Егорова Тамара
Игры с мячом «Физкульт-ура»
▼ Скачать + Заказать документы
Для ребенка мяч – это предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает, ловит и т. п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом крайне важны и для развития руки малыша.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше "двигательных сигналов" поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а, следовательно, и интеллектуальное развитие ребенка.
Публикация «Игры с мячом „Физкульт-ура“» размещена в разделах
Малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия (бросание, катание, бег за мячом и др., получают нагрузку на все группы мышц (туловища, брюшного пресса, ног, рук, кистей) - у них активизируется весь организм. Даже, казалось бы, обычное подкидывание мяча вверх вызывает необходимость выпрямления, что благоприятно влияет на осанку ребенка. Можно сказать, что игры с мячом – специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать, перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке.
Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно, как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ.
Игры-упражнения с прокатыванием мяча.
Эти игры развивают навык отталкивания, остановки и ловли мяча в разнообразных, меняющихся условиях: прокатывание под дугами, льдинками, комочками снега, кубиками и т. д. Игры способствуют координации движения, развивают внимание, глазомер.
«Мяч с горки»
Цель игры: прокатывание мяча с горки.
Описание игры. Дети стоят в колонне по одному перед горками. Количество колонн зависит от наличия горок. 2-4 горки вполне достаточно для группы. Скатив мяч с горки, дети идут за своим мячом и, передав его следующему, становятся в колонну сзади.
Варианты:
а) скатывать левой рукой;
б) скатывать двумя руками;
в) скатывать мяч, дуя на него;
г) скатывать, чтобы мяч прошел в ворота;
д) скатывая мяч, поймать его в совок.
«Прокати мяч!»
Цель игры: научить детей прокатывать мяч в заданном направлении.
Описание игры. Дети стоят друг против друга на расстоянии до 1 м. На двух игроков нужен один мяч. Дети присаживаются на корточки и каждый стремится прокатить мяч своему партнеру.
Варианты:
а) прокатывать, сидя на корточках;
б) стоя на одном колене, на двух коленях;
в) стоя во весь рост, наклоняясь во время броска вниз — вперед;
«Мяч, ко мне!»
Цель игры: научить прокатывать мяч в определенном и произвольном направлениях.
Описание игры. Дети рассаживаются на пол (на участке, сидя на корточках в кругу). Ведущий с мячом - в центре круга. Он катит мяч каждому ребенку по очереди. Дети ловят мяч и отсылают обратно, к ведущему.
Варианты:
а) прокатывание мяча через одного игрока, через двух;
б) прокатывать тому, кого назовет ведущий.
«Мяч в коридоре»
Цель игры: научить детей ловить мяч, катящийся навстречу игроку по полу, по земле.
Описание игры. Из гимнастических палок делают два или четыре коридора (длина 3-4 м). Дети выстраиваются у начала коридоров. Бросив мяч, бегут за катящимся мячом и стремятся его поймать, не дав ему выкатиться из коридора.
Варианты:
а) ловить катящийся мяч после счета: раз - два - три - лови;
б) ловить в конце коридора, в середине, у флажка.
«Закати мяч!»
Цель игры: обучать прокатыванию мяча в ворота и неподвижную цель.
Описание игры. Дети из кубиков (кеглей, гимнастических палок) выкладывают прямоугольник без одной стороны. Количество их - по числу команд. Затем, стоя в 2-3 м от ворот, прокатывают в ворота прямоугольника каждый свой мяч. По окончании прокатывания все собирает мячи.
«Поймай отскочивший мяч!»
Цель игры: научить ловить мяч с изменением направления.
Описание игры. Перед детьми на расстоянии 1-2 м выстраивается поперек стенка из кубиков (6-8 штук). Присев на корточки, нужно прокатить мяч, чтобы он ударился об стенку из кубиков и прокатился обратно к игроку. Воспитатель следит, чтобы мячи у детей катились не подпрыгивая (с этой целью рука при прокатывании не должна подниматься высоко над полом, толчок мяча при прокатывании должен быть достаточно сильным (для этого рука при замахе отводится подальше назад и резким движением посылается вперед, тогда мяч покатится с достаточной скоростью).
Варианты: бросать одной - ловить другой рукой.
«Не урони мяч!»
Цель игры: научить детей передавать маленькие мячи из рук в руки. Совершенствовать умение ориентироваться в направлении движения (вправо, влево, назад, вперед, как по кругу, так и в колоннах и т. д.)
Описание игры. Дети стоят по кругу в полушаге друг от друга (можно играть в 2-3 кругах). У одного игрока - теннисный мяч. Необходимо передать мяч вправо соседу. Мяч передается и принимается правой рукой.
Варианты:
а) предают правой рукой - принимают левой рукой;
б) передают правой - принимают левой, перекладывают в правую и передают дальше;
в) передают, не отнимая ноги от пола (земли);
г) то же, но передают за спиной;
д) стоя в колонне по одному, передают сбоку назад, через плечо назад и т. д. ;
е) то же самое, но сидя на стульях, на полу, на корточках, на двух коленях;
ж) то же, но передавать сразу два мяча.