Татьяна Михайлова
Современные подходы к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление
на педагогическом часе: «Современные подходы к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста : азы финансовой грамотности в ДОУ»
воспитатель: Михайлова Т. В.
Дошкольный возраст
(периодизация Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина)
• Возраст : 3-7 лет;
Публикация «Современные подходы к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ» размещена в разделах
• Социальная ситуация развития: освоение социальных норм взаимоотношений между людьми;
• Ведущая деятельность: игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра);
• Новообразование: произвольность поведения, стремление к общественно-значимой деятельности.
Когда дети могут принимать финансовые решения :
1. Опыт обращения с карманными деньгами после 4 лет;
2. В 5 - 6 лет дети могут принимать небольшие финансовые решения с подаренными им деньгами;
3. С 6 лет по гражданскому кодексу дети могут совершать мелкие финансовые сделки;
4. В 7 лет могут потратить деньги самостоятельное (пользование социальной картой);
5. От 14 – 18 дети могут активно участвовать в экономической жизни страны;
6. Экономическая самостоятельность у детей наступает с 17 лет;
7. Открыть своё дело доступно с 18 лет.
Финансовая грамотность - знание и понимание финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Основные подходы к финансовой грамотности
дошкольника
Основные подходы :
• формирование первичных финансовых навыков (привычек) через ритуальные действия;
• закрепление разумных материальных потребностей;
• формирование у ребенка определенных психологических установок на то или иное «финансовое поведение» через базовые нравственные понятия: о добре - зле, красивом – некрасивом, о хорошем – плохом.
Первичные финансовые навыки :
Представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков (наглядных примеров, умело демонстрируемых взрослыми
1. обозначение образца,
2. действие по образцу,
3. состояние эмоционального комфорта,
4. повторение образца,
5. выработка ритуального стереотипа,
6. ощущение (еще не понимание) социальной значимости ритуальных действий,
7. возникновение потребности опираться на них в сходных ситуациях.
Сначала ребенку показывают, как поступает «бережливый ребенок» в конкретной ситуации, затем моделируют подобную ситуацию (в игровой форме или в реальных жизненных обстоятельствах, ребенок выполняет действие «бережливого ребенка» (аккуратно складывает вещи, выключает свет/воду и т. п.).
Повторение действий по ритуалу формирует привычку бережливости. Ребенок привыкает к ней как к удобной, комфортной форме поведения.
Важные моменты:
1. Главное качество, которое воспитываем в ребёнке – бережливость.
2. Всё время покупать – это неправильно.
3. Бережливый подход к бюджету : у нас (у семьи) есть другие цели.
4. Денежные средства зарабатываются трудом. Но труд бывает разный.
5. Деньги – инструмент нашей жизни.
6. Потребности детей должны быть разумными.
Разумные материальные потребности
Критерии «разумности» :
• то, что имеет подавляющее большинство сверстников (платье на каждый праздник – учитывать, присоединиться к мнению большинства);
• то, что вызывает у ребенка чувство удовлетворения, исключает зависть к другим, или, наоборот, чувство превосходства, желание демонстрировать перед другими имеющиеся «блага» (телефон старой модели – не удовлетворяет);
• порождает у ребенка стремление бережно относиться к тому, что он имеет (разумное количество игрушек).
Эти критерии прежде всего обсуждать с родителями.
Опережающее – это формирование потребности. Сами предложите игрушку или вид деят – ти (будет играть с конструктором – покупать развные конструкт)
Погашение – это удовлетворение потребности. Отслеживать, может ребёнок просто хочет быть лидером, тогда нужно погасить то, что стоит за потребностью.
Переключение – машинки дорогие, предложить их вылепить из пластилина (с покупки на изготовление).
Базовые нравственные понятия: (психологические установки)
Формирование у ребенка определенных психологических установок на то или иное «финансовое поведение» через базовые нравственные понятия: о добре - зле, красивом – некрасивом, о хорошем – плохом.
Нравственные представления дошкольников отражают нравственные оценки взрослого, в контексте конкретных поступков окружающих (прежде всего сверстников, сказочных и литературных героев, сюжетно-ролевых игр.
Новые реалии современной жизни :
• Экономические, социальные, культурные
• Новые деньги
• Новые семьи
• Мультикультурность
Новая образовательная реальность:
• Грамотные современные материалы
• От практического опыта и умений к знанию
• Индивидуализация
• Соблюдения права семьи на автономию
• Учет культурных различий
Задачи, которые нужно решать:
• Дать простые экономические знания.
• Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам
• Научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т. д.
• Развитие познавательного интереса учащихся к вопросам
финансовой грамотности и применению этих знаний на практике
• Повышение обоснованности финансовых решений, принимаемых при планировании семейных бюджетов
• Формирование положительного отношения к государственным и муниципальным финансам, бюджетному и налоговому законодательству
• Обучать дошкольников правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов
• Определять разницу между "хочу" и "надо".
Иные задачи:
• Популяризация темы для родителей и других воспитателей
• Расширение социальных связей
Методы:
• Беседа (диалог)
• Ролевая игра
• Дидактическая игра
• Подвижная игра
• Квест
• Загадка
• Экскурсия
• Составление ментальных карт
• Составление коллажей
• Создание матриц для составления рассказов
• Создать картотеку финансовых терминов
Условия индивидуализации и поддержки инициативы:
Базовое условие – в проект включаются только желающие дети и семьи.
Дополнительные условия индивидуализации:
• вариативность, многообразие форм работы – каждому откликается что-то свое;
• можно выбрать свою роль в игре или сказке, маршрут в квесте или музее;
• на некоторые занятия можно пригласить своих друзей, членов семьи;
• беседы строим как диалог, дети свободно говорят;
• обсуждаем сложные ситуации, выбор героев сказок;
• дети создают свои коллажи и ментальные карты – это тоже способ их самовыражения.
Роль родителей:
• Включены в опросы и беседы, где могут проявить свою позицию, запрос
• Помощники при организации экскурсий, игр.
• Участники детско-взрослых занятий (активностей) по финансовой грамотности.
• Зрители детских выступлений, наша «группа поддержки».
Циклограмма работы :
Циклограмма запускается 2 раза в год. Проект не имеет заранее заданного жесткого списка мероприятий, они формируются под задачи полугодия, которые видны из бесед и наблюдений и о которых удалось договориться с родителями и детьми.
1. Беседа / Анкетирование родителей – выявление ситуации и запросов;
2. Вводная беседа с детьми – выявление ситуации и запросов;
3. Беседа с родителями – ознакомление с результатами опросов и бесед, уточнение запроса и плана работы;
4. Создание избыточной образовательной среды:
• Коммуникативной: игры, беседы, составление рассказов, экскурсии, квесты;
• Функциональной: пополнение атрибутами, использование интернет-ресурсов;
• Информационной: рассматривание картинок, чтение художественной литературы, обсуждение мультфильмов, беседы, анкетирование, видео-интервью.
5. Совместные игры и квесты с родителями и детьми, Маршруты выходного дня, экскурсии на места работы родителей (банк, магазин, малое предприятие и др., тематические экскурсии в этнографические и исторические музеи;
6. Дополнительные занятия с детьми (чтение, игры);
7. Оформление и обсуждение проделанной работы (фото, видео, выставка, полочка с книгами, творческие работы детей).
Специфика работы с дошкольниками :
1. Использование сюж/ ролевых игр типа: «Магазин», «Банк», «Кафе», «Почта», «Прачечная», «Семья» и т. д. 4
2. Продуктивная и трудовая деятельность с моментами бережливости:
• как из этого листа бумаги получить как можно больше деталей или как лучше сложить лис бумаги и получить больше заготовок;
• для пирожков муку нужно взвесить и взять необходимое количество и т. д.
3. Использовать прозрачные кошельки и копилки, чтобы дети могли видеть, как накапливаются деньги.