Елена Беляева
Феномен дошкольного детства
▼ Скачать + Заказать документы
Феномен дошкольного детства
Елена Беляева
Если допустить, что жизнь человека это железная дорога, а временные отрезки - младенчество, детство, отрочество, юность – это станции, то Детство – это одна из самых важных, ярких и запоминающихся станций на жизненной дороге любого человека. Это тот отрезок времени, который мы несем через всю свою жизнь. Когда малы - не ценим его и спешим вырасти, часто вспоминаем его в юности, становимся родителями - приводим в пример своим детям, в старшем возрасте рассказываем своим внукам, воспоминания детства становятся все острее.
Публикация «Феномен дошкольного детства» размещена в разделах
Так что же такое «детство»? Ради чего каждому человеку дано детство? Почему детство считают самоценным уникальным этапом человеческой жизни?
Современные науки предпринимают многочисленные попытки изучить и объяснить детство с различных точек зрения: философской, культурологической и педагогической, психологической, исторической, этнографической, социологической и даже экологической.
До 18 века детство понималось как период незрелости, своеобразное отклонение от нормы – взрослости. Только к началу 18 века пришло понимание детства как особого, самоценного периода в жизни человека.
Вот разные определения понятия «детство» :
Детство — период человеческого развития, когда человек учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества. (Википедия)
ДЕТСТВО :
1. ранний возраст человека, следующий перед юностью
2. период жизни от рождения до юности
Детство – это этап развития человека, предшествующий взрослости, который характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций.
Шалва Александрович Амонашвили определяет детство как безграничность и неповторимость, как особую миссию для себя и для людей. «Я говорю о том, что рождение любого ребенка не есть случайность. Люди, окружающие его, нуждались в нем. Может быть, в нем нуждалось и целое поколение, целое общество, даже прошлые и будущие поколения. Человек нужен человеку, и люди рождаются друг для друга. Человек есть подспорье для другого человека. Сама жизнь, бурлящая по своим законам, вызывает к рождению нужного человека. Вот он и рождается со своей миссией».
В отечественной педагогике детство рассматривается как социокультурный, исторически сложившийся феномен, отражающий новые формы отношения мира детей и мира взрослых.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования детство определяется как важный этап в общем развитии человека, это –уникальный и самоценный период жизни человека, значимый сам по себе, без всяких условий; значимый тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду. (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).
Детство – это период самого интенсивного развития.
Именно в период дошкольного детства осуществляется формирование первичных представлений об окружающем мире. Данные представления являются фундаментом для дальнейшего развития ребенка. В дошкольном возрасте происходит стремительное психическое и физическое развитие ребенка, формирование первоначальных психических и физических качеств, которые необходимы каждому человеку для полноценной жизнедеятельности, и которые делают его человеком.
Помимо формирования качеств и свойств психики, у дошкольника формируется общая модель характера и поведения, его отношение к окружающей действительности. Кроме того, происходит формирование «заделов» на будущее, выражающихся в психологических новообразованиях, достигаемых к концу дошкольного возраста.
Для дошкольника характерна психическая, физическая, эмоциональная, экономическая зависимость от взрослых. Общение со взрослыми играет огромную роль в развитии дошкольника : социальный мир и окружающие взрослые являются органически необходимым условием развития дошкольника.
Каждый ребенок осваивает основные черты и содержание культуры своего общества, менталитет, культурные образцы и стереотипы в поведении и мышлении, т. е. он адаптируется к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам.
Одним из механизмов адаптации/ социализации дошкольников является такой феномен как детская субкультура.
Субкультура - система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.
Субкультура – это часть культуры общества, которая имеет свои отличительные специфические характеристики, систему ценностей, жизненные ориентации и способы поведения.
Детская субкультура связана с общей культурой, где родился и живет ребенок. Носителем детской субкультуры является детское сообщество. Мир детей имеет свои традиции, культуру и особенности, которые передаются из поколения в поколение.
Основной функцией детской субкультуры является освоение и понимание детьми окружающего мира – социализирующая и основным агентом социализации выступает группа сверстников. Уже на самых ранних этапах развития детское сообщество вместе (а порой и вместо) с семьей берет на себя роли – обучающие и воспитывающие. Именно в детской среде иногда достаточно жестко с помощью традиционных культурных средств – детского правового быта, детского фольклора и игровых правил – происходит подчинение ребенка групповым нормам и овладение им собственным поведением, а значит, формирование его как личности. Кроме того, важнейшую и самую первую личностную категорию – половую принадлежность – ребенок усваивает во многом благодаря другим детям, мальчикам и девочкам. Гендерные различия в детской субкультуре весьма значительны, девочки и мальчики «живут» по своим правилам, а также и взаимодействуют друг с другом по установленным правилам и нормам.
Во-вторых, детская субкультура предоставляет ребенку массу возможностей для самореализации, экспериментальную площадку для опробования себя, определения границ своих возможностей, погружая его в иные логики, иные миры и пространства.
В-третьих, пространство детской субкультуры обеспечивает ребенку «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятного воздействия взрослого мира, это означает, что детская субкультура выполняет психотерапевтическую функцию.
В-четвертых, детская субкультура выполняет культуроохранительную функцию: в ее недрах сохраняются жанры, устные тексты, обряды, элементы сакральности и прочие, утраченные современной цивилизацией.
В детской субкультуре существуют механизмы, помогающие ребенку выработать готовность к решению проблем, которые появятся в будущем, на следующей фазе его развития, и сформировать алгоритм адекватного действия. В этом проявляется особая прогностическая (пророческая) функция детской субкультуры.
Иногда взрослые неправильно относятся к субкультуре детства, усматривая в этом что-то «незрелое», недоразвитое; борются или отмахиваются, а необходимо не подавление, не равнодушие, а сотрудничество.
Основные формы детской субкультуры : разнообразные народные игры (подвижные, хороводные, состязательные и т. д.); детский фольклор, представленный считалками, дразнилками, сказками, загадками и т. д. ; своеобразный детский кодекс (право старшинства, знаки собственности, право на использование конкретного места и т. д.); детские юмористические анекдоты, потешки, розыгрыши, поддевки и т. п. ; своеобразная детская магия, мифотворчество (фантастические истории, выдуманные небылицы, «колдовство», «гадание» и т. д.); детская философии (рассуждение на жизненные темы, вопросы взрослому, которые практически всегда начинаются «почему… ?» и т. д.); детское словотворчество, такое как языковые перевертыши, неологизмы и этимология; специфические эстетические представления детей: рисунки, лепка, плетение веночков, составление букетиков, «секретики» и т. д., наделение взрослых и сверстников разнообразными прозвищами; детские религиозные представления (детские обряды и молитвы).
Таким образом, детская субкультура – это своего рода пространство, в котором ребенок накапливает собственный жизненный и социальный опыт, овладевает навыками коммуникации и взаимодействия с окружающим; это способ освоения ребенком путей «вхождения» в мир взрослых, культуру социума.
Однако, как показывают исследования, многие взрослые даже не подозревают о существовании особого мира детства и не пытаются строить с ним конструктивные отношения. Педагог должен достаточно хорошо знать эти особенности, учитывать их в работе с детьми, профессионально строить диалог двух культур: мира взрослых и мира детей.