Мира Скрябина
Физкультурно-оздоровительная деятельность в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе жизнь ставит перед нами много новых проблем. Но самая актуальная в детском саду на сегодняшний день – проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Тема здоровья, его сохранения, восстановления и укрепления, физического совершенствования волновала человечество с давних пор.
Здоровье детей – будущее страны! «Здоровье каждому человеку планеты!» - этот гуманный лозунг провозгласила Всемирная организация здравоохранения.
Публикация «Физкультурно-оздоровительная деятельность в детском саду» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Дошкольный возраст – период, когда развиваются двигательные качества и навыки, закаливается организм, создается фундамент физического совершенствования человеческой личности, закладываются основы здоровья. Исходя из этого, были определены направления деятельности нашего детского сада : укреплять здоровье детей, осуществлять профилактику заболеваний, повышать сопротивляемость детского организма влияниям внешней среды, создавать оптимальные условия для закаливания, воспитывать физически здорового, разносторонне развитого человека, готового обучаться в школе.
Направления деятельности реализуются в следующих задачах:
- формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- развивать его физические качества;
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
- обеспечивать физическое и психическое благополучие;
- создавать условия для реализации потребности детей в двигательной активности;
- снижать заболеваемость.
В работе с детьми мы используем как традиционные, так и нетрадиционные формы физического воспитания:
- закаливающие мероприятия (утренняя гимнастика - осуохай, ритмика, якутские танцевальные движения и традиционные комплексы упражнений по ФГОС ДО, воздушное закаливание, сон без маек);
- прогулки на свежем воздухе (с подвижными национальными играми и индивидуальной работой);
- спортивные праздники и дни здоровья, ежемесячно, по плану творческой группы «Чэгиэн»;
- физкультминутки;
- физкультурные и музыкальные занятия и развлечения, связанные с ритмикой и движением;
- занятия по национальным видам спорта и национальным подвижным играм;
- занятия лечебной физкультурой;
- спортивные секции.
Для полноценного физического развития детей и реализации их потребности в движении создаются определенные условия.
В группе выделено достаточно места для активного движения, есть спортивный уголок, где наряду с традиционным оборудованием имеется и нетрадиционное (изготовление своими руками) : коврики для профилактики плоскостопия, плетеные косички, змейка, мягкие изделия для развития мелкой моторики рук, мячи из конских волос и т. д. Яркость и красота этого оборудования способствуют эмоциональному настроению детей, повышению интереса к занятиям, получению удовольствия от выполнения упражнений.
Для физкультурных занятий оборудован спортивный зал, где находятся гимнастическая стенка, скамейки, дуги, обручи, мячи разных размеров, спортивный инвентарь, мягкие модули – все это повышает интерес детей к физкультуре, развивает жизненно важные физические качества, увеличивает эффективность занятий, позволяет малышам упражняться во всех видах основных движений в помещении.
Физкультурные занятия и секции становятся более интересными и доступными для детей, поскольку положительный, эмоциональный настрой способствует более быстрому усвоению материала. В своей практике мы широко используем полноструктурные занятия, уделяя внимание каждому ребенку, при этом учитывая индивидуальные особенности и физиологические возможности мальчиков и девочек.
При планировании работы спортивных секций мы опираемся на принципы рациональной организации двигательной активности детей, используя рекомендации Ю. Ф. Змановского:
- преобладания циклических упражнений;
- частая смена упражнений при многократном повторении одного;
- музыкальное сопровождение занятий;
- осознанное отношение детей к выполнению упражнений;
- мышечное расслабление – обязательная часть занятий;
- присутствие положительных эмоций;
- красивое выполнение заданий.
От традиционных занятий спортивные секции отличаются содержанием, формой проведения, увеличением продолжительности бега. Мы проводим спортивные секции, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой подвижности; занятия-тренировки в основных видах движений; занятия-соревнования; занятия-зачеты; занятия с элементами ритмики, самостоятельная двигательная деятельность детей. Тщательно подбираем и расставляем оборудование, что позволяет увеличить общую и моторную плотность занятия, добиться тренирующего эффекта. Проводится 1 раз в месяц физкультурный досуг, который планируем на хорошо знакомом материале в разных формах, поощряя детей сладкими призами и грамотами. Творческая группа «Чэгиэн» дважды в год проводит спортивный праздник.
В работе с родителями мы ставим такие задачи:
- знакомить родителей с основами теоретических знаний и практикой работы с детьми по вопросам физического воспитания;
- повышать интерес к проблемам оздоровления ребенка;
- готовить и проводить совместные с родителями мероприятия.
Для решения поставленных задач мы выступаем на родительских собраниях, проводим беседы-консультации, устраиваем открытые просмотры. Постоянно информируем родителей об успехах их детей.
Совместно с родителями проводятся спортивные праздники: «Папа, мама и я – спортивная семья», «Я с отцом»- по национальным видам спорта, «Дружные старты»- сотрудники детского сада «Мичээр» с родителями, благоприятная атмосфера которого способствует не только укреплению здоровья, но и формирует между родителями, детьми и сотрудниками более доверительные отношения, основанные на любви, взаимопонимании, творчестве.
Подобная работа позволила нам достичь определенных результатов:
- дети удовлетворили потребность в движениях, физическом совершенствовании;
- наши воспитанники стали чемпионами и призерами в окружных и городских соревнованиях между МБДОУ города Якутска;
- дошкольники стали более гибкими, у них повысилась работоспособность;
- ребята стали с удовольствием посещать спортивный зал во время специально организованной деятельности и в свободное время;
- к концу возрастного периода каждый ребенок овладел соответствующими двигательными навыками;
- у родителей повысился интерес к проблемам физического воспитания собственных детей;
- за последние годы наметилась тенденция к снижению детской заболеваемости.
Таким образом, в результате последовательной, системной работы с детьми и их родителями уровень физкультурно-оздоровительной деятельности в нашем детском саду поднялся на качественно новую ступень.