Юлия Школьная
Физминутки как здоровьесберегающие технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Школьная Юлия Юрьевна.
Физминутки, как здоровье сберегающие технологии.
Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, это, нагрузка на организм дошкольника. Из-за неустойчивости нервных процессов малыши быстро утомляются, снижается внимания, теряется интерес к деятельности, это отрицательно влияет на ее эффективность. Очевидно, что воспитатель должен предупредить возникновение утомления у детей, своевременно обнаружить признаки и снять их, так как утомление, накапливаясь, может стать причиной возникновения различных нервных расстройств.
Публикация «Физминутки как здоровьесберегающие технологии» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Каждый воспитатель должен знать! Что признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут непосредственной образовательной деятельности.
-У детей 5-6 лет - через 10-12 минут.
-7-8 лет - через 12-15 минут.
Утомление проявляется по-разному: рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, зевотой, появлением непроизвольных движений, нарушением осанки и координации движений. Самым эффективным способом предупреждения утомления, улучшения общего состояния-это смена их деятельности - кратковременные физические упражнения «физминутки».
Физминутка - снимает напряжение мышц, при неподвижным состоянии, переключает внимание с одной деятельности на другую, успокаивает нервную систему, восстанавливает работоспособность детей.
Физминутки в детском саду, проводятся в середине непосредственной образовательной деятельности в течение 1-2 минут в виде игровых действий. Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами, связанные с темой и содержанием деятельности.
Требования к физминуткам :
упражнения должны охватывать большие группы мышц, снимать напряжения, упражнения должны быть простые, интересные, доступные детям и носить игровой характер. Комплекс должен состоять из 1-2 упражнений, повторять 2-3 раза.
В состав упражнений для физминуток входят :
упражнения по формированию осанки,
укреплению мышц рук
упражнения для ног,
отдых позвоночника,
укреплению зрения,
релаксационные для мимики лица,
психогимнастика,
дыхательная гимнастика.
Физминутки бывают :
Игровые
Ритмические
Двигательно – речевые
Танцевальные
Имитационные
Пантомимическая гимнастика
Дидактические игры с движениями
Как правильно проводить физминутки в стихах?
В основном физминутки проводятся во второй части занятия или после долгого нахождения ребенка в одной позе. Для детей дошкольного возраста рекомендуют включать двигательную активность не позже 10 минут неподвижного сидения. Воспитатель читает стихотворение и показывает малышу определенные действия, которые тот должен повторить. Потом ребенок выучит физминутку, и будет рассказывать стих сам или вместе с вами.
Главное и основное правило проведения физминуток : регулярность и хорошее настроение!
Ну что, вперед? детские физминутки в стихах!
Физминутка – это весело, интересно и полезно!
***
Мы ножками потопали топ, топ, топ
Мы ручками похлопали хлоп, хлоп, хлоп
Мы глазами помигали миг, миг, миг
И плечиками пожимали чик, чик. чик
Повернулись раз сюда, два сюда
(повороты туловища вправо и влево)
А теперь вокруг себя
Сели, встали, сели, встали
Будто ванькой-встанькой стали
Поскакали раз и два
Вот и кончилась игра.
***
Все движения разминки повторяем без запинки!
Мы попрыгали на месте. Ах! Ах! Ах!
Теперь руками хлопнем вместе. Бах! Бах! Бах!
А потом прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
А затем нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Ну что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
***
Кошкина зарядка.
У нас котята как проснуться
(кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться
(Потянуться)
Обязательно зевнуть
(зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
И для нас хвостом махнуть
(движение бедрами в стороны)
спинку выгнуть
(прогнуться в спине вперед)
И тихонечко подпрыгнуть
(легкий прыжок вверх)
А кому зарядки мало -
Начинает все сначала!
(развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)
***
Листопад.
Листочки мы осенние,
На веточках сидим.
(присесть)
Дунул ветер - полетели,
И летели, и летели
(легкий бег по кругу)
А потом на землю тихо-тихо сели.
(присесть)
Ветерок набежал
Вновь листочки все поднял.
(легкий бег по кругу)
Закружились, улетели
И на землю тихо сели.
(присесть).
***
По узенькой дорожке,
(Дети идут шагом,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Раз-два, раз-два,
С кочки на кочку,
(прыгать на двух ногах)
А потом по камешкам,
По камешкам, по камешкам.
В яму — бух!
(присесть на корточки).
***
Ветер тихо дубки качает,
Влево, вправо наклоняет.
Раз — наклон
Два наклон.
Зашумел листвою крон.
(Руки подняты вверх, движения по тексту).
***
Матрешки.
Милые матрешки хлопают в ладошки
(Хлопок перед собой,
Красивые матрешки на ножках сапожки,
(Правую ногу вперед на пятку)
Топают матрешки топ, топ, топ.
(Потопать)
Влево, вправо наклонились.
(Наклоны вправо – влево).
Всем знакомым поклонись.
Девчонки озорные, матрешки расписные.
(Пружинка, руки на пояс)
В сарафанах пестрых, похожи словно сестры.
(Пружинка, руки на пояс).
***
Что за скрип, что за хруст.
(Сжимание, разжимание ладоней).
Это что еще за куст….
(Локти вместе, повороты рук, влево, вправо)
Это же капуста!
(Руки вкруг перед собой)
Вот и много хруста!
Мы капусту рубим-рубим,
(размашистые движения руками)
Мы капусту мнём-мнём,
(«мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим,
(щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём.
(сгибание и разгибание кистей рук)
сжимание, разжимание ладоней).
Плотно в бочку набиваем.
(Хлопаем в ладоши)
И в подвал все составляем!
(Наклоны вниз к полу).
***
Паровозик: «Чух-чух-чух».
Он везет нас всех на ЮГ.
Мы там будем отдыхать,
Прыгать, бегать, загорать,
Отдохнули мы с тобой,
И теперь пора домой.
Паровозик: «Чух-чух-чух».
Мы приехали мой друг.
***
Раз – потопаем немножко,
Два – похлопаем в ладошки,
Три– головою повертели,
А четыре – тихо сели.
***
Детский сад.
Детский сад, детский сад,
(Хлопки на каждое слово)
Он детишкам всегда рад.
Я буду в садике играть
(Развороты кистей в разные стороны,
И конструктор собирать
(Пальцы кистей соприкасаются).
И игрушки за собой буду-буду убирать.
(Рука двигается вправо-влево).
Еще буду танцевать
(Приседание. Танцевальные движения)
И лепить, и рисовать.
(Имитировать лепку и рисование).
Или песни напевать.
(Руки «замком» перед собой).
***
В машине, в машине
Шофер сидит.
(Рулим руки перед собой).
В машине, в машине мотор гудит
Би! Би! Би! (2 раза)
(Нажимаем на ладони впереди себя).
В машине, в машине ребят полно
Поехали дети глядят в окно.
(Козырек, смотрим в разные стороны).
Би! Би! Би! (2 раза).
Вот поле, вот речка, вот лес густой
(Указываем пальчиком).
Приехали детки, машина стой!
(Вытягиваем ладошку вперед).
Уважаемые воспитатели и педагоги! Не забывайте, что физкультминутка, это минутка, направленная на снятие усталости, напряжения, на восстановление умственной работоспособности!
Любую физкультурную минутку лучше проводить в стихотворной форме, применяя музыкальное сопровождение, изменяя темп упражнений, одним словом – просторы для вашего творчества обширные, без ограничений, только по времени. Так как главная задача – не давать детям уставать во время непосредственной образовательной деятельности, и не утомить их еще больше.
С помощью физминутки вы добьетесь не только сохранения здоровья воспитанников, разовьете любовь к физической культуре – ваш вклад в формирование личности и молодого организма будет неоценим и вряд ли забудется воспитанниками.
Физминутка помогает сделать процесс усвоения знаний более легким и радостным. Каждый педагог должен помнить, что физминутка должна быть непродолжительной, не должна утомлять, а просто должна быть!