Найденышева Наталья
Фланелеграф новое — это хорошо забытое старое
▼ Скачать + Заказать документы
Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
Фланелеграф — универсальное игровое пособие очень простое и в то же время интересное, которое можно использовать в развивающих занятиях с детьми. Для его изготовления используется плотный лист картона или доски, обтянутый ворсистой тканью (фланель, флис, фетр). На этот экран мы прикладываем разные картинки, фигурки, на которые с обратной стороны также приклеиваем липкую ленту или бархатную бумагу.
Темочки:
На фланелеграфе можно проводить дидактическую игру, загадывать загадки, показывать сказку, обыгрывать потешки, сочинять истории выкладывать разные фигуры (танграм, собирать разрезанные картинки, учить счету, печатать слова и выполнять много других заданий.
Игры на фланелеграфе развивают у детей мелкую моторику рук и сенсорное восприятие, развивают внимание, память, речь, воображение, используется как в групповой, так и в индивидуальной работе с детьми.
Так же можно изготовить детали для аппликации: цветы, тучки, солнце, полянку, листья или использовать готовые картинки, к которым приклеиваем швейную липучку. Для сохранности и удобства детали можно сложить в коробку. Фигурки можно перемещать по экрану, совершать ими движения, делая игру динамичной.
Можно усложнять игры: "Кто чем питается?", "Что лишнее?", "Кто, где живет?" и т. д. Дети могут сами играть, рассказывая сказки и придумывать собственные истории.
Игры на фланелеграфе не только закрепляют знания, полученные детьми, но и развивают самостоятельность мышления, сенсорные способности, активизируют речевое развитие при проигрывании сказок и стимулирует развитие любознательности.
Занимаясь на фланелеграфе, мы стараемся не просто перемещать фигурки или картинки, а даем детям возможность подумать о своих действиях, порассуждать, поэкспериментировать.
Такие занятия обеспечивают детям положительные эмоции, развивают мышление, речь и память ребёнка, создают хорошее настроение, обогащают впечатлениями, способствуют развитию художественного воспитания. В то же время занятия на фланелеграфе носят исследовательский, экспериментальный характер.
Возможностей применения фланелеграфа множество – как часть занятия, в самостоятельной деятельности, в индивидуальной коррекционной работе. Имея в методической копилке большое количество разнообразных игр и игровых ситуаций с использованием фланелеграфа, можно быть уверенным в эффективности и результативности образовательной деятельности.
В своей работе при помощи фланелеграфа я решаю множество задач: развитие мелкой моторики, развитие речи, формирование элементарных математических навыков, закрепление различных знаний (домашние, дикие животные, овощи, фрукты, геометрические фигуры, цвета радуги и т. д.) А так же использую его как театр для инсценировки сказок. Детям фланелеграф очень нравится, они с удовольствием приклеивают к доске картинки, называя их. Я использую его не только на занятиях по речевому развитию, но и на математических занятиях, на занятиях по познаванию окружающего мира и т. д.
Использование фланелеграфа в совместной и самостоятельной деятельности ребенка явилось одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что использование фланелеграфа реализует принцип наглядности в обучении. В свою очередь использование игровых технологий по развитию речи с использованием фланелеграфа эффективны при формировании у детей высших психических функций: восприятия, памяти, мышления и речи дошкольника.