Валентина Цапова
Физкультминутки и их место в режиме дня дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
здоровьесберегающих технологий в режиме дня дошкольника»
Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания. Одной из таких форм являются физкультурные минутки. Цель проведения физкультурной минутки – повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для детей во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящейся в статическом состоянии; мышцы кистей рук. Умственное утомление распознается, прежде всего, по снижению внимания. В результате статического напряжения у ребенка сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение, что приводит к нарушению осанки, отрицательно сказывается на работе жизненно важных функций организма, в итоге негативно отражается на здоровье дошкольника. Физкультминутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий применяется для детей всех возрастных групп.
Публикация «Физкультминутки и их место в режиме дня дошкольников» размещена в разделах
Физкультминутки проводятся в паузах на занятиях по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений. Их цель – поддержание умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне. Первые признаки утомления появляются у детей средней группы на 7 — 9 минуте занятия, старшей — на 10 — 12, подготовительной к школе — на 12 — 14. Оно сказывается на их поведении: ребята отвлекаются, шумят, переговариваются. Эти признаки служат для педагога сигналом того, что дети устали, и необходимо дать им возможность отдохнуть, переключив на другой активный вид деятельности. Продолжительность физкультминуток 2-3 мин. Они могут выполнять релаксационную, коммуникативную, развлекательную, воспитательную функцию. Варианты физкультминуток проводятся ежедневно не только на занятиях, но включаются в свободную деятельность детей, используются на прогулках как средства развития эмоциональной устойчивости. (Приложение 1)
Ребята выполняют физические упражнения, стоя у столов или выходя на свободное место (потягивания, наклоны, движения рук вверх и вниз, полуприседая, подпрыгивая, ходьба). Физкультминутка может сопровождаться текстом связанным или не связанным с содержанием занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов данной строки, а до начала следующей — глубокий и спокойный выдох, тогда после физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным и ритмичным. Интересно и эмоционально проходят физкультминутки с музыкальным сопровождением. Дети могут выполнять под музыку несколько видов танцевальных шагов или спеть 1-2 куплета песни, сопровождая их импровизированными движениями (кружение, наклоны, приседания и т. п.). Если на занятиях у детей не наблюдается признаков утомления физкультминутку можно не проводить.
На эффективность проведения физкультминуток влияет качество и глубоко продуманная предварительная работа педагога по подготовке необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно. Музыкальное сопровождение (бубен, барабан, фортепиано, аудиозаписи) оставит неизгладимый след в памяти детей и будет способствовать наиболее яркому восприятию движений.
НЕТРАДИЦОННЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
1. РАЗНОЦВЕТНЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
«Гармония в цвете – гармония в душе – гармония в движении — гармония в жизни» — известный постулат японских педагогов.
Добиться гармонии можно, используя грамотно разноцветные физкультминутки. (Приложение 2)
Эффективно использовать сюрпризный момент - появление "гостя", то есть куклы, игрушки соответствующего цвета. Дать возможность насладиться цветом, а потом предлагать упражнения.
Красные физкультминутки. Нередко красные цвета успешно используются для лечения детской анемии и апатии.
Красный цвет - это сила. Это цвет огня, жажды жизни и скорости. Он дает энергию, активизирует и возбуждает. Он излучает тепло, оказывает тонизирующее действие на нервную систему.
Под воздействием красного цвета у человека учащается пульс, активизируется мускульная сила.
Красный цвет может помочь в преодолении депрессии, меланхолии, страха. Этот цвет может помочь активно преодолевать жизненные препятствия, повышает работоспособность и выносливость, улучшает настроение.
Оранжевые физкультминутки. Оранжевый цвет - цвет жизненности и тепла. Он благоприятно влияет на замкнутых и недоверчивых людей, помогая им раскрыться.
Оранжевый - это теплый, активизирующий цвет. Он способствует оптимизму, открытости, эмоциональной уравновешенности, доверию и чувству единения.
Желтые физкультминутки. Созерцание желтого цвета обеспечивает организму равновесие, самоконтроль, создает гармоничное отношение к жизни, повышает самооценку и помогает при нервном истощении. Это тонизирующий цвет.
Он стимулирует интеллект и общительность. Желтый цвет связан с умственными способностями, организованностью, вниманием к деталям, дисциплиной.
Зеленые физкультминутки. Зеленый цвет - цвет самой природы, вечного обновления и бессмертия. Он вызывает чувство уравновешенности, гармонии, спокойствия и надежды, помогает рассеивать отрицательные эмоции.
Эффективно действия зеленого при головных болях, утомлении глаз, нарушении зрения. Он обладает усыпляющим действием, способствует успокоению расшумевшихся.
Синие физкультминутки. Синий - цвет душевного покоя, он связан с самоанализом и самоуглублением.
Синий цвет рекомендуется детям недоверчивым, беспокойным, напряженным. Он вдохновляет на творчество, служит проводником в мир интуиции.
Коричневые физкультминутки. Этот цвет надежности и прочности. Он успокаивающий и сдержанный.
Он помогает снять беспокойство и тревогу. Это цвет защиты, цвет - защитник.
Белые физкультминутки. Белый цвет оказывает тонизирующее действие на организм человека. Он оказывает благотворное влияние на замкнутых и скованных. Он помогает при общении.
Серебряные физкультминутки. Серебряный цвет успокаивает, уменьшает волнение, освобождает от эмоциональной скованности.
Этот цвет помогает устранять споры и восстанавливать душевное равновесие. Он развивает воображение и фантазию.
Золотые физкультминутки. Золото символизирует чистоту. Этот цвет излучает приветливость и жизненную силу.
2. «Пальчиковая гимнастика»
Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающие воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа «Сорока-белобока» и др.) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного пальца – положительно влияет на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
В Китае популярны упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание ладонями шестигранного карандаша.
Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и др. Многие видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающие воздействия. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.
Считается, что упражнение «Браслет» (растирание запястья, «Мельница» (пальцы слегка сцеплены, большие пальцы изображают мельницу) улучшают лимфоток (циркуляцию крови). Улучшение лимфотока способствует повышению иммунитета.
Найдем «Точку труда». Сожмите руку в кулак, безымянный палец показывает ее положение. Упражнения на этой точке повышают работоспособность.
Упражнения со всей кистью «стряхнуть воду с рук» и др. помогают расслабиться.
Рекомендации по проведению: Упражнения выполняются в медленном темпе, (от 3до 5 раз) сначала одной, потом другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе.
«Бобик» (младшая гр., «Теремок» (средняя гр., «Апельсин» (старшая гр.)
1. Бобик, Бобик, славный пес (вращение кулаком)
Белый лобик, черный нос (показать на лице)
Бобик, Бобик, лапу дай! (вытянуть руку вперед)
Сядь на коврик и не лай! (погрозить пальчиком)
2. Стоит в поле Теремок, на двери весит замок (пальцы рук соединены домиком)
Как же нам замок открыть и зверей туда впустить. (развести большие пальцы)
Это – зайчик, (указательный и средний – поднять, остальные сжать)
Это мышка, (пальцы сжаты в кулак, мизинец поднять вверх)
Это ежик, (ладони соединить, пальцы развести)
Это мишка (руки у головы, пальцы согнуты)
Стоит в поле теремок, он не низок, не высок (хлопать в ладони)
3. Мы делили апельсин (вращение кулаком)
Много нас, (развести пальцы)
а он один (все пальцы в кулак, указательный вверх)
Эта долька для ежа (загибать пальцы, начиная с мизинца)
Эта долька для чижа
Эта долька для зайчат
Эта долька для бельчат
Эта долька для бобра
А для волка кожура (одна рука опущена вниз пальцы вместе, другая гладит сверху вниз)
Он сердит на нас беда (руки соединить у запястья, пальцы имитируют зубы)
Разбегайся, кто куда (пальцы «убегают»)