Татьяна Рудкина
Физическое развитие.
▼ Скачать + Заказать документы
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский
ЗДОРОВЬЕ –
это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
(Всемирная организация здравоохранения)
• «здоровье физическое»- это совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде;
Публикация «Физическое развитие,» размещена в разделах
• «здоровье психическое»- это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности;
• «здоровье социальное»- это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных условиях микро-, и макросреды (семье, школе, социальной группе).
Состояние здоровья современных детей
• ЗДОРОВЫХ – от 3-5 до 15%.
• Хронические заболевания почти у 50 % дошкольников.
• Каждые 5-7 лет распространенность нервно-психических заболеваний увеличивается на 10-15%.
• Девиантные формы поведения встречаются у 30% детей.
От чего зависит здоровье?
10% - служба здравоохранения
15% - генетические факторы
20% - окружающая среда
55% - образ жизни
Образ жизни включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.
• Уровень жизни – это степень удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей (в основном это экономическая категория).
• Качество жизни характеризуется комфортом удовлетворения человеческих потребностей (преимущественно социологическая категория).
• Стиль жизни – поведенческая особенность жизни человека, т. е. определенный стандарт, под который подстраивается личность (личностная категория).
Культура здоровья ребенка
• Необходимый уровень, т. е. тот уровень культуры, без освоения которого вообще невозможно говорить о нормах отношения ребенка к себе и окружающим. К этому уровню можно отнести, например, гигиенические навыки, навыки самообслуживания, навыки общения и т. п.
• Желательный уровень. К этому уровню целесообразно отнести навыки и умения, на приобретение которых детьми направлены все разделы работы, осуществляемой в дошкольном учреждении в рамках образовательной программы: музыкальная культура, художественная культура, физическая культура, экологическая культура и т. п.
• Вариативный уровень. К этому уровню относятся виды индивидуального культурного предпочтения, которые, как правило, реализуются через систему дополнительного образования: музыкальных, художественных, спортивных школах и т. п.
Физическая культура воздействует непосредственно на жизненно важные качества, возможности и способности человека, которые получены в виде задатков от природы, передаются по наследству и развиваются в течение жизни поколений под влиянием условий жизни, деятельности и воспитания.
Физическое развитие – это процесс формирования и последующего изменения естественных форм и функций организма ребенка и основанных на них физических качеств. В широком смысле физическое развитие предполагает развитие физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость) и двигательных способностей (координация и глазомер).
Физическое воспитание - это педагогическая система, направленная на:
• совершенствование форм и функций организма ребенка;
• формирование двигательных умений, навыков, знаний;
• воспитание физических качеств;
• формирование привычек здорового образа жизни.
Принципы физического воспитания
• Принцип оздоровительной направленности – обеспечение рационального общего и двигательного режима, создание оптимальных условий для чередования двигательной и познавательной активности детей.
• Принцип разностороннего и гармоничного развития личности – выражается в комплексном решении задач физического, умственного, социально-нравственного, художественно-эстетического воспитания, взаимосвязи физической культуры с жизнью.
• Принцип гуманизации и демократизации – работа с детьми на основе личностно-ориентированного подхода.
• Принцип индивидуализации – создание гибкого режима дня и режима в процессе проведения занятий, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.
• Принцип возрастной адекватности физических упражнений.
• Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий.
• Принцип единства с семьей.
• Принцип непрерывности.
Компоненты физического воспитания
• Телесный компонент предполагает развитие и коррекцию физических данных ребенка : выносливости, координации, силы, быстроты, гибкости.
• Интеллектуальный компонент направлен на развитие познавательных процессов; на овладение элементарными знаниями: техники выполнения различных движений, анатомического строения человека, правил гигиены, закаливания, сохранения и укрепления здоровья; на знакомство с различными видами физкультурно-спортивной деятельности.
• Духовно-мировоззренческий компонент предполагает формирование у детей навыков здорового образа жизни, заинтересованности и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, закаливающих процедурах для дальнейшей самореализации в учебной, спортивной, трудовой, общественной деятельности.
Методы физического воспитания
1. Наглядные методы (имитация (подражание, демонстрация способов выполнения физических упражнений, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, видеофильмы, использование зрительных ориентиров, звуковых сигналов).
2. Словесные методы (описание, объяснение, комментирование упражнений, указания, распоряжения вопросы к детям, команды, беседы, чтение, рассказы и т. д.).
3. Практические методы (выполнение движений, повторение упражнений и т. д.).
Средства физического воспитания
• Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, сна и питания, гигиена помещения, площадки, одежды, спортивного инвентаря).
• Естественные силы природы (солнце, воздух, вода).
• Физические упражнения (обеспечивают удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении, способствуют формированию двигательных умений и навыков).
Система организации здровьесберегающей среды в ДОУ
• Изучение нормативно-правовых документов.
• Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
• Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики.
• Обеспечение благоприятного течения адаптации.
• Выбор программы по физическому воспитанию.
• Составление индивидуальных планов оздоровления на группу.
• Работа с родителями.
• Преемственность со школой.
• Работа воспитателей по самообразованию.
• Выполнение сангигиенического режима.
• Применение здоровьесберегающих технологий
Примерная модель стратегии и тактики работы воспитателя с родителями
1 этап. Ознакомительный.
• сбор информации (собеседование, анкетирование, наблюдение);
• выделение группы риска (по результатам исследований).
2 этап. Общепрофилактический.
• наглядная агитация (стенды, памятки, печать);
• встречи со специалистами.
3 этап. Работа с группой риска.
• выявление проблем (беседы, наблюдения, тесты, опросы);
• коррекция родительских установок (тренинги, беседы).
4 этап. Индивидуальная работа.
• выявление, знакомство с опытом семейного воспитания (выступление в печати, на радио);
• консультативная индивидуальная помощь (по запросам).
5 этап. Рефлексивный.
• выявление изменений родительских установок в группе риска (беседы, наблюдения);
• дополнительное обсуждение отдельных вопросов (с привлечением специалистов).
6 этап. Интегративный.
• современные мероприятия (с привлечением группы риска);
• дискуссии (совместное обсуждение проблем).
7 этап. Перспективный.
• совместное обсуждение планов на будущее.
Здоровьесберегающие педагогические технологии (А. М. Сивцова)
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
- стретчинг;
- ритмопластика;
- динамические паузы;
- подвижные и спортивные игры;
- релаксация;
- гимнастика пальчиковая;
- гимнастика для глаз;
- гимнастика дыхательная;
- гимнастика бодрящая;
- гимнастика коррегирующая;
- гимнастика ортопедическая;
- фитотерапия;
- аромотерапия;
- водные процедуры;
- световоздушные ванны.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни:
- физкультурное занятие;
- игротренинги и игротерапия;
- коммуникативные игры;
- занятия из серии «Здоровье»;
- самомассаж;
- точечный самомассаж;
- биологическая обратная связь (БОС).
3. Коррекционные технологии:
- арттерапия;
- музыкотерапия;
- сказкотерапия;
- цветотерапия;
- психогимнастика;
- фонетическая ритмика.
Оценка эффективности организации форм оздоровительно-воспитательной деятельности в ДОУ
Критерии:
• все физкультурные мероприятия (двигательный режим) должны составлять не менее 50% периода бодрствования;
• физкультурное занятие должно быть основной формой обучения и дозированной тренировки систем и функций организма;
• разученные движения для закрепления и совершенствования должны быть перенесены в повседневные формы работы;
• самостоятельная двигательная деятельность детей должна быть одним из основных критериев степени овладения двигательными умениями;
• в основу процесса физического воспитания должен быть положен индивидуальный и дифференцированный подход;
• вся физкультурно-оздоровительная работа должна проводиться в тесном единстве с семьей.
ФГОС дошкольного образования
«Стандарт решает задачи:
охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;. создание среды, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников»
ФГОС ДО обозначает целевые ориентиры:
• «у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать…»;
• «овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)»;
• «приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др., а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх»; «Ребенок может следовать … правилам безопасного поведения и личной гигиены».