграть в такие игры «Подними сигнал» (БАНА – БАВАН – ДАВАН – БАНАН); «Похожи – непохожи» (ПЕНЬ – ДЕНЬ, МАЙКА – БАЙКА, ТОПОТ – КУБИК, «Найди неправильное слово» (ОТРУГАЛА МАМА ЗАЙКУ – НЕ НАДЕЛ ПОД СВИТЕР ГАЙКУ)
СЛ 11 «Дополни стихотворение»
Предлагаем ребёнку дополнить стихотворение подходящим по смыслу словом, выбрав его среди слов, близких по звуковому составу. В качестве опоры можно использовать картинки.
Я тебе задачу дам всё расставить по местам
Ребё нку предлагаются картинки: дом, снежный ком, гном, сом
Что скатали мы зимой? (ком) Что построили с тобой? (дом) На крючок в реке попал? (сом) Он из сказки, хоть и мал… (гном)
Сл. 12 Я ещё задачу дам – всё расставить по местам
Картинки: сетка, клетка, метка, ветка
Вот печать на простыне (метка) Зеленеет на окне (ветка) волейбольная висит (сетка) канарейка в ней сидит (клетка)
Я опять задачу дам всё расставить по местам
Картинки: каток, поток воды, венок, моток ниток
Что стащил игривый кот? (моток) Детям мамочка плетёт? (венок) С гор спускается, течёт (поток) что за скользкий, ровный лёд? (каток)
Сл. 13 4 этап. Дифференциация слогов
К данному этапу работы дети уже достаточно подготовлены, чтобы различать слоги. Задачи: учить дифференцировать слоги, различающиеся несколькими или одним звуком на материале слогов различной структуры.
«Глухие телефоны»
Дети сидят в ряд друг за другом. Взрослый называет слог или серию слогов на ухо первому ребенку. Он шепотом передает следующему и т. д., последний ребенок произносит вслух то, что услышал. Если была допущена ошибка, все участники игры повторяют свои варианты и определяется, кто ошибся.
«Какой отличается?»
Взрослый произносит серию слогов ( например: ну–ну–но, сва– ска–сва, са–ша–са и т. д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.
«Живые слоги»
Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.
Сл. 14 5 этап. Дифференциация фонем
На данном этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Работу на данном этапе следует начинать с дифференциации гласных звуков. «Мячик мы ладошкой «стук». Повторяем дружно звук» (Лягушка)
Взрослый произносит цепочку звуков: «А-У-О-А-А-У-О» Дети, как слышат звук А, ударяют мячом о пол. Поймав мяч, повторяют этот звук.
«Разноцветные мячики» «Красный – гласный. Синий - нет. Что за звук мне дай ответ.»
Вариант 1. Взрослый бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно -педагогу.
Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.
«Поймай звук» проиграть с аудиторией (звук из ряда, из слогов, и з слов)
«Подними символ звука»
Cл. 15 Этап шестой. Задача последнего этапа – развитие навыков звукового анализа и синтеза (Подробно нам его освятит Кузнецова А, И.)
Таким образом, правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочногоусвоения чтения и письма в процессе школьного обучения.
Сл. 16 Основные компоненты обучения грамоте :
1. Формирование звуковой стороны речи
Ребёнок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонетических групп.
2. Формирование фонематических процессов.
Умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу.
Выделять начальный ударный гласный из состава слова, первый и последний согласный, знать и дифференцировать такие понятия, как «звук», «слог», «слово», «предложение», гласные-согласные звуки, твёрдые-мягкие, глухие-звонкие согласные, умение работать со схемой слова, предложения, разрезной азбукой.
Работа по подготовке к обучению грамоте проводится в несколько этапов это тема следующего докладчика.
Важно отнестись к этим упражнениям серьёзно, уделив им достаточно времени и внимания, не забывая при этом, что Ваши занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка. Опыт, который приобретут Ваши дети, намного облегчит их развитие в детском саду и обучение в школе. Мы играли! А в игре и сложное становится доступным. Самое главное – верьте в своих воспитанников и помогите ему постичь мир звуков!