МААМ-картинки

Фольклор как средство познавательного развития детей раннего дошкольного возраста

Добрынина Мария
Фольклор как средство познавательного развития детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Фольклор таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков.

Представляется важным использовать фольклор начиная с раннего возраста, и это не случайно, ведь именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. Ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребёнка интенсивно формируются наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь. Психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению.

Темочки:

Фольклор является частью малых форм устного народного творчества, куда входят песенки, потешки, загадки, считалки, дразнилки, скороговорки, заклички, пестушки, пословицы, поговорки.

Фольклор даёт возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке, формируют представления о диких животных, птицах и их повадках. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека. С малых лет ребенку становится доступен мир сказок, игр. Это откладывает свой отпечаток на его мышлении, и характере.

Первые сказки – «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок» – понятны ребёнку потому, что их герои – животные – разговаривают и действуют как люди: выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай и т. п.). Знакомя малышей с потешками «Курочка-рябушечка», «Наши уточки», «Кисонька – мурысенька», «Дай молочка, Бурёнушка» привлекайте их к подражанию крику птиц, животных, что очень важно на том этапе, когда дети еще не очень хорошо умеют разговаривать.

Даже такая песенка «Как вышла курочка гулять» может стать и средством познания (курочка и цыплята питаются кроме зернышек червячками, что детки курочки ходят гулять с мамой курочкой, чтение песенки с показом на фланелеграфе может стать и элементом обучения математике (курочка большая, цыплята маленькие, курочка одна, цыплят – много, средством театрализации (это можно обыграть, показывая все действия персонажей) и т. д.

Окружающий мир привлекает ребенка новизной неопознанного и побуждает к первым самостоятельным шагам. Предметная среда, животный и растительный мир раскрываются детям в связи с человеком и его жизнью. Познание окружающего мира тесно связано с произведениями народного творчества, в потешках, и песенках оживают явления природы. Например: «Ночь пришла, темноту привела…», «Солнышко-ведрышко, обогрело ягнят, еще маленьких ребят…»

Для знакомства с дикими и домашними животными используются игрушки, картинки, применяется фольклорный жанр потешки, сказки и т. д. Для закрепления знаний проводятся подвижные игры: «Кот и мыши»; «Лохматый пес»; «Курочка и цыплята»; дидактические игры: «Кто живет в лесу?».

В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для данной категории просты в восприятии, с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Знакомя малышей со сказкой, каждый раз напоминайте о том, что это – сказка. И постепенно малыши запоминают, что «Курочка Ряба», «Теремок» - это сказки.

Несмотря на то, что задания на занятиях достаточно сложные, справиться с ними нелегко, дети очень любят «сказочные занятия», ждут их. Почему же детям это интересно? По ходу сюжета русской народной или авторской сказки герои часто попадают в сложные ситуации, но они сами находят выход и справляются с ними. Завершается занятие всегда на весёлой, оптимистичной ноте, оценку детям даёт кто-либо из героев сказки или же все герои дарят что-то детям (угощения, небольшие сувениры, игру для группы, интересные книги или материал для поделок, шишки, жёлуди и т. д.)

Занятия проходят живо и весело, большинство заданий на смекалку и сообразительность, на таких занятиях допускаются ответы хором, спонтанные ответы, рабочий шум.

На «сказочных» занятиях, герои как не стараются, не могут справиться с проблемами самостоятельно и просят помощи у детей. И дети становятся непосредственными участниками сказки. Да какими? Самыми умными, самыми наблюдательными, самыми сообразительными. Всегда дети, решив множество задач, пройдя по лабиринтам, найдя сокровища и расколдовав героев, помогают им, и конец у сказки всегда счастливый.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной активности. Произведения народного творчества должны отражать доступный для понимания ребенка мир предметов, вещей, отношений. Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста невелик, реальный мир воспринимается своеобразно.

Травка – муравка со сна поднялась,

Птица – синица за зерна взялась,

Зайка – за капусту,

Мышка – за корку,

Детки – за молоко.

Вызывают у детей интерес народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки. В таких потешках малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шелкова бородушка.

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

Неизменный интерес на играх-занятиях вызывает у детей знакомство с народными обычаями, традициями. Например, в колыбельных песнях часто упоминается кот. Его зовут ночевать, качать колыбель, обещают разные награды за работу: «Кувшин молока.», «кусок пирога.», «белый платочек на шею.».

Обращая внимание детей на природные явления, старайтесь, через заклички, познакомить их с могучей силой природы, учите радоваться и солнцу, и дождю и радуге:

А ты радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Не давай дождя.

Давай нам солнышка - колоколнышка!

Очень важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой. Это понимали и наши предки, оставившие нам в наследство потешки и песенки о растениях, временах года, солнце, небе:

Сосна, сосна

Отчего ты красна?

Оттого я красна,

Что под солнышком росла!

Живое общение, непосредственное ознакомление в ходе наблюдения с жизнью вызывает интерес к окружающему, умственную, эмоциональную активность. Наблюдение за преобразованием предметов, изменением их или ростом и развитием требуют более сложных умственных действий.

Вызывают интерес у детей народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и описываются их повадки. В таких потешках малыши улавливают доброе гуманное отношение ко всему живому.

На прогулке, при организации наблюдений проговариваем с детьми заклички: «Солнышко – ведрышко», «Дождик пуще», «Травушка – муравушка». Все начинается с малого: от любви и сострадания к птичке, бережного отношения к цветку – до уважения, заботливого отношения к своим родным, старшим, и, в конечном счете, – преданности своей Родине.

Народные загадки — важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Остроумны и разнообразны народные загадки. С большим интересом дети отгадывают загадки о природе, о доме, о людях, о животных, о предметах, которые окружают человека – одним словом, обо всем, что дети видят, слышат, знают. Играя в загадки, ребенок как бы сдает экзамен на сообразительность. Хорошо ли он познакомился с окружающим миром? Знает ли он признаки, качества, свойства предметов и явлений? Конечно, отгадывать загадки не так уж просто, но вполне доступно даже младшим дошкольникам.

«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу.

В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. С помощью сказки «Три медведя» ребятам легко усвоить понятие о размере и т. д. В сказках хорошо отражен труд людей, трудятся даже звери, помогают друг другу в беде. Поэтому сказка с малых лет воспитывает уважение к труду, недаром труд всегда награждается, а лень наказывается. Дети сочувствуют положительному герою: и доверчивому петушку, и горько плачущему зайчику. На примере сказок дети учатся трудиться, уважать труд других.

Русский фольклор глубоко патриотичен. Именно через фольклор дети получают представление о главных жизненных ценностях: семье, любви к малой и большой Родине.

Малые формы фольклора также используются и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Обучая детей одеваться после сна, старайтесь сделать процесс одевания и раздевания приятным для них. Поощряйте их стремление к самостоятельности, называйте предметы одежды, обуви и читайте соответствующую потешку.

Приучая детей мыть руки, лицо, старайтесь вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождаю такими потешками как:

Водичка, водичка,

Умой мое личико …

Отбирая произведения для игр-занятий с детьми, учитывайте, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью общения со взрослым. Во время игры с куклами, укладывая спать, дети с удовольствием выполняли содержание колыбельных песенок. Во время игры в парикмахерскую можно было услышать: «Тебе не больно? Я волосы в ряд причешу, коса вырастет до пояса».

Дети внимательнее слушают сказку, принимают активное участие в ее обсуждении после прослушивания, пытаются обыгрывать фрагменты сказок, лучше воспринимают материал в организованной образовательной деятельности, включают сказочные персонажи в свои игры.

Таким образом, этот опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для познавательного развития и овладения разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие, помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивают все навыки самообслуживания и гигиены.

Публикации по теме:

«Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» «Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Центр.

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста)Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста) С самого рождения дети начинают познавать мир – сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, а затем начинается.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста» Подготовила: Денисова В. С. Пояснительная записка Работая.

Музыкальные игры как средство развития детей раннего возрастаМузыкальные игры как средство развития детей раннего возраста Наш детский сад МБДОУ 29 г. Азова является муниципальной инновационной площадкой по апробации и внедрению комплексной образовательной программы.

Опыт работы «Лэпбук как средство познавательного развития детей»Опыт работы «Лэпбук как средство познавательного развития детей» Лэпбук, для меня, самое удобное и любимое пособие для занятий с детьми. При всей своей компактности, оно включает в себя богатый развивающий.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возрастаПластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Занятия пластилинографией, представляют большую возможность, для.

Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклор как средство познавательного развития детей раннего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 июня 2021 в 17:40
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фольклор как средство познавательного развития детей раннего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Добрынина Мария (УИ 1534127) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД