Получи документы

Фонематическое восприятие как основа в подготовке обучению грамоте детей дошкольного возраста

Елена Третьякова
Фонематическое восприятие как основа в подготовке обучению грамоте детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

МКДОУ «Детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Обобщение опыта по теме: «Фонематическое восприятие, как основа в подготовке обучению грамоте детей дошкольного возраста»

Подготовила учитель-логопед Третьякова Елена Валентиновна

р. п. Варгаши, февраль,2024 года

Тема доклада: Фонематическое восприятие, как основа в подготовке обучению грамоте детей дошкольного возраста

Сядем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Публикация «Фонематическое восприятие как основа в подготовке обучению грамоте детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Наше мероприятие начнётся.

– Улыбнитесь друг другу!

2 Сл.

С введением Федеральной образовательной программы в сентябре 2023 года на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста обращено гораздо больше внимания. И подготовка к элементам обучения грамоте начинается уже во второй младшей группе. Большое внимание уделено развитию фонематических процессов, и в частности фонематическому восприятию.

Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова, дифференциацию речевых и неречевых звуков, определение силы, тембра голоса и многое другое.

Даниилом Борисовичем Элькониным был введен термин «фонематическое восприятие», под которым понимается способность различать отдельные звуки речи на слух и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

3 сл. Фонематические процессы

Фонематический слух

Фонематические представления

Фонематическое восприятие

4сл. Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.

Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые упорядоченно хранятся в памяти человека – «решётке фонем».

Фонематический слух– это способность выделять звук на фоне звуков; умение различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; это умение различать близко звучащие, но разные по значению слова (ком – дом, колено – полено, лиса – коса)

5 сл. Фонематические представления – это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.

Фонематические представления – это умение подбирать слова с определённым количеством звуков, умение находить картинки с заданным количеством звуков, придумывать слова с заданным количеством звуков и слогов, умение составлять слова из звуков (С, О, М)

6 сл. Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.

Фонематическое восприятие – это умение определять количество слогов в слове, линейную последовательность звуков, а также - умение определять позицию звука в слове. (сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный в середине слова? – именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы

Если восприятие фонем не сформировано по ряду причин, то происходит нарушение слоговой и звуковой языковых составляющих. Занимаясь поиском наиболее эффективной методики обучения детей чтению и письму, Д. Б. Эльконин обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха.

Детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя 3 операции:

• умение определять линейную последовательность звуков в слове;

• умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;

• осознание или подсчет количества звуков в слове.

Несформированное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – затрудняет овладение слоговым и звуко-буквенным анализом, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Если у вас возникли опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у малыша, то первоначально следует проверить физический слух ребенка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к коррекции фонематического восприятия.

Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа и синтеза. Недоразвитие фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе овладения грамотой, письмом и чтением, и как следствие – программой начального обучения в школе. Поэтому работа по устранению недоразвития фонематического восприятия должна начинаться в дошкольном возрасте.

Существует 6 этапов формирования фонематического восприятия.

7 сл. Этапы развития фонематического восприятия

1. Узнавание неречевых звуков.

2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру звучания.

3. Различение слов, близких по звуковому составу.

4. Дифференциация слогов.

5. Дифференциация фонем.

6. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

8 сл. Первый этап.

УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ.

На первом подготовительном этапе, в самом начале работы, в процессе специальных игр и упражнений у детей развиваем способность узнавать и различать неречевые звуки. На самых первых занятиях можно предложить послушать звуки за окном (что шумит? – деревья, дождь, что гудит? – машина, поезд). Затем можно предложить послушать какие звуки доносятся из соседней группы, из-за окна, из коридора?

Затем учим различать звучащие предметы. Это могут быть музыкальные инструменты. «Угадай, на чём играю?»

ПОКАЗ. На столе перед ребё нком несколько звучащих игрушек: бубен, колокольчик, барабан, металлофон, дудочка, погремушка. Предлагаем ребёнку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем, по мере усвоения, ребёнку нужно только на слух, без зрительной опоры (закрыть ширмой) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество игрушек увеличивается постепенно, с трёх до пяти. Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.

Различение звучания разных предметов. «Угадай, что это?»

Перед ребёнком 4-5 предметов (металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка, при постукивание о которые можно услышать разные звуки. Начинать необходимо с двух контрастных звучаний при зрительной опоре (о металл и дерево). Позже добавляем 3-й и 4-й предметы. Когда ребёнок научится улавливать и различать характер звучания предметов – ставим ширму, и он на слух определяет звучание данных предметов. Проводим упражнение, пока у ребёнка не выработается стойкая дифференциация звуков.

Определение действий с предметами «Угадай, что я делаю?»

Перед ребё нком знакомые предметы: ножницы, бумага, карандаш, два стакана, один из них с водой, другой – пустой. Взрослый выполняет действия, а ребёнок со зрительной опорой должен объяснить, что делает взрослый. Затем ставим ширму. Взрослый выполняет действия (стучит карандашом, переливает воду, режет бумагу и т. д.). После каждого произведённого действия ребёнок должен рассказать о нём, в силу своих речевых возможностей, максимально подробно.

Самый сложный вариант работы на данном этапе – воспроизведение ритма.

Игра «Дятел»

Упражнение направлено на воспроизведение ритмического рисунка при отхлопывании, отстукивании. Длительность звучания можно обозначить кружочками или полосками. Длинный звук – большой кружок, короткий – маленький. Либо длинная и короткая полоски бумаги. Даются ритмические рисунки в порядке усложнения (отстучать самые простые варианты)

На первом этапе работы можно использовать также и интерактивные игры.

9 сл. 2 этап. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру звучания

На протяжении данного этапа учим детей различать слова по высоте, силе и тембру звучания, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания, слова. Развитию этих умений помогут такие игры:

«Три медведя»

• Д/И «Узнай по голосу»

• (Подвижная игра. Вот мы встали в дружный круг. Повернемся все вокруг, А как скажем: «Скок. Скок. Скок. Угадай, чей голосок?»

Сл. 10 3 этап. Различение слов, близких по звуковому составу

Данный этап работы начинается с игр и упражнений на различение слов, близких по звуковому составу

Можно поиграть в такие игры «Подними сигнал» (БАНА – БАВАН – ДАВАН – БАНАН); «Похожи – непохожи» (ПЕНЬ – ДЕНЬ, МАЙКА – БАЙКА, ТОПОТ – КУБИК, «Найди неправильное слово» (ОТРУГАЛА МАМА ЗАЙКУ – НЕ НАДЕЛ ПОД СВИТЕР ГАЙКУ)

СЛ 11 «Дополни стихотворение»

Предлагаем ребёнку дополнить стихотворение подходящим по смыслу словом, выбрав его среди слов, близких по звуковому составу. В качестве опоры можно использовать картинки.

Я тебе задачу дам всё расставить по местам

Ребё нку предлагаются картинки: дом, снежный ком, гном, сом

Что скатали мы зимой? (ком) Что построили с тобой? (дом) На крючок в реке попал? (сом) Он из сказки, хоть и мал… (гном)

Сл. 12 Я ещё задачу дам – всё расставить по местам

Картинки: сетка, клетка, метка, ветка

Вот печать на простыне (метка) Зеленеет на окне (ветка) волейбольная висит (сетка) канарейка в ней сидит (клетка)

Я опять задачу дам всё расставить по местам

Картинки: каток, поток воды, венок, моток ниток

Что стащил игривый кот? (моток) Детям мамочка плетёт? (венок) С гор спускается, течёт (поток) что за скользкий, ровный лёд? (каток)

Сл. 13 4 этап. Дифференциация слогов

К данному этапу работы дети уже достаточно подготовлены, чтобы различать слоги. Задачи: учить дифференцировать слоги, различающиеся несколькими или одним звуком на материале слогов различной структуры.

«Глухие телефоны»

Дети сидят в ряд друг за другом. Взрослый называет слог или серию слогов на ухо первому ребенку. Он шепотом передает следующему и т. д., последний ребенок произносит вслух то, что услышал. Если была допущена ошибка, все участники игры повторяют свои варианты и определяется, кто ошибся.

«Какой отличается?»

Взрослый произносит серию слогов ( например: ну–ну–но, сва– ска–сва, са–ша–са и т. д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.

«Живые слоги»

Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.

Сл. 14 5 этап. Дифференциация фонем

На данном этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Работу на данном этапе следует начинать с дифференциации гласных звуков. «Мячик мы ладошкой «стук». Повторяем дружно звук» (Лягушка)

Взрослый произносит цепочку звуков: «А-У-О-А-А-У-О» Дети, как слышат звук А, ударяют мячом о пол. Поймав мяч, повторяют этот звук.

«Разноцветные мячики» «Красный – гласный. Синий - нет. Что за звук мне дай ответ.»

Вариант 1. Взрослый бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно -педагогу.

Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.

«Поймай звук» проиграть с аудиторией (звук из ряда, из слогов, и з слов)

«Подними символ звука»

Cл. 15 Этап шестой. Задача последнего этапа – развитие навыков звукового анализа и синтеза (Подробно нам его освятит Кузнецова А, И.)

Таким образом, правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочногоусвоения чтения и письма в процессе школьного обучения.

Сл. 16 Основные компоненты обучения грамоте :

1. Формирование звуковой стороны речи

Ребёнок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонетических групп.

2. Формирование фонематических процессов.

Умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу.

Выделять начальный ударный гласный из состава слова, первый и последний согласный, знать и дифференцировать такие понятия, как «звук», «слог», «слово», «предложение», гласные-согласные звуки, твёрдые-мягкие, глухие-звонкие согласные, умение работать со схемой слова, предложения, разрезной азбукой.

Работа по подготовке к обучению грамоте проводится в несколько этапов это тема следующего докладчика.

Важно отнестись к этим упражнениям серьёзно, уделив им достаточно времени и внимания, не забывая при этом, что Ваши занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка. Опыт, который приобретут Ваши дети, намного облегчит их развитие в детском саду и обучение в школе. Мы играли! А в игре и сложное становится доступным. Самое главное – верьте в своих воспитанников и помогите ему постичь мир звуков!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию свою новую работу из серии - развивающие сказки. Данную сказку можно использовать как обобщающее занятие по формированию.

Основные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООПОсновные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООП Сообщение из опыта работы «Основные направления учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с особыми образовательными.

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие по обучению грамоте «АБВГдейка» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Хлус Наталья Сергеевна,воспитатель.

Конспект итогового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в средней логопедической группе для детей с ТНРКонспект итогового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в средней логопедической группе для детей с ТНР Тема занятия: «В гости к звукам и к буквам!» Цель: обобщение и систематизация знаний о звуках и буквах. Задачи: Образовательные задачи.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей»Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Тема: Мишка - Грамотей Задачи: • Закрепить умения.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Весна» Из опыта работы по программе "Вдохновение" Цель: Обобщить представления детей о весне. Активизировать речевую деятельность детей через игровую.

Конспект занятия кружка «Абвгдейка» по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамотеКонспект занятия кружка «Абвгдейка» по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамоте Занятие 1. Буква АЗадачи: закреплять правильное произношение звука А – изолированного и в словах, учить различать звуки на слух, произносить.

Конспект занятия по обучению грамоте детей среднего дошкольного возраста «Звук [ж]»Конспект занятия по обучению грамоте детей среднего дошкольного возраста «Звук [ж]» Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Программное содержание: • Познакомить детей с термином «звук». • Закрепление.

Непосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группыНепосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы В настоящее время процесс подготовки к обучению грамоте детей старшей и подготовительной к школе групп остается актуальным и важным. Обучение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фонематическое восприятие как основа в подготовке обучению грамоте детей дошкольного возраста
Опубликовано: 2 марта 2024 в 04:55
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фонематическое восприятие как основа в подготовке обучению грамоте детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Третьякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД