Коновалова Елена
Физическая культура в дошкольном возрасте (старшая группа)
Цели проведения физкультуры в детском саду определяются особенностями физического развития малышей конкретного возраста. Для старшей группы целями работы в рамках образовательного направления «Физическая культура», которое на практике осуществляется главным образом через организацию занятий, является:
развитие правильной осанки (в упражнениях в старшей группе особый акцент делается на формировании навыка сохранять правильное положение тела, когда дети ходят, сидят и стоят);
Публикация «Физическая культура в дошкольном возрасте (старшая группа)» размещена в разделах
укрепление опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы;
тренировка глазомера (к примеру, упражнениями на метание обеими руками в вертикальную цель);
формирование командного духа за счёт того, что в старшей группе подвижные игры по большей части соревновательного командного характера;
воспитание необходимости вести ЗОЖ, заниматься спортом (в старшей группе к выводу о важности следить за своим физическим состоянием подводят видеосюжеты или картинки с образами-антиподами — спортсменом и запустившим своё тело человеком).
Достижению этих целей способствует выполнение задач проведения занятий физкультурой с детьми 5–6 лет :
пополнение двигательного опыта (в сравнении с предыдущим годом, этот вектор развития предполагает разные виды сочетаний упражнений на движение, к примеру, бег спиной вперёд с эстафетной палочкой с бегом приставными шагами);
обучение пластичности движений (через отработку элементов танцевальных упражнений);
развитие ловкости, силы, выносливости (эти показатели физического становления ребёнка в старшем дошкольном возрасте могут прорабатываться в комплексе, например, в подвижных играх, а также при выполнении упражнений с мячом, в том числе и за счёт практики подбрасывать его и ловить двумя руками);
работа над совершенствованием умения сохранять равновесие (к примеру, при приземлении после выполнения прыжка в высоту);
усложнение правил народных хороводных игр;
продолжение работы, направленной на воспитание у малышей культурно-гигиенических навыков (самостоятельно мыть руки, умываться, переодеваться после занятия);
воспитание культуры спортивного поведения (к примеру, учиться правильно себя вести и при выигрыше, и при проигрыше);
стимуляция интереса к спорту (в старшем дошкольном возрасте многие дети начинают заниматься спортом на профессиональном уровне, поэтому им важно знать об особенностях того или иного вида, а также необходимых для занятий атрибутов);
привлечение к участию в организации спортивных досугов (например, в выборе набора упражнений для родителей в рамках спортивного досуга «Мы — спортивная семья»)
На физкультуре с детьми 5– 6 лет практикуются задания:
общеразвивающего характера, в которые включаются и элементы гимнастики, в том числе суставной, обеспечивающей необходимую нагрузку мышцам (например, шеи при выполнении упражнения «Тик-так», когда детям нужно максимально сильно запрокинуть голову назад («тик») и медленно наклонить её вперёд («так»);
спортивные, включающие отработку движений в том или ином спорте (например, попадание мячом в баскетбольную сетку);
в форме строевых упражнений (одиночные или групповые перестроения, основное назначение которых отрабатывать темп и ритм движений, а также повышать организованность и дисциплинированность малышей, воспитывать коллективность действий.
Кроме того, в старшем дошкольном возрасте продолжается работа над упражнениями на:
тренировку бега (в эстафетах);
равновесие (например, ходьба по верёвке с приставлением пятки одной ножки к носку другой);
имитацию (дети показывают все движения, упомянутые в рифмовке, к примеру, «Мы ногами топ-топ…», «Наши уточки кря-кря…» и др.);
на развитие навыка лазанья (к примеру, по гимнастической стенке, используя чередующийся шаг и не пропуская рейки);
ориентацию в пространстве (в старшей группе эти упражнения носят характер ориентирования в пространстве относительно товарища, к примеру, в игре «Давай дружить» педагог называет действие, которое ребёнок должен выполнить — погладить по правой рукой по голове соседа слева или похлопать по плечу левой рукой товарища, стоящего справа и т. д.);
развитие внимания (дети двигаются в ритме постоянно меняющихся музыкальных отрывков);
релаксацию (например, дыхательное упражнение «Задуй свечу», в котором малыши делают глубокий вдох, а потом, сложив губы трубочкой, выдыхают – «задувают свечу», произнося затяжной звук «у»).