Ирина Горбачёва
Фольклор в жизни дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю над проблемой развития речи дошкольников с помощью фольклора.
Использование фольклора позволяет раскрывать и развивать способности детей. Формируется способность удерживать внимание,включаться в рабочую ситуацию. Поэтому в своей работе с малышами использую прием инсценирования произведения, с помощью которого добиваюсь понимания содержания, активного вхождения в действие, которое происходит перед ним. Этот прием взаимного участия позволяет ребенку стать соучастником событий о которых идет речь.
Публикация «Фольклор в жизни дошкольника» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Занятия с использование фольклора я рассматриваю как способ создания более ярких впечатлений у малышей. Дети отзывчивы на эммоциональное поведение взрослого,проявляя эммоциональную чуткость.
С детьми более старшего возраста провожу мероприятия, связанные с народными традициями, что способствует развитию памяти, обогащает знания, словарь, активизирует речь детей. Также для активации речи использую прием моделирования сказки. восприятие сказки является для ребенка особым видом деятельности, следовательно сказки влияют на развитие связной речи. Текст сказки позволяет ребенку воспринимать высокохудожественные образцы родного края, работа над сказкой развивает творческие способности.
Например, находясь под впечатлением услышанного, у детей возникает естественное желание показать движения героев сказки; хитрую лисицу, неуклюжего медведя и т. д. Параллельно с выполнением движений организую ряжение, у ребенка создается свой образ, связанный с его внутренним миром. Побуждая к импровизации, дети вовлекаются в диалог. Импровизационные диалоги совершенствуют все стороны речи, развивают её выразительность. У ребенка формируются умения задавать вопрос, отвечать на него, подать реплику. Эти умения необходимы для развития диалогической речи. Большое внимание уделяю мелкой моторике пальцев рук. Дети находясь в сказке, изображают животных, играют в различные пальчиковые игры.
Для закрепления навыков и умений повторяю разыгрывание сказки в других формах, используя настольный и кукольный театры.
Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи, использую скороговорки, чистоговорки.
Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие. Через сказку, потешки, песенки у детей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.
Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что, используя в своей работе разные формы фольклора у детей развиваются разные виды речи, развивается стремление к самостоятельной передаче образа, способность понимать и переживать образ. Развивается фантазия, память, воображение. Дети знакомятся с ярким и выразительным народным языком. У детей зарождается стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.