Светлана Кудряшова
Фольклорные игры как воспитания и развития малыша
▼ Скачать + Заказать документы
«Фольклорные игры- путь воспитания и развития малыша».
Любая игра- для малышей –это всегда желанный и незаменимый вид деятельности. В раннем возрасте только в игре ребенок может проявить свою индивидуальность, творческие способности, свои мысли,фантазии, желания, чувства.
В современном мире все крутится- вертится, движется и стремительно меняется. Хорошо, что в жизни есть ценности, на которые можно смело опереться.
Это вековая мудрость наших предков, которая актуальна по сей день.
Публикация «Фольклорные игры как воспитания и развития малыша» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Сколько поколений добрых, отзывчивых, успешных людей было воспитано семьями, которые не знали продуктивных рекомендаций медиков, психологов и других специалистов, однако они владели огромным количеством нежных и ласковых колыбельных, воспитывающих и обучающих пестушек, развлекающих и одновременно развивающих потешек, занимательных игр, поучительных сказок и прочих элементов народного творчества. Даже дразнилки, которые уже использовали сами дети, играли свою роль в воспитании характера, поскольку высмеивали такие отрицательные черты, как жадность, хвастовство, трусость, ябедничество, плаксивость.
Отлично, если фольклор в жизни малыша будет присутствовать с раннего возраста, когда закладывается характер малыша, его способности. УНТ способствует развитию речи ребенка. Насыщенность песенок и потешек яркими и меткими выражениями значительно обогащает речь ребенка. У детей появляются эмоции в мимике, жестах, пантомиме, выразительном проговаривании текста. На основе подражания дети с большим удовольствием и интересом обыгрывают незатейливые сюжеты колыбельных песен, пестушек, приговорок, закличек, стихов. Произведения детского фольклора можно связать с разнообразными движениями, которые по силам ребенку раннего возраста: идет дождь, прыгает зайчик, идет медведь, летит птичка или самолет, играем на дудочке, моем ручки и т. д. Язык потешек и песенок отличается образностью, богатством, лаконичностью. Мелодичность звучания и рифмы опять же помогают запомнить детям слова, а звукосочетания позволяет быстрее освоить правильную и красивую речь, даже если она состоит из сложных для произношения фонетических конструкций.
Взрослые всегда стараются окружить своего малыша любовью, заботой, вниманием, лаской. Они стараются научить его радоваться жизни, доброжелательно относиться к окружающим. Пока ребенок маленький, с ним играют взрослые- поют колыбельные песни, читают стихи, потешки, пестушки, загадки. Когда ребенок немного подрастет, он использует детский фольклор в играх со своими любимыми куклами, мишками, зайками и т. д. А став взрослым- будет использовать свой опыт в воспитании детей и внуков. Так сохраняются традиции пестования.
А как-же такой важный аспект в воспитании, как нравственность? В нравственное воспитании фольклор помогает пробуждению в малыше интереса к человеку и окружающему миру, осознанию понятий добра и зла, любви и ненависти. Самое сильное влияние на формирование характера малыша оказывают сказки. Недаром современные психологи прибегают к лечению сказкой-сказкотерапией.
Сказки – это средство воспитания, которое берут на вооружение и педагоги и родители. С помощью сказок можно в доступной форме описать ребенку процесс борьбы добра со злом, выраженный в противостоянии героев. Сказки призваны помочь воспитать порядочного, отзывчивого ребенка, неравнодушного к чужим переживаниям, мужественного и уверенного, что добро победит всегда, независимо от величины и силы зла.
Работая не один год с детьми раннего возраста, как в период адаптации, так и в дальнейшей работе, я пришла к выводу, что ничто так не сближает ребенка и взрослого, как УНТ и использование фольклора и фольклорных игр во всех видах деятельности и режимных моментах.
Все родители и педагоги мечтают о том, чтобы их дети росли физически здоровыми, жизнерадостными, любознательными, чтобы у них формировались и развивались творческие задатки.
Для решения этих задач главное- любить ребенка, не надо скупиться на проявление добрых чувств к ребенку- это важнейшее условие успешного развития малыша.
Из опыта….при приеме плачущего малыша…. мы не отрываем его от мамы со словами: «не надо плакать». А принимая малыша от мамы, поглаживая его, прижимая к себе, нараспев говорим:
«Ах ты мой хороший,
Ах ты мой пригожий,
Слезки с глазок уберем
С тетечкой играть пойдем» (переключая ребенка на игровую деятельность)
Далее в режимных моментах и их освоении:
«идем мыть руки» или «водичка, водичка, сейчас умоет и ручки и личико»
Результат не заставит себя ждать…
При приеме пищи:
Или «давайте кушать кашу»
Или «В каше масленый глазок,
В каше сахарный песок,
Сейчас кашу съедим
И всех злюк победим»
При подготовке ко сну:
«Сейчас детки пойдут спать,
Лягут в мягкую кровать,
А возле окон дома, бродит дрема, дрема,
Дрема песенку поет,
Дрема сон деткам несет»
Пробуждение:
«Ой, мой маленький, ненаглядненький,
Мой хорошенький, мой пригоженький!
Тяни, тяни ручки
Иди ко мне на ручки»
Подготовка к играм- занятиям:
«А, кто хочет быть умненьким, разумненьким,
Давайте играть- заниматься,
Ума- разума набираться».
К прогулке:
«Мы сейчас идем гулять,
Свежим воздухом дышать,
Чтобы были малыши,
Здоровые,как крепыши»
При расставании, уходе домой:
«Мои милые ребятки,
Мы играли, мы гуляли,
Пели, танцевали, книжки разные читали,
Отправляйтесь по домам,
Буду я скучать по вам.
Завтра буду вас я ждать
И опять будем играть»
И так на все режимные моменты, дети слыша ласковую, мелодичную речь намного быстрее идут на контакт и осваивают программу значительно успешнее.
Обогащение педагогического процесса фольклором- действенный метод в воспитании и развитии ребенка.