Лариса Прокопенко
Физкультура и спорт как средство реабилитации и социальной адаптации детей дошкольного возраста с неврологической патологией
▼ Скачать + Заказать документы
Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по сохранению и укреплению здоровья детей.
В связи c этим, каждое дошкольное учреждение должно приобрести статус адаптивного учреждения, то есть создавать любому ребенку условия для реализации своих интересов. Потребностей и способностей. Это необходимо для сохранения физического, психического и социального здоровья детей.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Физическое развитие. Работа инструкторов по физкультуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2024
Конечная цель такого ДОУ ориентирована на развитие ребенка и на сохранение его здоровья, на создание ситуации успешной жизнедеятельности, на развитие способности быстрой адаптации к новым условиям жизнедеятельности в различных видах общества (школах, институтах, профессиональной деятельности). Одним из таких адаптационных дошкольных учреждений является и наш детский сад.
Детский сад посещают дети с различными нарушениями опорно – двигательного аппарата и многие из них имеют сложную структуру нарушения развития (ОНР-I-II, ЗПР, нарушения зрения и слуха, нарушениями ЦНС). Задача обеспечения доступности образования для детей с ОВЗ - одна из приоритетных в деятельности ДОУ.
Я работаю инструктором по ФК и расскажу об одном из направлений деятельности ДОУ, это физическое воспитание детей с ОВЗ, которое занимает особое место. В процессе физического воспитания и развития детей происходит не только становление двигательной сферы ребёнка, но и осуществляется формирование умственных способностей, нравственно-эстетических чувств, развитие речи, закладываются основы целенаправленной и организованной деятельности.
Комплектование воспитанниками и определение периода их пребывания в ДОУ осуществляется на основании решения городской медико-психолого-педагогической комиссии. Эти дети имеют определённые проблемы в физическом развитии различной степени в зависимости от тяжести заболевания, из них с неврологической патологией с диагнозом ДЦП, некоторые имеют статус ребенок-инвалид.
Двигательные нарушения при ДЦП являются ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции оказывает неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций ребёнка
Невольно возник вопрос, а что я могу сделать, для укрепления здоровья детей и для коррекции имеющихся нарушений, в условиях детского сада?
Не существует определенного способа лечения, который способен восстановить поврежденный мозг. Но, если работать по программе, правильно подобранным методикам, индивидуально подходя к каждому ребенку, то можно корригируя улучшить физическое состояние подопечного.
Именно своевременность использования физических упражнений с профилактической целью является наиболее значимым фактором внедрения АФК в практику коррекционной работы дошкольных учреждений.
Применяемые в занятиях коррекционные физические упражнения просты и доступны для выполнения, не вызывают побочного воздействия, а проводимые в игровой форме занятия, становятся более привлекательными, повышают эмоциональное состояние ребенка, его физические возможности, оказывают оздоровительное и общеукрепляющее влияние на детский организм; укрепляют ослабленные мышцы, восстанавливают двигательную координацию, борются с искривлением позвоночника и так далее.
Занятия ЛФК проводятся в форме малогрупповых от 3 до 5 раз в неделю по 15-30 минут. С детьми, имеющими среднюю и тяжелую степень ДЦП, занятия проводятся индивидуально. Тренируемые навыки на занятиях ЛФК целесообразно постоянно адаптировать к повседневной жизни ребенка.
В занятия по АФК включаются упражнения: ходьба, прыжки, метание, общеразвивающие упражнения, на координацию движений, на развитие равновесия и другие. Проводятся подвижные игры различной степени подвижности, в которых ребенок с НОДА принимает участие, в силу своих возможностей.
Упражнения выполняются либо с помощью взрослого, либо самостоятельно ребенком в облегченном виде. Более сложные упражнения, которые ребенок не может выполнить даже с помощью, заменяются на другие, более простые упражнения.
Освоив технику выполнения упражнений у детей с диагнозом ДЦП появляется чувство уверенности в себе. Повышается интерес к занятиям по физической культуре. Ребенок хочет научиться выполнять новые упражнения без помощи взрослого.
Чтобы повысить у детей интерес к занятиям, я включаю упражнения и игры на фитболах и с игровым парашютом.
Фитболы обладают комплексом полезных воздействий на организм ребенка с неврологической патологией. Так, например, вибрация на мяче способствует лучшему кровообращению и лимфооттоку, увеличивает сократительную способность мышц. Вибрация сидя на мяче по своему физиологическому воздействию сходна с иппотерапией (лечением верховой ездой). Фитбол способствует хорошей релаксации мышц, а естественная выпуклость мяча может использоваться для коррекции различных деформаций позвоночника. Фитбол-гимнастика в практике АФК дает положительные результаты у детей с различными формами НОДА.
Большой интерес у детей вызывают занятия с игровым парашютом
Игры с парашютом – это веселые командные игры. Взрослые и дети разного возраста играют вместе. Игры развивают воображение, когда играющие «превращаются» в сказочных персонажей, а парашют — в облако, домик, гриб, имитирует волны, ветер и т. д. Его поднимают и опускают, ходят с ним по кругу, одновременно исполняя детские песенки, стишки или считалки. Играть можно как в помещении (в спортивном или музыкальном зале, так и на игровой площадке. Парашют использую и в тихих, спокойных играх, и более активных, подвижных, при проведении ОРУ, релаксации, в играх-эстафетах, спортивных праздниках, развлечениях.
При проведении занятий я широко использую разнообразный спортивно-игровой материал и оборудование и твердо убеждена, что основным методом занятий с дошкольниками является игровой метод. Игровой метод придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.
В настоящее время существует много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных – это танцевально-игровая гимнастика. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность – в её разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. Я применяю этот вид не только на занятиях по АФК, но и при проведении физкультурных праздников и развлечений. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения лечебно-профилактического танца, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий животных. Это очень удается детям с двигательными нарушениями, потому что не требуется точное исполнение, а только имитацию движений.
Нетрадиционные виды упражнений на моих занятиях представлены: пальчиковой гимнастикой, игровым массажем, дыхательной гимнастикой, релаксационными упражнениями и коррекционными позами «лечение положением», которые необходимы для расслабления мышц.
Наши воспитанники посещают 1 раз в неделю плавательный бассейн «Садко», где тренер по плаванию проводит занятия для поддержания необходимого уровня развития двигательных качеств и способностей с целью обучения плаванию. Сопровождающие детей воспитатель или инструктор по ФК в это время находится в воде и обеспечивают помощь детям с ДЦП. Занятия на воде повышают устойчивость организма, закаляют его, снимают психоэмоциональное напряжение. Применение разносторонних упражнений на суше и в воде хорошо влияет на постановку правильного дыхания в воде, улучшение координации двигательных способностей, увеличение силы и тонуса мышц, улучшение сердечно – сосудистой и дыхательной систем, что в свою очередь вызывает рост и укрепление опорно-двигательного аппарата воспитанников.
Несомненно, важным аспектом работы с детьми со сложной структурой нарушения развития является совместная деятельность с родителями, которые не всегда могут оценить сложность индивидуальных нарушений своего ребенка, понять и принять ее и помочь своему ребенку правильно развиваться.
Различными формами работы по физическому воспитанию детей в дошкольном учреждении, привлекаем их к участию совместной деятельности, а так же способствуем формированию у родителей ценностного отношения к здоровью в целом.
Наиболее интересной и благодатной в этом плане являются совместные индивидуальные занятия детей с родителями, на которых родители видят последовательность и точность упражнений с детьми, направленных на коррекцию того или иного нарушения развития.
Чего же мы добились в результате своей работы по физическому развитию и двигательной реабилитации наших воспитанников?
-Исправления или улучшения плоскостопия и нарушений осанки у детей с НОДА и ремиссии у детей с ДЦП.
-Повышение уровня физического, психического здоровья детей.
-Снижение количества пропущенных дней по болезни.
-При регулярном посещении детского сада, наши дети с диагнозом ДЦП, стали более раскрепощёнными, у них повысилась и познавательная активность, и интерес к совместной деятельности ни только со взрослыми, но и со сверстниками.