Анна Панова
Финансовая грамотность дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Финансовая грамотность дошкольников».
Как часто мы слышим в магазине детские просьбы: «Мам, хочу! Ну, пожалуйста, купи». И как часто в жизненной спешке родители вынуждены говорить детям «Нет!», зачастую заменяя объяснения причины отказа простой фразой «Нет денег». А что значит для ребенка «Нет денег»? Что такое вообще деньги и откуда они берутся? Почему нельзя купить ту вещь, игрушку, конфетку, если очень захотелось? Почему родители покупают в магазине то, что они хотят, а детям иногда отказывают? Да разве ребенку дошкольного возраста возможно объяснить, откуда берутся деньги, пояснить понятие «дорого – дешево»? Почему родители покупают продукты каждый день, а яркие и красочные игрушки в основном по праздникам? Кажется, что в дошкольном возрасте еще рано обсуждать с ребенком такие важные и сложные понятия как «Финансовая грамотность». Научить ребенка жить по средствам и разумно распоряжаться своими «финансами» — проблема, над которой ломают голову все родители. Каждые мама и папа мечтают, чтобы их дети никогда не узнали, что значит «считать последние копейки» или мучиться на ненавистной работе «ради денег».
Публикация «Финансовая грамотность дошкольников» размещена в разделах
Для того чтобы рассуждать на эту тему необходимо сначала узнать, что же это такое «Финансовая грамотность»?
«Финансовая грамотность» - это умение распоряжаться деньгами и принимать ответственность за свои решения.
Это не значит, что нужно забивать голову ребенку сложными специфическими понятиями как монополия, лизинг, облигация и решением сложных экономических задач. В дошкольном возрасте финансовая грамотность – это воспитание у ребенка предприимчивости, трудолюбия, расчётливости и разумного поведения в отношении примитивных обменных операций, адекватной ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
После 6 лет у детей появляется чувство «взрослости», поддерживая которое, можно успешно развивать детскую деловитость, самостоятельность, ответственность – качества, столь необходимые для финансово грамотного человека. Поэтому именно старший дошкольный возраст является самым благоприятным возрастом для начала формирования азов финансовой грамотности.
В 6-7 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. В этот период дети начинают осознавать и оценивать такие экономические понятия, как «выгодно – невыгодно», «дорого - дешево», «честно – нечестно». В этом возрасте необходимо дать первичные представления об экономических представлениях, ведь именно в детстве закладывается правильное отношение к деньгам.
Ребёнок – дошкольник сам не освоит эту область, но если родители и воспитатели объединят свои усилия, он сможет приобрести доступные ему знания, что поспособствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления.
Включение в образовательную деятельность ДОУ основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.
Главная задача воспитателя в процессе постижения азов финансовой грамотности – использовать многообразные формы и методы для раскрытия финансовых представлений, а также закреплять приобретенные знания на протяжении всего периода обучения в ДОУ.
В обучении дошкольников должны использоваться игровые и словесные методы обучения (беседа).
Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам старается научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит свободное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества.
Преимущество игровых методов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают сосредоточить внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, персональной целью.
Важно понимать, что в принудительной форме мы не добьемся положительного результата в формировании предпосылок финансовой образованности у ребенка. Каждый ребенок индивидуален и для освоения какими-либо знаниями и навыками ему потребуется соответствующее время.
Сюжетно-ролевые игры.
Усвоение новой информации благополучно проходит в виде сюжетно-ролевой игры.
Первые навыки финансовой грамотности можно выработать, к примеру, с помощью простой игры в магазин. Если в среднем возрасте всего 2 роли – продавец - покупатель, то в старшем дошкольном возрасте подключается продавец - кассир, который выдает чеки, подсчитывает сдачу. Большой интерес вызовет игра в «Супермаркет», где продавец еще и рассказывает покупателям о выгодных предложениях и акциях. В качестве товара могут быть не только продукты, но и одежда, игрушки и прочее.
Маленькие дети обычно очень гордятся своим умением считать, и это можно использовать, чтобы ввести понятие «денег» в игры. Ребенку можно доступно объяснить, что 2 раза по 50 копеек это рубль, а 5 раз по 10 рублей это 50 рублей. А вместо денег можно использовать разноцветные бумажки. Для усложнения игры, воспитатель вместе с детьми может изготовить ценники для товаров.
При этом крайне важно, чтобы воспитатель обсуждал все действия в игре, пополняя тем самым словарный запас финансовыми терминами.
Необходимо периодически создавать для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить некоторую сумму, чтобы постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определённую сумму на «вкусняшку» или купить необходимую одежду?
Настольные игры
В свободное время дошкольники могут поиграть в настольные игры экономического содержания, которые помогут закрепить финансовые понятия, например, «Менеджер» или «Монополия». Так как игры достаточно сложные и требуют пояснений, то лучше играть в них под присмотром взрослого. Такие игры подойдут скорее для подготовительной группы.
Дидактические игры.
В занятия также стоит активно включать дидактические игры.
«Дороже – дешевле», в ходе игры дети раскладывают по две карточки и с помощью знаков определяют, какой из товаров «дороже», а какой «дешевле».
«Потребности», в ходе игры дети выбирают из предложенных карточек товар первой необходимости, и товар без которого в настоящее время можно обойтись.
«Какие бывают доходы?», в ходе игры дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.
«Купи другу подарок», в ходе игры дети выбирают подарок для друга, определяют стоимость, подбирают соответствующие монеты.
«Копилка», в ходе игры необходимо выбрать монеты разного достоинства, чтобы они в сумме составляли: для первой копилки — 5 рублей, для второй — 10.
Также дидактические игры на установление последовательности действий для изготовления какого-то продукта: «Откуда хлеб пришёл?», «Как появляется книга?», «Строительство дома», «Как появляется платье?» и многие другие.
Игра «Профессии» познакомит дошкольников с различными видами труда и его атрибутами.
Знакомить дошкольников с азами экономики помогут беседы, чтение художественной литературы, пословицы и поговорки, загадки.
Необходимо с помощью рассказов, сказок, обучить дошкольников, следующему:
- что такое деньги, какие они бывают;
- способы заработка родителями;
- что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»;
- что такое карманные деньги.
- Банковская пластиковая карта и ее безопасное использование;
- как планировать свои расходы;
Дети должны понимать, что мама и папа должны ходить на работу, чтобы получать зарплату. Благодаря этому доходу их семья сможет жить и приобретать необходимые товары.
Сформировать необходимое отношение к ценностям помогут различные детские книги:
«Терем – Теремок»;
«Петушок и бобовое з рнышко»;
«Каша из топора»;
«Три порос нка»;
К. И. Чуковский «Федорино горе»;
К. И. Чуковский «Телефон»;
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»;
Понятие «деньги» раскрывается в сказке К. И. Чуковского «Муха- Цокотуха»;
В сказке А. Толстого «Приключения Буратино» - формируется представление о способах увеличения дохода;
Катаев В. «Дудочка и кувшинчик»;
Андерсен Г. -Х. «Огниво», «Новое платье короля»;
Перро Ш. «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик»;
Михалков С. «Как старик корову продавал»;
Аксаков С. Т. «Аленький цветочек»;
В. Маяковский «Кем быть?»;
Д. Родари «Чем пахнут ремесла».
Эти сказки воспитывают в дошкольниках такие черты характера, как хозяйственность, трудолюбие и бережливость, практичность и расчётливость.
Для обучения экономике можно успешно использовать также мультфильмы. В качестве примера можно использовать дядюшку Скруджа из мультика Уолта Диснея «Утиные истории». Важно помочь малышу сделать правильные выводы: мало денег и экономия в ущерб себе или наоборот много денег и жадность — это показатель неправильного отношения к своей жизни и к деньгам, которое приводит к зависимости от денег и внутренней неудовлетворённости. Всё и сразу хотеть плохо — нужно достигать постепенно, каждый раз прикладывая усилия.
С помощью игровых и словесных методов обучения необходимо донести до детей, что:
1. Деньги не берутся сами по себе, что их надо зарабатывать!
2. Сначала зарабатываем – потом тратим.
Чем больше зарабатываешь и разумнее потратишь, тем больше сможешь купить.
3. Цена – это количество денег, которые надо отдать продавцу. Люди обменивают свой труд на труд других людей. Деньги в этой цепочке – это посредник.
4. Деньги любят счет.
Деньги необходимо внимательно и быстро считать.
5. Финансы нужно планировать.
Составляем список покупок и планируем походы в магазин заранее.
6. Твои деньги могут быть интересны для чужих людей.
Обсуждаем с детьми элементарные правила финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.
7. Не все покупается.
Напоминаем, что главная жизненная ценность – это человеческие отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь.
8. Финансы – это интересно и увлекательно!
Взаимодействие с родителями.
Работа по финансовой грамотности дошкольников невозможна без участия родителей, заинтересованности, понимания важности проблемы. Объединение двух форм экономического воспитания: дома и в детском саду, двух аспектов поведения детей – теоритического и практического, может дать хороший результат в области их финансового воспитания и развития.
В процессе взаимодействия с семьями воспитанников мы должны руководствоваться следующими задачами:
Приобщение родителей к вопросам воспитания финансовой грамотности дошкольников;
Изучение и обобщение лучшего опыта семейного экономического воспитания;
Повышение уровня педагогической финансовой компетентности родителей.
Родители могут брать с собой детей в походы по магазинам. Идя в магазин, необходимо заранее спланировать покупки, составив список необходимого дома. Во время похода в магазин взрослые обсуждают стоимость покупки, сколько рублей необходимо, чтобы купить выбранные товары. Данный подход поможет дошкольнику связывать цифры на ценниках с реальными деньгами.
Некоторым детям в старшем возрасте дарят деньги на праздники или выделяют небольшие карманные деньги. Можно их, конечно, потратить сразу, купив какую-нибудь первую попавшуюся «безделушку». А можно завести ребенку копилку – это может быть обычная банка или коробка с надписью «Банк». Пусть ребенок сам погрузится в процесс накопления денег на важную покупку, а не поддастся первому желанию купить ненужную, но красивую вещь. Ребенка надо всегда хвалить и поддерживать в его стремлении сэкономить деньги и сохранить их для того, чтобы потратить на запланированное.
В заключении хочется отметить, что финансовая грамотность — актуальное направление в современной дошкольной педагогике. И это не гонка за модой, а возможность с раннего детства приобщить детей к миру финансов и экономике. Образовательную деятельность необходимо формировать на доступных и занимательных формах работы с детьми, соответствующих их возрасту. Эта деятельность должна быть эмоциональной, вызывать интерес, удовлетворять познавательную потребность дошкольников. Воспитание финансовой грамотности дошкольника невозможно без участия родителей, ведь семья – это реальная экономика, где ребенок не учиться жить, а живет.
Важно обсуждать с детьми, почему деньги так важны в современном обществе, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Дошкольнику нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.
Ребенок и финансы – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все так, чтобы он был финансово грамотным.
Но в погоне за экономическим воспитанием нельзя забывать, что деньги - это лишь часть жизни, а не основная ее составляющая. Самыми главными отношениями должны оставаться человеческие!