Татьяна Сысоева
Финансовая грамотность как основа элементарного экономического образования дошкольников и младших школьников
▼ Скачать
В статье обсуждаются методологические и технологические аспекты непрерывного, преемственного процесса формирования финансовой грамотности дошкольников и младших школьников как основы их элементарного экономического образования.
Актуальность проблемы формирования финансовой грамотности дошкольников и младших школьников определяется государственным заказом системе непрерывного общего образования на достижение базовой культуры личности обучающегося, неотъемлемой частью которой предстают основы культуры экономической. Элементарное экономическое образование детей дошкольного и младшего школьного возраста предполагает определённый уровень их финансовой грамотности как предпосылки осознанного, ценностного, деятельного отношения к собственному финансовому благополучию, а также к социальным процессам и явлениям, к миру материальной культуры в целом.
Публикация «Финансовая грамотность как основа элементарного экономического образования дошкольников и младших школьников» размещена в разделах
В последние годы Министерство финансов России совместно с Министерством образования и науки осуществляют политику, направленную на содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации. Так, в текущем году заканчивается на федеральном уровне апробация модульной дополнительной образовательной программы и учебных материалов для повышения финансовой грамотности школьников и учащихся учреждений среднего профессионального образования [1]. В число пяти регионов, осуществлявших апробацию дополнительных образовательных программ и учебных материалов по финансовой грамотности вошел и Краснодарский край. А в середине апреля текущего года в Москве было подписано соглашение названных министерств о необходимости обучения детей финансовой грамотности на всех уровнях образования. Это означает, что теперь основы финансовой грамотности дети будут получать не только в школе, но и в детских садах. Межведомственная рабочая группа создала документ, по которому в 2017-2018 году будут разрабатываться предложения о том, каким образом финансовую грамотность будут преподавать самым маленьким детям, посещающим дошкольные учреждения. Одновременно будут рассматриваться вопросы о введении соответствующих изменений в программу начального и основного образования, а так же среднего, средне-профессионального и высшего образования [2].
Очевидно, что для правильного преподавания основ финансовой грамотности самым маленьким детям, посещающим дошкольные учреждения и обучающимся в начальной школе, следует разрабатывать особые технологические подходы, целостную преемственную модель с вариантами содержания, форм, методов и средств, учитывающих возрастные особенности обучающихся. В этом непростом деле крайне важна готовность педагога к осуществлению поставленных задач. Профессиональная готовность педагогов-воспитателей и учителей начальной школы к осуществлению эффективного процесса формирования у детей основ финансовой культуры, с нашей точки зрения, заключается совсем не в элементарном «экономическом ликбезе», а в особой аксиологической педагогической позиции. В этой педагогической позиции мир материальной культуры, ценность денег «встроены» в базовые национальные ценности и цели духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Педагогу следует учитывать тот факт, что представления об утилитарной функции денег, их автономном ценностном статусе спонтанно складываются у детей из социальных контактов, семьи, просмотра рекламы и пр. Эти представления дети охотно воспроизводят в игре, в общении и в учебных ситуациях. Однажды нам представилась возможность присутствовать на уроке окружающего мира в первом классе на уроке по теме «Чем человек отличается от других животных?» Дети в оживлённой беседе достаточно быстро и самостоятельно пришли к умозаключению, что именно деньги и есть главное отличие человека от мира живой природы. Понятно, что финансовая грамотность важна, она позволит личности сформировать «навыки сознательного рационального поведения в мире финансовых услуг с учётом разнообразия проблемных жизненных ситуаций» [2, с. 3]. Однако очевидно и то, что духовные ценности (ценности труда и творчества, достатка в семье, государстве, моральные категории честности, доброты, трудолюбия, декларированные ФГОС как базовые национальные ценности, должны быть системообразующими элементами процесса формирования у обучающихся основ экономической культуры и финансовой грамотности.
В настоящее время в образовательных организациях Российской Федерации находят применение вариативные программы и учебно-методические комплексы по финансовой грамотности, в том числе, изданные в рамках совместного проекта министерства финансов и всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Так, только в издательстве ВИТА-ПРЕСС выпущена серия книг «Учимся разумному финансовому поведению» (17 учебно-методических комплектов для обучающихся общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования). Уже имеющиеся обширные теоретико-методические и практические результаты апробации дополнительных образовательных программ и учебных материалов по финансовой грамотности позволяют очертить контуры преемственной педагогической модели её формирования у дошкольников и младших школьников.
Системный анализ как методологическая основа конструирования модели формирования основ экономической культуры старших дошкольников и младших школьников позволяет ответить на вопрос: частью какой более обширной системы является данное инновационное направление в образовательной практике. Во-первых, этим определяющим целым выступает процесс формирования базовой культуры личности, и в этом аспекте, в силу ограниченности объема статьи, рассматривать проблему будем в следующей публикации. Во-вторых, экономическая культура выступает элементом целостной гуманитарной модели начального естественнонаучного образования детей дошкольного и начального школьного возраста. Эта принципиальная позиция позволяет «вывести» достаточно абстрактные для детей экономические категории из доступного освоения окружающего в ответах на вопросы: «Из чего что сделано?», «Как и кем сделано?», «Зачем, для кого это сделано?». В свою очередь, современное начальное естественнонаучное образование является базовым элементом в системе общего естественнонаучного образования, а также ведущим фактором становления у ребенка основ целостной, масштабной и динамичной картины мира (социоприродной реальности, в которой Человек деятельный реализует свой творческий, интеллектуальный и нравственный потенциал.
Целостный, преемственный процесс формирования основ экономической культуры старших дошкольников и младших школьников предполагает в качестве ведущего принцип учёта возрастных особенностей детей 5-6 лет (старшие дошкольники) и 7-10 лет (младшие школьники). На каждом из этих этапов система характеризуется особенностями, которые связаны с типом ведущей деятельности и возрастными новообразованиями обучающихся.
Понятно, что формирование у дошкольников элементарных представлений из области финансовых категорий (деньги, цена, стоимость, менять, продавать и т. п.) нужно осуществлять с опорой на наглядно-образный тип мышления в разнообразных играх - дидактических, настольно-печатных, ролевых. Наиболее значительные и системные материалы в этом направлении созданы для дошкольников и младших школьников в Калининградской области. Так, для дошкольников разработана программа «Первые шаги по ступенькам финансовой грамоты». Апробация программы показала, что средствами рисованных и анимированных комиксов (История о Рублике и его друзьях, погружения в мир знакомых сказочных сюжетов и персонажей (Цветик-Семицветик, Буратино, Незнайка на Луне и пр.) у маленьких детей можно сформировать правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумного использования. Важно то, что в имеющихся учебных и методических материалах для обеспечения процесса формирования основ экономической культуры дошкольников на первом плане фигурирует взаимосвязь между экономическими категориями (труд, товар, деньги, стоимость, цена, и нравственными (бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость). Показателен в этом смысле и опыт использования педагогами книжек-раскрасок с нравственно-этической направленностью, например, «Финансовая грамотность в мудрости народной» [3], которая вводит детей старшего дошкольного возраста в мир финансовой грамотности посредством изучения пословиц и поговорок русского народа.
Интересны результаты исследований в области развития элементарных финансовых представлений у дошкольников. Так, в возрасте трех лет дети начинают понимать различия в стоимости предметов, разбираться в видах профессиональной деятельности. В возрасте четырех лет приходит понимание операций обмена. В возрасте пяти лет дети уже осознают идею сбережений. Первые шаги в обучении малышей начинаются с понимания того, что такое монеты, банкноты и банковские карты. Дошкольники начинают понимать, как оплачиваются покупки: с помощью наличности или банковских карт. Наблюдая за работой банкоматов, они понимают их функции, в частности, что родители с помощью банкомата обналичивают деньги. Таким образом, выявляется следующая закономерность в получении детьми дошкольного возраста знаний и представлений о финансах : понимание денег и путей их использования на примере удовлетворения личных и семейных потребностей; знание, что труд – основа доходов, откуда приходят и куда уходят деньги.
На этапе начального школьного образования с учётом ведущей учебной деятельности и теоретического мышления как возрастного новообразования, процесс формирования основ экономической культуры младших школьников осуществляется по двум основным организационно-методическим направлениям. Во-первых, это специальные программы и мероприятия экономического содержания разного уровня сложности, рассчитанные на реализацию преимущественно во внеурочной, кружковой деятельности. Так, в Калининградской области накоплен методический опыт формирования финансовой грамотности младших школьников средствами преемственных разноуровневых программ. Для младших школьников образовательных учреждений города Калининграда, воспитанников пришкольных лагерей, разработаны два модульных экспресс-курса повышения уровня финансовой грамотности. Для учащихся 1-3 классов - начального уровня, а для учащихся 3-4 классов – базового уровня. Одновременно в системе реализуются внеклассные мероприятия для учащихся 1-4 классов, направленные на развитие полезных навыков обращения с деньгами в следующих основных направлениях : поступления, расходы, экономия, сбережения. В учебно-методическом пособии по повышению финансовой грамотности «Деньги в твоей жизни» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений содержатся сценарии мероприятий с мультимедийными иллюстративными материалами и методическими рекомендациями для учителей.
Вторым организационно-методическим направлением процесса формирования основ экономической культуры младших школьников является разработка экономического модуля в программе курса «Окружающий мир». Следовательно, особенностью экономического образования детей младшего школьного возраста является интегрированный подход к организации учебного процесса.
Экономические знания как бы «встроены» в более общие и доступные сведения об окружающем мире, благодаря чему процесс углубления экономической, финансовой грамотности насыщается межпредметными связями и приобретает комплексность, системность и логичность.
Включение в содержание предмета «Окружающий мир» экономических понятий обусловлено несколькими факторами: во-первых, в обществе возрастает роль таких социальных ценностей, как знания, компетентность, профессионализм, хозяйственный расчет; во-вторых, происходит формирование определенного типа мышления и поведения на основе тех ценностей, которые приняты в обществе. Повышение финансовой грамотности имеет образовательное, развивающее и воспитывающее значение.
Использованная литература:
1. Об апробации дополнительной образовательной программы и учебных материалов по финансовой грамотности в регионах Российской Федерации: Методическое письмо [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.akipkro.ru/2016-04-20-04-57-04/o-proekte.html?catid=0&id=7774.
2. Финансовую грамотность будут изучать в детских садах [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.bankist.ru/news/3480/
3. Методические материалы сайта «Дружи с финансами» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://fingram39.ru/docs/
4. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступенькам финансовой грамоты» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://pandia.ru/text/80/145/42290.php