Рита Назарова
Конспект образовательной деятельности по ФГОС в подготовительной группе по познавательному развитию «Как посадить росток»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать интерес и любознательность детей к объектам неживой природы, дать представление о свойствах песка, глины, почвы.
Познавательные :
• выявить опытным путем свойства песка, глины, почвы. Такие как: сыпучесть, твердость, вязкость, пластичность, водопроницаемость.
• формировать у дошкольников представления о значении почвы в природе и в жизни человека.
Развивающие :
• упражнять в умении сравнивать, анализировать;
формировать у детей познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы;
Публикация «Конспект образовательной деятельности по ФГОС в подготовительной группе по познавательному развитию „Как посадить росток“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Посадка и выращивание растений
- Посадка и выращивание. Конспекты занятий
- Темочки
• развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы;
• развивать связную речь и умение последовательно излагать свои мысли.
Воспитательные:
• формировать основы экологической культуры;
• воспитывать любознательность, поддерживать интерес к изучаемой теме.
Материалы и оборудование:
• 3 контейнера с песком, глиной, почвой;
• на каждого ребёнка сосуды с водой, по 3шт. ложечки для воды, по 3 шт. одноразовых тарелочек;
• контейнер с ростком;
• салфетки;
• лупы;
• карта- схема «правила поведения в лаборатории;
• проектор, ноутбук, интерактивная доска;
• фартуки, нарукавники.
Предварительная работа:
• рассматривание на прогулке почвы, песка;
• рассматривание растений, наблюдение за их ростом;
• чтение художественной литературы.
Ход занятия:
Обратить внимание на гостей, поздороваться.
-Ребята, вы заметили, что - то новое в группе?
- Что это? (коробка, сундук, ящик).
-Как вы думаете, что в нём может храниться? (книги, игрушки, кубики).
- А как узнать, что там? (посмотреть).
(открываем, смотрим) – Ой, что это? (растение, цветок).
- Как вы определили, что это растение? (у него есть корешки, стебель, листья).
- Что мы о нём знаем? (ответы детей).
- Что мы о нём не знаем? (ответы детей).
- Как мы можем это узнать? (посадить).
-А куда мы можем его посадить? (на огороде, на клумбе, в цветочный горшок).
- Чем наполним цветочный горшок.
Обратить внимание на прозрачные контейнеры с песком, почвой, глиной.
- У нас, есть контейнеры с различным грунтом. Но вот в какой грунт нам посадить росточек? Как узнать? (провести опыты).
- Надевайте фартуки, нарукавники (надевают).
- Вот мы с вами теперь настоящие исследователи, проходите в лабораторию. (На столах оборудование для проведения опытов).
- Чтобы начать исследования в лаборатории вспомним правила, которые надо строго соблюдать.
(Рассматривание карты-схемы «Правила поведения в лаборатории).
Опыт №1
Исследование песка.
На столах стоят контейнеры с грунтом для исследования.
- Какое вещество вы узнали быстрее всего? (песок). – Как узнали?
Давайте возьмём небольшое количество песка и насыплем в. Как он сыплется? Какой песок? (Сыпется легко, он сыпучий.)
- Почему он сыпется? (потому что сухой).
-Возьмём лупу и рассмотрим песок внимательно, какой он?
- Как называются частички песка? (песчинки).
Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они? (песчинки, разные и не похожи друг на друга).
-А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете? (он станет мокрым, влажным).
- Нальём в песок немного воды. Что произошло? Куда ушла вода? (в песок). Попробуем насыпать влажный песок. Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий? (Нет, сыпучий только сухой песок).
-Какой мы можем сделать вывод о свойствах песка: «Песок состоит из множества маленьких, разных песчинок. Песок (сухой) сыпучий. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу».
-Как можно использовать сухой песок? (ответ детей). - А как можно использовать влажный песок? (ответ детей).
- А кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? (пустыня). -Что вы знаете о пустыне? Какая там погода, что там растёт, кто живёт в пустыне? (ответы детей). (На экране рассматривают иллюстрацию, определяют изображение пустыни).
- Чтобы продолжить работу уберём отработанный материал (уносят на свободный стол).
Опыт №2
Исследование глины.
- Теперь перейдем к исследованию глины. Возьмём контейнер с глиной, наберём и насыплем её. Она также легко сыплется, как и песок? Что мы можем о ней сказать? (глина несыпучая).
Давайте рассмотрите ее частички через лупу. Какая она? Похожа ли она на песок? (ответы детей). А, что будет с глиной если налить в неё воды? (ответы детей).
- Попробуем налить в контейнер с глиной немного воды и посмотрим, что получится. Куда делась вода? (Она плохо проходит сквозь глину).
- Попробуем теперь насыпать глину. Как изменилась глина? Какая она стала? (ответы детей).
-Какой мы можем сделать вывод о свойствах глины: «Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твердая, но если ее намочить, она становится мягкой, пластичной.
-А когда глина высохнет, какой она станет? (твёрдой).
-Узнав о свойстве глины, как люди её стали использовать (лепить посуду, игрушки, используют в строительстве).
(дети рассматривают картинки на экране с изображением предметов из различных материалов и определяют глиняные).
-Уберём лишнее на другой стол, и продолжим исследования (убирают).
Опыт № 3.
Исследование почвы.
- Возьмём оставшийся контейнер. Как вы думаете, что в нём? (земля).
Здесь находится особая земля — почва. Наберём её и насыплем в. Рассмотрим с помощью лупы ее внимательно, исследуйте, из чего она состоит. (В ней есть частички темного цвета, сухие листочки, веточки, песчинки, и т. д.)
Почва образуется из опавших листьев и веточек, корней и других остатков растений, песчинок. В ней находится «еда» для растений. Чем больше такой «еды», тем лучше чувствуют себя растения.
- Вспомните, когда мы поливаем комнатные растения, цветы на клумбе. Куда при этом девается вода? (Она уходит в почву, и растение может «напиться»).
Налейте в контейнер немного воды. Что произошло? (Вода впиталась, почва стала влажной.)
- Наберём и рассмотрим почву, какой она стала? (ответы детей).
-Какой мы можем сделать вывод о свойствах: «Почва — это "живая" земля. Она состоит из кусочков глины, песчинок, корней и других остатков растений». Без нее не могут жить растения.
- А, что вы ещё знаете о почве? (ответы детей). Рассматривают на экране изображение почвы в разрезе.
- Почва, – это верхний плодородный слой земли. В почве растут не только растения, но и живут живые существа: червячки, ящерки, кроты, грибы, микробы.
- Давайте вспомним, какие виды грунта мы сегодня исследовали? (песок, глину, почву).
- В какой грунт лучше посадить росток? (в почву). Кто знает, как правильно посадить растение? (ответы детей).
- Что вы узнали нового? (ответы детей).
- Где вам это может пригодиться? (ответы детей).
- А сейчас лаборатория закрывается, наведём порядок, снимем с себя
спецодежду. И пойдем, посадим росток.