Арина Селезнева
Фитбол как развитие координации детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Фитбол – как развитие координации детей старшего дошкольного возраста.
Развитие детей и улучшение их здоровья в дошкольных образовательных организациях – одна из актуальных задач современной педагогики. Для детей нужны особые программы физического воспитания, которые учитывали бы весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Программы нужны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Именно этим требованиям отвечает методика работы с коррекционными мячами или фитболами.
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Фитбол. Занятия на фитболе, упражнения с мячом для детей
- Темочки
Фитбол-гимнастика – одно из новых направлений в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками.
Результативность фитбол-гимнастики в детском саду обусловлена тем, что новое для дошкольного учреждения оборудование имеет ряд преимуществ. Занятия с мячом-фитболом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, позволяют решать достаточно актуальную для современного дошкольника задачу – формирование правильной осанки. Являясь средством оздоровительно-коррекционной работы, такие мячи оказывают благоприятное воздействие на опорно-двигательный и связочно-мышечный аппарат.
Какие же особенности организации и проведения занятий с детьми 5-7 лет на фитболах?
В своей практике мяч использую на физкультурных занятиях в комплексах упражнений фитбол-гимнастики как предмет, снаряд или опору. Дети не только выполняют предложенный комплекс упражнений на мяче, но и используют его в качестве сиденья, игрушки, отягощения и т. п.
Упражнения на фитболах выполняются из разных исходных положений: сидя на мяче, лежа на полу, лежа спиной на мяче или на животе с опорой о пол руками или ногами, стоя рядом, а также упражнения в движении, различные виды бросков.
Гимнастикой с мячами можно заниматься индивидуально, фронтально по подгруппам. Время проведения занятия – 20–25 мин. (3–5 года, 30–35 мин. (5–7 лет).
При использовании фитбол-гимнастики необходимо выполнять следующие правила:
1. Подбирать мяч каждому ребенку по росту, так чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная посадка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и разведенные плечи, ровное положение позвоночника, подтянутый живот;
2. Перед занятием с мячами следует убедиться, что рядом отсутствуют какие-либо острые предметы, которые могут повредить мяч;
3. Одежда должна быть удобной, не мешать движениям, обувь нескользкой;
4. Начинать с простых упражнений, постепенно переходя к более сложным;
5. Упражнения не должны причинять детям боль или доставлять дискомфорт;
6. Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничном отделе позвоночника, интенсивного напряжения мышц и спины;
7. Выполняя на мяче упражнения, лежа на животе, на спине голова и позвоночник должны составлять прямую линию, при выполнении упражнений не задерживать дыхание;
8. При выполнении упражнений мяч не должен двигаться;
9. Физическая нагрузка должна строго дозироваться по времени в соответствии с возрастом и возможностями детей;
10. Соблюдать приемы страховки и учить детей само страховке;
11. Использовать упражнения в парах, что способствует формированию у детей коммуникативных навыков;
12. Особое внимание обращать на признаки физической усталости ребенка, его перегрузки, снижать ее.
Свою работу с детьми по освоению фитбола мы строили поэтапно.
Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств имеют различную направленность:
- для формирования осанки;
- для развития координации и пластичности;
- для расслабления и релаксации.
- для укрепления мышц рук и плечевого пояса;
- для укрепления мышц брюшного пресса;
- для увеличения гибкости и подвижности в суставах;
- для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;
- для укрепления мышц спины и таза;
- для укрепления мышц ног и свода стопы;
- для развития ловкости и координации движений.
Комплексы упражнений выполняться под музыкальное сопровождение. При выполнении упражнений с мячами создаются условия для анатомического воздействия на определенные мышечные группы, суставы, связки, внутренние органы и органы чувств. Во время проведения занятий необходимо следить, чтобы ребёнок дышал ровно, не выполнял упражнения, которые причиняют ему боль или дискомфорт.
На занятиях используются мячи различного диаметра, в зависимости от возраста и роста занимающихся. Диаметр мяча для детей 3-5 лет - 45 см, для детей от 5 до 6 лет - 50 см, от 6 до 7 лет - 55 см. Для занятий с детьми дошкольного возраста мяч должен быть не сильно упругим. Для педагогов используются мячи - 65-75 см. Мяч рекомендуется надувать при комнатной температуре с помощью ручного и ножного насосов, используя при этом специальный клапан-переходник. Важно, чтобы диаметр не превышал размер, указанный на упаковке.
Структура занятия условно делиться на 3 части:
1. Вводная часть - разогревание организма, подготовка к комплексным нагрузкам, предполагает: разновидности ходьбы и бега; танцевальные элементы; творческие задания; перестроения; игры на внимание.
2. Основная часть - комплекс упражнений с предметами включает: упражнения из разных исходных положений, для разных групп мышц; детский стретчинг; аэробику; танцевальную ритмику в разных стилях; упражнения импровизационного характера.
Далее следуют задания обучающего характера с элементами акробатики и гимнастики, манипуляции с предметами, упражнения на развитие физических качеств.
Основной способ организации детей во второй части занятия - круговая тренировка, поэтапное распределение детей. Основная часть заканчивается подвижными играми с творческой направленностью соревновательного характера. Предполагается вариативность проведения в зависимости от поставленных задач.
3. Заключительная часть - восстановление, расслабление, дыхательные упражнения, спокойные игры. Дозировка согласно возрасту детей.
Эффективность усвоения программы определяется по следующим критериям:
- контрольные занятия в конце каждого месяца;
- итоговые занятия с приглашением родителей в конце года - «Праздник гимнастики»;
Для реализации данной программы создана необходимая развивающая среда :
- имеется необходимое спортивное и гимнастическое оборудование (мячи, обручи, ленты, султанчики, платочки);
- гимнастическая стенка, поролоновые дорожки, дорожки «Здоровья», коврики;
- разработаны и изготовлены карточки с условным изображением предметов, карточки-схемы с изображением позиций и фигур.
Дети получают положительные эмоции от занятий с фитболами, добиваются успехов в овладении упражнениями, в укреплении своего здоровья.
Фитболы позволяют разнообразить воспитательно-образовательный процесс, коррекционную и развивающую работу в дошкольном учреждении.
Литература
1. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. М. : ТЦ Сфера, 2008. 160 с.
2. Потапчук А. А., Лукина Г. Г. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте : учеб. -метод. пособие / под ред. С. П. Евсеева. СПб. : Изд-во ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1999.
3. Романова Е. Е. Использование методики фитбола на занятиях с дошкольниками 5–6 лет // Физическая культура и спорт в системе воспитания петербуржцев: материалы науч. -практ. конф. СПб., 2000.
4. Сайкина, Е. Г., Кузьмина, С. В. Фитбол - аэробика для детей «Танцы на мячах» изд. РГПУ им. Герцена С-П. 2008.
5. Трушкин А. Г. Педагогические основы инновационных технологий физического воспитания оздоровительной направленности: автореф. дис.. д-ра пед. наук. Ростов–н/Д, 2000.
6. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. Фитнес-данс. СПб, 2007.