Анастасия Веселкова
Физическая подготовка старших дошкольников к эффективной сдаче испытаний ВФСК гто в условиях ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
«Движение – это жизнь!» Именно в дошкольном возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем. Этот период характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского организма.
Далеко не все современные дети обладают отменным физическим и психическим развитием, у них не достаточно сформирована потребность в занятиях физической культурой. Уже в дошкольном возрасте дети имеют зависимость от электронных игр, а родители зачастую не являются приверженцами здорового образа жизни.
Публикация «Физическая подготовка старших дошкольников к эффективной сдаче испытаний ВФСК гто в условиях ДОО» размещена в разделах
- ГТО в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2024
Моя задача как инструктора по физической культуре - не просто сформировать будущего здорового физически и психологически человека, а быть частью системы этого развития. Комплекс ГТО вполне может справиться с этой задачей, мотивируя детей, родителей и общество предпочесть занятия физической культурой и спортом компьютеру и телевизору.
Давайте немного вспомним об истории создания комплекса ГТО и сравним его с вновь введенным всероссийским физкультурно-спортивным комплексом.
Программа физкультурной подготовки, которая существовала в нашей стране с 1931 года по 1991 год называлось Всесоюзное движение «Готов к труду и обороне». В настоящее время по Указу Президента РФ с 1 сентября 2014 года в России вводится Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» для решения проблемы продвижения ценностей здорового образа жизни и укрепления здоровья детей.
Охват населения ранее был в возрасте от 10 до 60 лет. Сейчас от 6 до 70 и старше.
С марта 1931 года первый комплекс ГТО состоял всего из одной ступени и предлагал к выполнению 21 испытание. Со временем появилась необходимость установить повышенные требования к физической подготовке молодежи, которая все в больших масштабах начала успешно выполнять испытания на значок ГТО. В 1932 году был утвержден и введен в действие комплекс ГТО II ступени. Испытаний было уже 25. В начале 1934 г. в практику работы по физическому воспитанию среди детей вошёл комплекс БГТО («Будь готов к труду и обороне»).
Введенный в 1972 году новый комплекс ГТО имел V возрастных ступеней.
В наше время комплекс состоит из 18 возрастных ступеней.
Ступени комплекса ГТО состоят из нормативов, определяющих уровень развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ранее еще в него входило оказание первой помощи, выполнение санминимума, знание основ самоконтроля, знание основ физкультурного движения в СССР, ударничество на производстве.
Изначально сдача нормативов подтверждалась только серебряными и золотыми значками ГТО. Сейчас добавлен ещё бронзовый значок.
В нашей ДОО ведётся физкультурно-оздоровительная работа, направленная на совершенствование двигательных навыков и на улучшение показателей физического развития для подготовки к сдаче норм ГТО, воспитание у детей правильного отношения к своему здоровью.
В учебном году дошкольники выполняли следующие тесты:
Челночный бег 3х10 метров (секунд,
Наклон вперед из положения, стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи – см.)
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см,
Метание теннисного мяча в цель, дистанция 5 м (кол-во попаданий,
Поднимание туловища из положения, лёжа на спине (кол-во раз за 1 мин).
Шестиминутный бег (мин, сек).
Для успешной сдачи норм ГТО необходимы регулярные занятия. В работе с дошкольниками начинать целесообразнее с подводящих и игровых упражнений.
Подводящие упражнения для подготовки детей 6-7 лет к выполнению нормативов комплекса ГТО проводятся в непосредственной образовательной деятельности по физической культуре, на утренней гимнастике, на прогулках, в подвижных играх, на спортивных досугах, праздниках.
Большое значение для успешной подготовки к сдаче нормативов комплекса ГТО имеет правильное распределение практического материала в основной части занятия по физической культуре. Необходимо рационально сочетать разные виды основных движений для обеспечения всестороннего развития организма ребёнка. Подбор упражнений должен способствовать наибольшей двигательной активности ребёнка. Также необходимо многократное повторение упражнений, без этого невозможно сформировать и упрочить двигательные динамические стереотипы, составляющие физиологическую основу двигательных навыков, с помощью которых в дальнейшем дети и смогут воспользоваться при сдачи нормативов комплекса ГТО. Очень важно постепенное нарастание объема и интенсивности нагрузок. Слишком лёгкое задание может оказаться малоэффективным, вызвать отрицательную реакцию детей в виде снижения интереса к работе. По тем же причинам не следует предлагать и чрезмерно трудный материал.
Подводящие упражнения для выполнения теста "Челночный бег 3х10 метров (секунд)" это:
Разнообразные беговые эстафеты;
Эстафета с кубиком;
Челночный бег, 2x10 и 3x5 м. ;
Подвижные игры: «Воробьи вороны», «Хитрая лиса», «Мышеловка», «Пустое место».
Подводящие упражнения для выполнения теста "Прыжок в длину с места (см)" это:
Выпрыгивание из полуприседа и приседа вверх с максимальным усилием;
Прыжки на обеих ногах в приседе с продвижением вперёд 15 — 20 м. ;
Прыжки на обеих ногах через модули с последующими быстрыми и мощными прыжками через гимнастические маты;
Прыжки в длину с места через ленту (верёвочку);
Прыжки в длину с места на дальность (проводятся в виде соревнований между занимающимися);
Подвижные игры: «Удочка», «Кто дальше прыгнет».
Подводящие упражнения для выполнения теста "Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6м (кол-во попаданий)" :
Метание теннисного мяча в вертикальные цели разного размера, обозначенные на стене и расположенные на различной высоте, с расстояния 4—6 м. ;
Подвижные игры: «Вышибалы», «Охотники зайцы», «Мяч через сетку».
Подводящие упражнения для выполнения теста "Наклон вперед из положения, стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи – см.)" :
Стоя, наклоны вперед, потянувшись ладонями к полу;
Упражнение «Книжка». Достать пальцами рук до носков ног, пяток;
Выпрямление ног из положения упор, присев.
Подводящие упражнения для выполнения теста "Поднимание туловища из положения, лёжа на спине (кол-во раз за 1 мин)" :
Поднимание туловища руки на груди;
Игровое упражнение «Кто быстрее»;
Подводящие упражнения для выполнения теста "Шестиминутный бег (мин, сек)" :
Бег с равномерной скоростью (в равномерном темпе) 1 км;
Бег с неоднократным изменением скорости на дистанции;
Подвижные игры: «Чай-чай, выручай», «Северный и южный ветер», «Ловишки с хвостиками».
Важнейшим фактором повышения активности воспитанников на занятиях по физической культуре является интерес к физической культуре, удовлетворённость воспитанниками своими результатами на занятии. Необходимым условием для этого является применение методов и приемов создания положительного эмоционального фона, оптимальной нагрузки, мотивации к занятиям. Это:
1) Введение соревновательного компонента.
Соревнования:
- командные (эстафеты, бег, прыжки и т. д.);
- в парах (бег из различных исходных положений);
- индивидуальные;
2) Проведение тестирования (еженедельной проверки гибкости, челночного бега, подтягивания и т. д.) для отслеживания воспитанниками динамики развития физических качеств, результатов тренировок.
3) Организация самоконтроля - метода самонаблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом. Он имеет не только воспитательное значение, но и приучает к более осознанному отношению к занятиям.
4) Организация взаимоконтроля результатов детьми. Например, упражнения в парах не только интересны, веселы и эффективны, но и дают возможность сравнить дошкольникам собственные результаты с результатами товарищей, мотивируя на улучшение показателей. Такие методы помогают устанавливать и поддерживать контакт детей друг с другом, выражать свою симпатию, воспитывают умение сопереживать, поддерживать в неудаче, радоваться успехам товарища.
5) Поощрение за успехи. В виде похвалы, примера перед сверстниками, медали, наклейки и т. п.
Для участия в выполнении норм ГТО большую помощь оказывают родители. Информирование о Всероссийском комплексе ГТО происходит на родительских клубах и собраниях, через сайт образовательной организации. Проявление интереса к занятиям физкультурой и спортом происходит у родителей совместно с детьми на физкультурных праздниках, досугах, развлечениях, физкультурных мероприятиях.
С педагогами детского сада ведется просветительская работа по ознакомлению с требованиями и методическими рекомендациями ВФСК ГТО на педагогических часах; проводятся консультации для педагогов: «Что такое ГТО?», «Физкультурно-образовательное пространство дошкольного учреждения как условие подготовки детей к сдаче норм комплекса ГТО». Потенциал дошкольников всех возрастных групп в образовательной области "Физическое развития" ежегодно фиксируется инструктором по физической культуре совместно с педагогами в индивидуальных картах развития воспитанников, даются рекомендации воспитателям по развитию физических качеств детей в течение года. Подобные мероприятия позволяют эффективно повысить качество работы по подготовке дошкольников к сдаче норм ГТО.
Подготовка и участие в сдаче норм комплекса ГТО позволяет не только создать условия для укрепления здоровья детей, воспитания волевых качеств, развития стремления к победе и уверенности в своих силах, а также воспитывать привычку к здоровому образу жизни, патриотический дух и готовность защищать свою Родину. Навыки, полученные в дошкольном детстве могут быть с успехом применены в различных ситуациях, которые возможны в будущей взрослой жизни.