Ирина Зайцева
Физическое развитие детей посредством применения здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Дошкольный возраст - самый поддающийся воздействиям период. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает. По опыту своей работы я убедилась в необходимости поддержания и укрепления здоровья детей.
Публикация «Физическое развитие детей посредством применения здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Виды здоровьесберегающих технологи Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения
Гимнастика утренняя Ежедневно, утром, перед завтраком В групповой комнате
Пробуждающая гимнастика Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин Форма проведения различна: упражнения на кроватках; ходьба по корригирующим дорожкам
Подвижные и спортивные игры Как часть непосредственной образовательной деятельности по физической культуре, на прогулке, в групповой комнате - малой и со средней степенью подвижности. Ежедневно. Игры подбираются в соответствии с местом и временем ее проведения. Используются элементы спортивных игр
Динамические паузы и физминутки Во время занятий, 2-5 мин., В групповой
Пальчиковые игры индивидуально либо с подгруппой ежедневно в различных формах физкультурно оздоровительной работы Проводится в любой удобный отрезок времени
Артикуляционная гимнастика индивидуально либо с подгруппой ежедневно Проводится в любой удобный отрезок времени. В групповой
План проведения здоровьесберегающих технологий
По статистическим данным имеют проблемы со здоровьем :
От 30 до 40% детей имеют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата.
20-25% - со стороны носоглотки.
У 30-40% детей младшего и у 20-30% детей старшего дошкольного возраста отмечены невротические проявления.
У 10-30% дошкольников отмечено наличие аллергических реакций.
10-25% имеют отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы (повышение артериального давления и др.).
У 50% детей в 6-7-летнем возрасте отмечается стойкое повышение артериального давления.
Растет число детей с отклонениями и заболеваниями органов пищеварения, костно-мышечной (нарушение осанки, сколиозы и др., мочеполовой, эндокринной систем. Достаточно высок процент кариеса.
Результаты внедрения здровьесберегающих технологий в ДОУ Для детей :
1) Сформированные навыки здорового образа жизни.
2) Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.
3) Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности
4) Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
Для родителей:
1) Сформированная активная родительская позиция.
2) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.
3) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ
В соответствии с названными проблемами можно определить следующие здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя:
1. Защитно-профилактические технологии, которые направлены на защиту ребенка от неблагоприятных для здоровья воздействий окружающей среды. К таким технологиям относятся : выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; поддержание чистоты и проведение прививок с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки, исключающего наступление состояния переутомления учащихся; использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах с целью профилактики травматизма и т. п. Большая часть того, что в школах традиционно понимается под здоровьесберегающими технологиями, как раз и относится к этой группе.
2. Компенсаторно-нейтрализующие технологии – при их использовании ставится задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, или хотя бы частично нейтрализовать негативные воздействия в тех случаях, когда полностью защитить человека от них не представляется возможным. Это, например, физкультминутки и физкультпаузы, в какой-то мере нейтрализующие неблагоприятное воздействие статичности уроков, недостаточность физической нагрузки, эмоциональные разрядки, или «минутки покоя», снижающие стрессогенные воздействия, психоэмоциональное напряжение.
3. Информационно-обучающие технологии обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье (своем и своих близких, помогают в воспитании культуры здоровья. К таким технологиям относятся образовательные, просветительские и воспитательные программы, адресованные учащимся, их родителям и педагогам.
4. Учебно-воспитательные технологии, включающие программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей;
5. Технологии взаимодействия ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей. Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры. Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ. Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителямиспортсменами и др.). Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Пальчиковые гимнастика
№ Содержание
1 Пальчиковая игра «Моя семья»
Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это - мама,
Это - я,
Это - бабушка моя,
Это - папа,
Это - дед.
И у нас разлада нет.
«Капустка»
Мы капустку рубим, рубим,
Мы капустку солим, солим, Мы капустку трем, трем,
Мы капустку жмём, жмём.
Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.
2 Пальчиковая игра «Осенний букет».
Хором.
Раз, два, три, четыре, пять - (Сжимаем и разжимаем кулачки.) Будем листья собирать.
Листья березы, ( Загибать поочередно пальцы: большой,
Листья рябины, средний,
Листья тополя указательный,
Листья осины, безымянный,
Листья дуба мизинец.)
Мы соберем (Сжимать и разжимать кулачки.
Маме осенний
Букет отнесем Вытянуть вперед ладошки)
Песню осеннюю Маме споем
3 Пальчиковая игра «Пальчики гуляют»
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик - гриб нашел, загибает мизинец
Этот пальчик чистит стол. загибает безымянный палец
Этот - резал, загибает средний палец
Этот - ел, загибает указательный палец
Ну, а этот лишь глядел! загибает большой палец
4 Пальчиковая игра «Салат»
Мы морковку чистим-чистим, Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой.
Мы морковку трём-трём, прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад.
Сахарком её посыплем «Посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками.
И сметанкою польём. Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая.
Вот какой у нас салат, Протягивают ладони вперёд.
Витаминами богат! Поглаживают ладошкой живот.
Гимнастика после дневного сна
№ Содержание
1 Упражнения в кровати Руки вперед, широко в стороны.
Присесть, встать, руки вверх. Присесть, голову прижать руками к коленям, колени обхватить. Раз, два, три, четыре, пять. Надо нам скорей вставать. Потянулись мы немножко,
А сейчас поднимем ножки.
Руки вытянем вперед и в ладоши хлоп-хлоп-хлоп. Дружно сядем мы все ровно, покачаемся, как клоуны. Повернемся мы налево, повернемся мы направо. Встанем мы теперь, дружок, быстро сделаем кружок.
Раз, два, три, четыре,
Сделаем мы круг пошире.
2 Потянулись-потянулись, А теперь мы повернулись. Вот подняли ножки, "Побежали" по дорожке. Тут конец дорожке, опустили ножки. Руки все подняли, ими поиграли. Потянулись к небу выше и достали все до крыши.
3 Имитировать движения в соответствии со словами. В кроватке.
Моем шею, моем уши,
Вытираем их посуше.
Чистота всего дороже.
Мы и зубы чистим тоже
Порошком, порошком.
Раз, два, три – зубы щеткой чище три
4 «Велосипед»
Улучшение кровообращения верхних и нижних конечностей. Укрепление мышц брюшного пресса.
А теперь ложись на плед.
Ноги – твой велосипед!
Ты их кверху поднимай
И крути скорей давай!
Снова мы на спинку ляжем,
Будем загорать на пляже.
Станем медленно вставать,
Чтобы дельфинам помахать!
5 «Часы»
Тик – так, тик – так, Все часы идут вот так; Тик – так, тик – так,
Смотри скорей, который час.
Тик – так, тик- так, тик –так,
Налево – раз, направо – раз,
Мы тоже можем так.
6 «Лужайка»
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал
Динамические паузы и физминутки
№ Содержание
1 Динамическая пауза «Кошкина зарядка» Посмотрите, у окошка разминает лапы кошка. Тянется-потянется, малюткой не останется. Спинку горбит, словно мостик,
Поднимает кверху хвостик.
Когти выпускает, царапает, играет.
Ушко лапкой почесала
И тихонечко сказала: «Мяу!»
(Движения выполняются в соответствии с текстом)
2 Двигательная минутка «Щенята и котята» (выполняются движения по тексту)
А щенята как проснутся, очень любят потянуться,
Обязательно зевнут, ловко хвостиком махнут! А котята спинку выгнут и неслышно с места прыгнут,
Перед тем, как прогуляться, начинают умываться
3 Физминутка «Зайка»
Зайка по лесу скакал, Руки перед грудью. Зайка корм себе искал. Мелкие поскоки на 2-х ногах.
Вдруг у зайки на макушке Ладони приставить к голове.
Поднялись, как стрелки, ушки.
Шорох тихий раздаё тся: Пугливо оглянуться. Кто-то по лесу крадётся. Заяц путает следы, Поскоки по кругу, петляя. Убегает от беды. Прыгнул вбок и обернулся, Большой прыжок на 2-х ногах в сторону
И под кустиком свернулся,
Словно беленький клубок - Присесть, свернувшись
Чтоб никто найти не смог. в клубок.
4 «Обезьянки» (движения соответственно тексту)
Рано утром на полянке так резвятся обезьянки:
Левой ножкой: топ, топ! Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх! Кто поднимет выше всех?
Руки вниз – и наклонись. На пол руки положили.
А теперь на четвереньках погуляем хорошенько.
А потом мы отдохнём, посидим и спать пойдём!
5 Упражнение «Ветер и солнышко»
Ветер, ветер, поскорей Качают руками над головой, вправо-влево.
Тучу тёмную развей. Солнце, солнышко, гори, «Рисуют» рукой в воздухе солнце.
Всем нам радость подари. Здравствуй, солнце ясное!
Поднимают вверх одну руку,
Здравствуй, солнце красное! затем другую.
6 Физминутка «Умеем считать»
Раз, два, три, четыре, пять – все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже. Руки за спину заложим, Голову поднимем выше и легко-легко подышим.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик тихо сесть.
Семь – немножко потянуться,
Да и в группу всем вернуться. (движения соответственно тексту