Елена Грушитель
Физкультурно-экологический досуг «Птицы-наши друзья» с использованием ИКТ (старший дошкольный возраст)
Физкультурно-экологический досуг.
Птицы-наши друзья
(с использованием ИКТ)
старший дошкольный возраст
Цель:
Формирование у детей предпосылок экологического сознания в процессе физического воспитания.
Задачи:
• Создать эмоционально радостный настрой у детей
• Закрепить знания детей о птицах, зимующих, перелетных, их повадках.
• Развивать у детей умение выделять яркие отличительные признаки их внешнего вида.
Публикация «Физкультурно-экологический досуг „Птицы-наши друзья“ с использованием ИКТ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Сценарии развлечений на тему птиц
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
• Воспитывать интерес к жизни птиц, заботливое и доброжелательное отношение к птицам, и желание помочь им.
Двигательные задачи:
• Совершенствовать навыки и умения в основных движениях
• Развивать физические качества: ловкость, быстроту, гибкость, силу, выносливость
• Воспитывать дружелюбие, организованность, чувство взаимопомощи и внимания к окружающим.
Предварительная работа
Наблюдение за птицами на прогулке, подкормка птиц, чтение загадок, сказок, рассказов о птицах, прослушивание аудиозаписей с голосами птиц, заучивание стихов. Отработка основных движений (бег, ходьба, прыжки, лазание, ползание и т. д., имитационных движений.
Материал :
Картинки птиц, деревянный конструктор
Аудиозапись с голосами птиц
Презентация слайдов с изображениями птиц.
Спортивный инвентарь:
Гимнастические скамейки, конусы, обручи.
Оборудование
Мультимедийный проектор
Ход МЕРОПРИЯТИЯ
Дети заходят в зал, садятся на стульчики.
Воспитатель: Птицы дороги нам, как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, весёлые, звонкие голоса, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Ребята, давайте послушаем голоса птиц, (Звучит аудиозапись «Голоса птиц»).
Дети слушают голоса птиц.
Воспитатель: На Земле насчитывается 9000 видов птиц. А численность некоторых птиц, например, воробьев или скворцов, превышает несколько миллионов.
СЛАЙД. В Северной и Южной Америке обитает одно из самых удивительных созданий на Земле — маленькая, энергичная и быстрая как молния колибри. Колибри живут там, где есть цветы, но особенно много их в тропиках. Большинство людей, конечно же, знает, что колибри является самой маленькой птичкой на земле, весит она лишь 2 грамма, длиной она несколько сантиметров (Слайд).
Перышки колибри так красивы, что похожи на драгоценные камни. На солнце они переливаются и меняют свою окраску. Гнездо этой маленькой птички сплетено из травинок и величина его – со скорлупу от грецкого ореха. В гнездышке лежат два крохотных яичка величиной с горошину. Но смелости этой птицы можно позавидовать : она бесстрашно нападает даже на змей, если враг подбирается к гнезду. Как стрела, летит она на защиту птенцов и вонзает свой длинный и острый клюв в нос или глаз противника. Обитают эти птички в Америке, в тропическом климате, где много цветов.
Самая большая птица в мире : страус (слайд).
Самая большая птица — страус, обитает в Африке и Аравии. Большой страус может достигнуть высоты 2.8 м, веся более чем 156 кг. Яйца, отложенные страусом, являются самыми большими яйцами в мире и могут весить 1.4 кг. Страус – самая быстрая птица на Земле. Страус, хоть и птица, но не летает.
А сейчас вы увидите птиц, которые считаются самыми красивыми. Слайды: журавль венценосный, павлин, цветная овсянка, попугайчики лори, свиристель, золотой фазан, райская птичка.
Мир птиц невероятно разнообразен. Яркие и невзрачные, большие и маленькие, задиристые и скромные, скрытные и смелые, голосистые и тихие, - все они составляют этот удивительный птичий мир. А каких вы знаете птиц? Ответы детей.
Сейчас мы с вами попробуем изобразить разных птиц.
Вводная часть
Слайд Журавль Ходьба с высоким подниманием коленей, руки в стороны
(А. Ахундова)
За болотом травушка зелёная растёт,
По воде журавушка, журавушка идёт.
Ой, как ноги высоко поднимает!
Ой, как крылья широко раскрывает!
Погулять он по травушке хочет,
Но боится, что ноги замочит.
После — левою ногой.
Вот тогда придёшь домой!
Слайд Воробей Прыжки на двух ногах с продвижением вперед
(И. Мазнин)
Скачет бойкий воробей
Возле маленьких детей:
— Эй, ребятки,
Просьба есть,
Бросьте крошечек поесть.
Слайд Утка Ходьба на внешней стороне стопы, руки на поясе
(Анатолий Мармазов)
У кустов, где незабудки,
Стерегут рыбёшку утки.
Рядом выводок утят,
Все утята есть хотят.
Им о чём-то говоря,
Утки крякают: - Кря-кря!
Слайд Ворон Боковой голоп (лицом в центр)
(А. Блок)
Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой.
Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:
Слайд Орёл Бег, взмахи руками
(Анатолий Мармазов)
Два могучих есть крыла
У царя всех птиц - орла.
С ним я спорить не хочу -
Ему горы по плечу!
Аист Выпады на одну ногу, на другую
(И. Токмакова)
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой.
После — правою ногой,
Слайд Пингвин Ходьба на пятках, руки опущены, кисти разв-ны в стороны
(Екатерина Аэрова)
А пингвин, хотя и птица,
Для полёта не годится,
Но зато пловец отличный, -
Вот какой он необычный!
Слайд Попугай Боковой голоп (спиной в центр)
(В. Сибирцев)
Повторять всегда готова
Эта птица слово в слово.
Птицу в том не упрекай,
Разговорчив попугай.
Слайд Гуси Ходьба в полном приседе
Гуси вид домашней птицы,
ходят дружной вереницей.
-Гуси, гуси – га-га-га,
-Есть хотите? -Да, да, да.
-Хлеба с маслом?- Нет, Нет, Нет.
-А чего? -Конфет, конфет.
-Ну летите, как хотите, только крылья берегите. Бег, взмахи руками
Слайд Пеликан Ходьба, руки вытянуты перед собой - хлопки
(Эдуард Асадов)
У реки, в тени лиан,
Поселился пеликан.
Пеликан не ловит мошек,
Ловит он в реке рыбёшек.
Сколько птиц прилетало к нам. Обронили свои перышки к нам на ладошки. Дыхательное упражнение «Сдуем перышки»
Слайд Основная часть
ОРУ «Гуси летят»
Ведущий говорит:
“Гуси летят», “Утки летят”, “Грачи летят” и т. п., при этом дети говорят “Летят,” и взмахом рук имитируют движения крыльев птиц. Когда ведущий говорит: “Медведь летит” дети имитационными движениями изображают медведя, «Заяц летит» – зайца и т. д. Играющие могут допустить ошибку и взмахнуть руками. Тот, кто ошибся, отступает один шаг назад. В конце отмечают самых внимательных игроков, оставшихся в кругу.
Основная часть
Ведущий: Ребята, вы знаете, что птицы бывают зимующие и перелетные.
Эстафета «Узнай птицу»
Ребята, посмотрите, сколько птиц к нам прилетело (вырезанные картинки птиц). Здесь и зимующие, и перелётные птицы. Нам надо с вами их разделить. Команда «Капелька» будет выбирать зимующих птиц, а команда «Солнышко» - перелётных. (Дети, преодолевая препятствия, проползая по скамейке, выбирают птиц, проходят по скамейке, возвращаются в свои команды).
Команда «Капелька» покажите своих птиц и назовите их. Как одним словом назвать этих птиц? (Зимующие.)
Команда «Солнышко» покажите своих птиц и назовите их. Как одним словом назвать этих птиц? (Перелётные.)
Приходит осень и условия жизни птиц изменяются - наступает похолодание, исчезает пища, птицы вынуждены лететь в более теплые края, где много корма. Птицы, совершающие такие путешествия называются перелетными.
Поиграем с вами в игру “Журавли-журавли”
Подвижная игра “Журавли-журавли”
С помощью считалки выбирается вожак журавлиной стаи:
Раз, два, три, четыре,
Встаньте в круг пошире.
Пять, шесть, семь, восемь,
Разгулялась осень.
Птицы к югу полетели.
И тебе водить велели.
Дети строятся за вожаком в колонну по одному и берутся за руки. Выбирают вожака. Вожак говорит: “Журавли-журавли, выгнетесь дугой”. Дети в процессе размеренной ходьбы и выстраиваются в виде дуги. Вожак, увеличивая темп, говорит:
“Журавли-журавли, сделайтесь веревочкой”. Дети, не отпуская рук, вновь перестраиваются в колонну по одному за вожаком, который продолжает увеличивать темп. По команде вожака “Журавли-журавли, извивайтесь, как змея”, колонна ребят начинает передвигаться “змейкой”. Дальше вожак командует: “Змея сворачивается в кольцо”, “Змея выпрямляется” и т. д.
Упражнения выполняются в возрастающем темпе, с переходом на бег, до тех пор, пока строй не нарушится; когда игроки запутаются, игру начинают сначала.
А теперь поговорим о зимующих птиц, а каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей) Молодцы.
Послушайте загадки про птиц. Если дети отгадывают, на экране появляется изображение птицы.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это. (Снегири)
Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Кто она?. (ворона)
Кто летает, кто стрекочет?
Рассказать всем новость хочет? (Сорока)
3. Птичка-невеличка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
Воспитатель: Молодцы, правильно.
Послушайте стихотворение:
Воробушек зимой.
Н. Рубцов
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зёрнышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
оттого, что так трудно ему.
Легко ли живется птицам зимой и чем мы можем им помочь? (Ответы детей).
Слайд с изображением кормушек разной формы, из разного материала и правила размещения.
А теперь проведем эстафету
Эстафета «Кто быстрее сделает кормушку для птиц.
Дети, преодолевая препятствия, из строительного материала делают кормушку, по нарисованной схеме (наличие основания, бортиков и крыши.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Птичья столовая». Выбирайте себе картинку с изображением птицы, представьте, что вы птица, я буду читать стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку».
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду, а в четверг со всех краёв
Стая жёлтеньких синиц.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей
А в субботу, воскресенье было общее веселье.
Ведущий: Птицам очень тяжело приходится зимой и корма зимой мало и холодно. Что произойдет, если все птицы погибнут от холода и голода?
Дети: Погибнут птицы – некому будет уничтожать вредных насекомых, заболеют и погибнут деревья, кусты, травы. Животным нечего будет есть и они покинут лес. Без птиц, без животных, без леса человеку не прожить.
Ребенок:
(Ю. Менделеева)
Попрошу у мамы
Хлебную краюшку,
Побегу на озеро
К уточке подружке.
Уточка- красавица
Рада угощенью,
Хлебные кораблики
Съест в одно мгновенье.
Вежливо прокрякает:
"Кря, спасибо, друг!"
И водой забрызгает
Встрепенувшись вдруг.
Заключительная часть.
Ведущий: Чем мы с вами кормим птиц, которые прилетают кормушкам детского сада?
Ответы детей: Семечки, пшено, просо, овес, хлебные крошки, сало
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса?
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И берёзка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж,
Чтоб белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил весёлый дождь?
Ведущий: Для этого мы должны с вами беречь нашу природу и дружить с ней. Давайте встанем в дружный хоровод.
Хоровод «Шире круг»
Муз. Д. Львов - Компанеец Слова В. Викторова:
Дети выходят из зала цепочкой, каждый машет рукой.