Алефтина Козлова
Фольклор как источник народной культуры в музыкальном воспитании дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Одно из приоритетных направлений развития педагогической науки в современных условиях — воспитание подрастающего поколения через приобщение к народным традициям, регионализацию дошкольного этно художественного образования. Народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее своей мечтой о небывалом. Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности.
Публикация «Фольклор как источник народной культуры в музыкальном воспитании дошкольника» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Зародившись во времена глубокой древности, пройдя многовековой путь развития, фольклор стал своеобразной устной, живой, говорящей летописью о далеком историческом прошлом. Внедрение элементов фольклора в практику музыкально-эстетического воспитания, изучение традиций и обычаев своего народа, являются важнейшим звеном в процессе формирования у воспитанников высокой художественной культуры. Знание музыкальной культуры своего народа позволит осознать специфику музыкального творчества и культуру других народов. Не секрет, что чем раньше ребенок соприкасается с народным бытом и обрядами, тем глубже он поймет и почувствует историю и культуру своего народа, его миропонимание, нравственные и эстетические взгляды. Многие педагоги-исследователи считают фольклор самым эффективным средством привития детям любви к прекрасному.
Ребенок не может успешно расти и развиваться без гармонии с окружающим миром, ему необходимы согласие и любовь. Прежде всего – это любовь к родному краю, которая формируется с первых дней жизни. Сначала Родина для ребенка – это его мама, комната, семья, родные. Вот он пошел в детский сад, где учится дружить, уважительно относиться к окружающим людям, природе. Каждый народ в бездонных копилках памяти имеет никогда не иссякающее богатство - это искусство народа, обычаи, народные предания и сказки, быт и верование, любимые праздники. Каждый человек в процессе воспитания в семье, в дошкольном учреждении, впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим личность гражданина, патриота. Чувашская народная музыка до сегодняшнего дня хранит в себе традиции, идущие от мировоззрения, национального характера чуваш. Традиционным у чуваш является почитание отца, матери, уважительность к старцам, любовь к земле-кормилице, бережное к ней отношение, чувство рода в стремлении не разлучаться с родными и близкими. Об этом говорят многие чувашские народные песни.
Обращаем Ваше внимание на то, что в школе у детей мало возможностей для самовыражения. Только в детском саду воспитатели, педагоги, музыкальные руководители имеют возможность знакомить детей с народным творчеством во многих его проявлениях: от песен, танцев и игр до элементов народных ремесел, предоставляют детям возможность самовыражения во многих видах народного творчества. Чем больше эмоциональных, колоритных, выразительных впечатлений получит ребенок в детстве, чем сильнее сможет выразить себя через творчество, тем более яркой и творческой личностью станет в будущем. Самым ярким моментом самовыражения детей и передачей традиций является народный праздник. В нашей многонациональной республике дети могут видеть и участвовать в большом количестве разных народных праздников : русских, татарских, чувашских. Фольклор является одной из частей огромного пласта народного творчества. Он включает в себя потешки, шутки, прибаутки, песни, пляски, игры, яркость народного костюма, характерные звуки народных инструментов, народные традиции и праздники. Элементы чувашского народного творчества можно вводить в непосредственную образовательную деятельность в интеграции с различными образовательными областями. Для того чтобы познакомить детей с народными традициями, обрядами, одной из форм работы является участие дошкольников в фольклорных праздниках.
Детям очень нравится народные игры, песни и танцы, театрализованные представления, возможность самим играть на музыкальных инструментах. Красочность и выразительность фольклора их просто завораживает.
В нашем детском саду развитие детей на традициях чувашской музыкальной народной культуры является одним из главных направлений общего художественно-эстетического воспитания и образования дошкольника. Владея знаниями и методами фольклорного творчества, мы строим музыкально - воспитательную работу на материале чувашских народных песен, игр, танцев. Основная задача- воспитание у детей уважительного отношения к истории и культуре чувашского народа, освоение ими ценностей национального музыкального искусства на основе обрядов и традиций. Опираясь на методические разработки, собственные знания, разрабатываем новые приёмы обучения исполнения чувашских народных песен и танцев, которые применяем, начиная со средней группы.
Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая интересная книга, лучшими страницами которой должны стать праздники. Помочь детям сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка - цель всего нашего коллектива. Музыкально - фольклорный материал направлен на то, чтобы помочь детям выразить свои чувства, переживания в доступной им форме, через песни, танцы, стихи, потешки, прибаутки. В практике используется современная чувашская музыка, доступная для восприятия детям. Сценарии праздников составляются так, чтобы каждый ребенок стал участником праздника, чтобы у каждого была своя, пусть даже небольшая роль. Праздники пронизаны духовной мудростью нашего народа, они знакомят детей с народными традициями и позволяют ребятам принять активное участие в празднике. Красота праздничного действа, образная выразительная речь, песни и хороводы - прекрасный материал для эмоционально — эстетического и нравственного воспитания детей.
Какие же народные чувашские праздники мы организуем в нашем детском саду? «Акатуй»- праздник земледелия. Ежегодно организуем в начале лета, с целью закрепления представлений воспитанников детского сада о весеннем празднике чувашей, посвященном завершению весенних полевых работ. С большим интересом в детском саду проходит чувашский народный праздник «Сурхури» (Рождество) - праздник сопровождается обрядами, колядованиями, песнями-закличками. Один из самых любимых праздников в детском саду – праздник «Саварни» (Масленица) - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. «Праздник народного костюма» - на празднике дети имеют возможность увидеть старинные национальные костюмы, исполнить старинные народные песни, пляски и поиграть в традиционные народные игры.
Фольклорные праздники - это целое событие в жизни дошкольного учреждения. Зрелищное выступление взрослых, исполняющих торжественный ритуал, сменяется выступлением детьми. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные чувашские игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.
Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой Вселенной душа чувашского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных праздников. Петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры. Так было всегда, даже в очень далекие времена, когда собирались наши прабабушки и прадедушки на шумные беседы и посиделки, когда, переодевшись ряжеными, ходили по дворам и славили хозяев, желая им доброго здравия и хлебов обильных, когда устраивали веселые игрища и забавы.
В фольклоре запечатлены этапы развития истории народа, ее культуры, духовного и национального самосознания. Он составляет неразрывную часть истории народа, его жизни. Чувашский фольклорный материал является значимым средством для формирования уважения и приобщения к родной чувашской культуре, к народному искусству; понимания взаимосвязи культур разных народов через знание исторического прошлого чувашского народа.
Литература
1. Волков, Г. Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании / Г. Н. Волков. - Чебоксары: 1965. - 60 с.
2. Данилов, В. Д. История и культура Чувашской Республики / В. Д. Данилов, Б. И Павлов. Чебоксары: - Ч. Р И. О, 1996.
3. Скворцов, М. И. Культура Чувашского края / М. И. Скворцов. -Чебоксары:Чувашское книжное издательство, 1994. -240 с.