Получи документы

Фольклор как источник народной культуры в музыкальном воспитании дошкольника

Алефтина Козлова
Фольклор как источник народной культуры в музыкальном воспитании дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Одно из приоритетных направлений развития педагогической науки в современных условиях — воспитание подрастающего поколения через приобщение к народным традициям, регионализацию дошкольного этно художественного образования. Народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее своей мечтой о небывалом. Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности.

Темочки:

Зародившись во времена глубокой древности, пройдя многовековой путь развития, фольклор стал своеобразной устной, живой, говорящей летописью о далеком историческом прошлом. Внедрение элементов фольклора в практику музыкально-эстетического воспитания, изучение традиций и обычаев своего народа, являются важнейшим звеном в процессе формирования у воспитанников высокой художественной культуры. Знание музыкальной культуры своего народа позволит осознать специфику музыкального творчества и культуру других народов. Не секрет, что чем раньше ребенок соприкасается с народным бытом и обрядами, тем глубже он поймет и почувствует историю и культуру своего народа, его миропонимание, нравственные и эстетические взгляды. Многие педагоги-исследователи считают фольклор самым эффективным средством привития детям любви к прекрасному.

Ребенок не может успешно расти и развиваться без гармонии с окружающим миром, ему необходимы согласие и любовь. Прежде всего – это любовь к родному краю, которая формируется с первых дней жизни. Сначала Родина для ребенка – это его мама, комната, семья, родные. Вот он пошел в детский сад, где учится дружить, уважительно относиться к окружающим людям, природе. Каждый народ в бездонных копилках памяти имеет никогда не иссякающее богатство - это искусство народа, обычаи, народные предания и сказки, быт и верование, любимые праздники. Каждый человек в процессе воспитания в семье, в дошкольном учреждении, впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим личность гражданина, патриота. Чувашская народная музыка до сегодняшнего дня хранит в себе традиции, идущие от мировоззрения, национального характера чуваш. Традиционным у чуваш является почитание отца, матери, уважительность к старцам, любовь к земле-кормилице, бережное к ней отношение, чувство рода в стремлении не разлучаться с родными и близкими. Об этом говорят многие чувашские народные песни.

Обращаем Ваше внимание на то, что в школе у детей мало возможностей для самовыражения. Только в детском саду воспитатели, педагоги, музыкальные руководители имеют возможность знакомить детей с народным творчеством во многих его проявлениях: от песен, танцев и игр до элементов народных ремесел, предоставляют детям возможность самовыражения во многих видах народного творчества. Чем больше эмоциональных, колоритных, выразительных впечатлений получит ребенок в детстве, чем сильнее сможет выразить себя через творчество, тем более яркой и творческой личностью станет в будущем. Самым ярким моментом самовыражения детей и передачей традиций является народный праздник. В нашей многонациональной республике дети могут видеть и участвовать в большом количестве разных народных праздников : русских, татарских, чувашских. Фольклор является одной из частей огромного пласта народного творчества. Он включает в себя потешки, шутки, прибаутки, песни, пляски, игры, яркость народного костюма, характерные звуки народных инструментов, народные традиции и праздники. Элементы чувашского народного творчества можно вводить в непосредственную образовательную деятельность в интеграции с различными образовательными областями. Для того чтобы познакомить детей с народными традициями, обрядами, одной из форм работы является участие дошкольников в фольклорных праздниках.

Детям очень нравится народные игры, песни и танцы, театрализованные представления, возможность самим играть на музыкальных инструментах. Красочность и выразительность фольклора их просто завораживает.

В нашем детском саду развитие детей на традициях чувашской музыкальной народной культуры является одним из главных направлений общего художественно-эстетического воспитания и образования дошкольника. Владея знаниями и методами фольклорного творчества, мы строим музыкально - воспитательную работу на материале чувашских народных песен, игр, танцев. Основная задача- воспитание у детей уважительного отношения к истории и культуре чувашского народа, освоение ими ценностей национального музыкального искусства на основе обрядов и традиций. Опираясь на методические разработки, собственные знания, разрабатываем новые приёмы обучения исполнения чувашских народных песен и танцев, которые применяем, начиная со средней группы.

Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая интересная книга, лучшими страницами которой должны стать праздники. Помочь детям сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка - цель всего нашего коллектива. Музыкально - фольклорный материал направлен на то, чтобы помочь детям выразить свои чувства, переживания в доступной им форме, через песни, танцы, стихи, потешки, прибаутки. В практике используется современная чувашская музыка, доступная для восприятия детям. Сценарии праздников составляются так, чтобы каждый ребенок стал участником праздника, чтобы у каждого была своя, пусть даже небольшая роль. Праздники пронизаны духовной мудростью нашего народа, они знакомят детей с народными традициями и позволяют ребятам принять активное участие в празднике. Красота праздничного действа, образная выразительная речь, песни и хороводы - прекрасный материал для эмоционально — эстетического и нравственного воспитания детей.

Какие же народные чувашские праздники мы организуем в нашем детском саду? «Акатуй»- праздник земледелия. Ежегодно организуем в начале лета, с целью закрепления представлений воспитанников детского сада о весеннем празднике чувашей, посвященном завершению весенних полевых работ. С большим интересом в детском саду проходит чувашский народный праздник «Сурхури» (Рождество) - праздник сопровождается обрядами, колядованиями, песнями-закличками. Один из самых любимых праздников в детском саду – праздник «Саварни» (Масленица) - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. «Праздник народного костюма» - на празднике дети имеют возможность увидеть старинные национальные костюмы, исполнить старинные народные песни, пляски и поиграть в традиционные народные игры.

Фольклорные праздники - это целое событие в жизни дошкольного учреждения. Зрелищное выступление взрослых, исполняющих торжественный ритуал, сменяется выступлением детьми. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные чувашские игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой Вселенной душа чувашского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных праздников. Петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры. Так было всегда, даже в очень далекие времена, когда собирались наши прабабушки и прадедушки на шумные беседы и посиделки, когда, переодевшись ряжеными, ходили по дворам и славили хозяев, желая им доброго здравия и хлебов обильных, когда устраивали веселые игрища и забавы.

В фольклоре запечатлены этапы развития истории народа, ее культуры, духовного и национального самосознания. Он составляет неразрывную часть истории народа, его жизни. Чувашский фольклорный материал является значимым средством для формирования уважения и приобщения к родной чувашской культуре, к народному искусству; понимания взаимосвязи культур разных народов через знание исторического прошлого чувашского народа.

Литература

1. Волков, Г. Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании / Г. Н. Волков. - Чебоксары: 1965. - 60 с.

2. Данилов, В. Д. История и культура Чувашской Республики / В. Д. Данилов, Б. И Павлов. Чебоксары: - Ч. Р И. О, 1996.

3. Скворцов, М. И. Культура Чувашского края / М. И. Скворцов. -Чебоксары:Чувашское книжное издательство, 1994. -240 с.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Фольклор в жизни дошкольника»Консультация для педагогов «Фольклор в жизни дошкольника» «Фольклор в жизни дошкольника» Детский фольклор играет важную роль в воспитании дошкольников, ведущим признаком организации которого является.

«Инновации в музыкальном воспитании». Консультация для родителей . Инновации в музыкальном воспитании дошкольников Музыкальное развитие старших дошкольников, посещающих группы кратковременного пребывания,.

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Игра в воспитании экологической культуры дошкольниковИгра в воспитании экологической культуры дошкольников Бережное отношение к природе, формирование экологической культуры и природоохранного сознания надо воспитывать у детей с раннего детства.

Актуальность мероприятий с использованием детского игрового фольклора в музыкальном воспитании детейАктуальность мероприятий с использованием детского игрового фольклора в музыкальном воспитании детей Существуют различные разработки, методики, позволяющие развить в ребёнке его безграничные потенциальные возможности. Единственная цель раннего.

Значение подвижных игр в воспитании личностных качеств ребенка дошкольника Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все.

Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника»Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника» Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника» Главная ценность дошкольного возраста – высокая эмоциональная отзывчивость.

Консультация о воспитании папы в жизни дошкольника «Я и папа» к 23 февраляКонсультация о воспитании папы в жизни дошкольника «Я и папа» к 23 февраля В рамках проектной деятельности «Поздравляем наших пап с Днем Защитника Отечества» подготовили для пап консультацию и поздравительное.

Консультация «Роль родителей в музыкальном воспитании ребёнка»Консультация «Роль родителей в музыкальном воспитании ребёнка» Консультация «Роль родителей в музыкальном воспитании ребёнка».Уважаемые родители! Музыка является одним из богатейших и действенных средств.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклор как источник народной культуры в музыкальном воспитании дошкольника
Опубликовано: 3 января 2023 в 16:39
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фольклор как источник народной культуры в музыкальном воспитании дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Алефтина Козлова (УИ 1731106) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД