Ирина Красильникова
Фасилитированная дискуссия как метод умственного развития ребенка
▼ Скачать +Заказ
Искусство многогранно, не имеет национальностей и расовой принадлежности. Оно выражается в таких областях как кинематограф, фотография, изобразительное искусство, архитектура, скульптура.
Известный педагог К. Д. Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картину, и он заговорит». Воспитание высокообразованных людей включает в себя овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главных задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературного языка своего народа.
Публикация «Фасилитированная дискуссия как метод умственного развития ребенка» размещена в разделах
В методике развития речи дошкольников, по мнению исследователей О. И. Соловьёвой, Ф. А. Сохина, Е. И. Тихеевой, использованию картин принадлежит ведущая роль. Картина в различных её видах (предметная, сюжетная, фотография, иллюстрация, репродукция, диафильм, рисунок, а сюжетная в особенности, при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка. Известно, с каким увлечением даже самые маленькие дети рассматривают иллюстрации в книгах, журналах и задают бесчисленные вопросы взрослым.
Особую роль картинам в развитии ребенка и в развитии речи детей дошкольного возраста отводила Е. И. Тихеева. Она писала, что картинам, как фактору умственного развития ребенка, должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни. Картина вызывает активную работу мышления, памяти и речи. Рассматривая картину, ребенок называет то, что он видит, спрашивает о том, что ему непонятно, вспоминает об аналогичном событии и предмете из его личного опыта и рассказывает об этом.
Виды работы по картинам многочисленны. Одна и та же картина может служить материалом для ряда разнообразнейших видов занятий. Представленные на картинке предметы, объединены определенной логической ситуацией, определенным, за себя говорящим, взаимоотношением. Языковая задача – уточнить и обогатить словарь детей, упражнять их в построении высказывания, подвести к практическому усвоению некоторых понятий.
Одним из методов умственного развития ребенка является фасилитированная дискуссия.
Фасилитация – от английского слова facilitate – облегчать, помогать, способствовать.
Фасилитированная дискуссия - это коллективное обсуждение художественного произведения, опирающееся на систему последовательно задаваемых педагогом вопросов. Характерной особенностью фасилитированной дискуссии является то, что во время обсуждения педагог не дает оценки суждениям детей. Педагог выступает в роли модератора, своими вопросами только направляя дискуссию в нужное русло. Кроме того, такое безоценочное ведение позволяет проявить инициативу более робким, застенчивым ребятам.
Понятие введено К. Роджерсом. Педагог должен отказаться от миссии «носителя истины» трансформироваться в фасилитатора, способствующего процессу коллективного принятия решения; организатора комфортной развивающей среды, в которой ребенок с удовольствием включается в увлекательный процесс общения с искусством. Для этого необходимо соблюдать следующие правила:
Правило первое. Начинать обсуждение не с информации о произведении, а с его рассматривания. При этом не надо торопить «начинающего зрителя», лучше дать ему возможность спокойно изучить произведение, накопить личные впечатления, сформулировать (более или менее отчетливо) свою версию.
Правило второе. Использовать вопросы стратегии, задавать их в рекомендуемой последовательности и в соответствующих формулировках.
Правило третье. Стимулировать участников дискуссии высказываться, обязательно предоставляя эту возможность всем желающим.
Правило четвертое. Проявлять искренний интерес к мнению учащихся, каким бы «примитивным» или «странным» оно ни казалось.
Правило пятое. Научиться слушать, слышать и уважительно, без раздражения принимать все ответы, подтвержденные конкретными наблюдениями. Единственное условие принятия версии — ее доказательность.
Правило шестое. Прояснять высказывания, задавая уточняющие вопросы.
Правило седьмое. Реагировать на каждое высказывание, показывая вербально или невербально, что версия отвечающего услышана.
Правило восьмое. Не давать категоричных оценок ответам.
Правило девятое. Не высказывать собственное мнение, пока участники обсуждения сами не предложат это сделать. Если дети выразили желание услышать позицию педагога, это стоит сделать в завершение обсуждения, уточнив, что высказанное мнение — одно из возможных.
Правило десятое. Не спешить искусственно заканчивать обсуждение. Это стоит делать лишь в том случае, когда обсуждение затухает, и версии начинают повторяться.
Правило одиннадцатое. После нескольких групповых обсуждений, в ходе которых участники дискуссии работали с «копиями», очень полезно предложить использовать накопленный опыт на экспозиции музея.
Для того чтобы осуществить фасилитированную дискуссию на занятиях необходимо следующее:
- группа участников (7-15 чел., обладающих равным уровнем компетенции в данной области, но имеющих разный жизненный опыт и личностные особенности;
- ведущий (педагог-фасилитатор, способный создать благоприятную для обмена мнениями обстановку, настрой на активную работу;
- стимул (произведение живописи);
- особый результат (радость от процесса общения, открытия многообразия интерпретаций произведения изобразительного искусства, от активной работы и порождения визуальных образов);
- стратегия ведения обсуждения, включающая систему определенных вопросов, последовательность их введения, а также технику парафраза (от греч. paraphrasis – «перетолкование», то есть скорректированное и уточненное повторение мысли ребенка по поводу картины и линкинга (обобщающего парафраза).
Педагогические функции парафраза:
- принимает любое мнение, усиливая тем самым значимость высказывания каждого ребёнка в общей дискуссии;
- конкретизирует, корректирует и уточняет мысль ребёнка, не искажая её («Если я тебя правильно понял, то …»);
- направляет дискуссию, уводя её участников от «зацикливания» на отдельных деталях произведения искусства;
- обобщает несколько точек зрения при интерпретации одного и того же зрительного образа (обобщающий парафраз – «линкинг»);
- способствует вербализации художественного образа (помогает «выводить мысль на поверхность», оформлять её грамотно и красиво, что способствует общему речевому развитию дошкольников);
- задает определённый ритм восприятия.
Отбор произведений живописи.
Он должен соответствовать следующим принципам:
- доступности (доступным на том или ином этапе считается такое произведение, в котором дети могут понять позицию автора и высказать смысловые версии, не противоречащие авторскому замыслу);
- содержательности (предполагает оптимальную насыщенность картины деталями и /или изображение на ней легко определяемых эмоций, что дает возможность для создания детьми развернутого рассказа с целью передачи своего зрительского отношения к произведению);
- охвата широкого спектра жизненных явлений (изображение исторических событий, повседневной жизни, людей разных эпох, природы, интерьеров и др.);
- последовательности (учитываются возрастные особенности детей, уровень развития их визуальной культуры, особенности самого произведения);
- сочетаемости (организация восприятия на одном занятии двух произведений изобразительного искусства, объединение которых осуществляется на основе жанра, художественного направления, авторства, сходства тематики, персонажей, настроения, изобразительно-выразительных средств).
Для реализации этих принципов рекомендуется использовать работы разных стилей и направлений, относящихся к реализму, романтизму, экспрессионизму, импрессионизму, сюрреализму.
На первом этапе зрительный ряд строится на основе предъявления сюжетных картин, содержание которых доступно пониманию младшего школьника и отличается значительной детализацией.
Сюжет картин должен быть прозрачен и интересен для интерпретации дошкольников с учетом такой особенности восприятия детей 5-7-го возраста, как фрагментарность и конкретность.
На втором этапе постепенно, по мере развития визуальной культуры детей, зрительный ряд расширяется за счет введения новых жанров (пейзажи, портреты, фрагменты египетских фресок и др.). По содержательной и художественно-образной сущности в этот период выделяются психологические портреты: портеры-характеры, портреты-биографии. Пейзажи, отобранные для данного этапа, изображают природу в разное время года, время дня, при разном ее состоянии.
Особенно важно, чтобы дети почувствовали эмоционально-смысловую доминанту каждой картины, в том числе и описательной, не только её содержание, но и нравственную проблематику.
На третьем этапе большое внимание уделяется сопоставлению однотемных или близких по сюжету картин разных стран и народов. Расширяется круг исторических картин. Особое место отводится бытовому жанру, посредством которого художник наиболее полно выражает своё отношение к миру. Это отношение вполне адекватно может осознаваться детьми и отражаться в их речевых высказываниях. Кроме того, зрительный ряд дополняется произведениями, которые характеризуются абстрактным сюжетом и предполагают многозначность интерпретаций.
Главными компонентами фасилитированной дискуссии являются стратегия вопросов и организация группового обсуждения различных версий и впечатлений. Педагог не дает информацию о художественном произведении. Очень важно, что дети вынуждены актуализировать собственный субъективный опыт, использовать его для интерпретации и оценки художественного образа. Последовательность вопросов, задаваемых педагогом, строго продумана и соответствует особенностям развития художественного восприятия.
Стратегия вопросов фасилитированной дискуссии.
Обсуждение начинается с вопросов:
"Что вы здесь видите?". Учитель, побуждая детально рассматривать картину, задает другие варианты вопроса: "Что вы видите кроме этого?", "Кто-нибудь может что-нибудь добавить?".
Следующий вопрос: "Что происходит на этой картине?" требует от детей нахождения связей между изображенными предметами, персонажами, рассказа о сюжете произведения. Так, ребенок не просто перечисляет увиденное, а выражает своё мнение и даёт собственные интерпретации.
В дальнейшем появляются конкретные вопросы, требующие углубленного, вдумчивого рассматривания:
"Как вы думаете, кто это?", "Что вы можете сказать об этом человеке?",
Далее следуют вопросы, побуждающие детей обращать внимание не только на позу, жесты и мимику героев картины, но и на одежду, характер интерьеров, пейзажей, особенности изображенных объектов, оттенки освещения:
"Где это происходит?", "Когда это могло происходить?".
Постепенно в дискуссию включаются вопросы, предполагающие наличие умения понимать смысловую ткань произведения и задумываться над особенностями поведения людей на картине, эмоционального состояния:
"О чем могли говорить эти люди?". "О чем думает этот человек?". "Что чувствует этот человек?", "С помощью чего художнику удалось передать такое настроение?", "Что вы чувствуете, глядя на эту картину?".
Высказывая своё мнение, дошкольники часто отвлекаются от того, что изображено на картине и уходят в своих фантазиях от рассматриваемого произведения. При возникновении на занятии такой ситуации, воспитатель задает вопрос:
"Что ты здесь видишь такого, что позволяет тебе так говорить?" ( варианты: "Что позволило тебе так сказать?", "Что даёт тебе право так считать?"). Задавая эти вопросы, он не только возвращает внимание ребенка к картине, но и побуждает детей обосновывать своё мнение, делать его более убедительным, не прибегая при этом к принуждению ребенка отвечать на этот вопрос.
Завершают обсуждение обобщающие вопросы:
«Как могла бы называться эта картина?» («Как бы вы назвали эту картину?»). «Что вас больше всего заинтересовало в этой картине?» «Какими впечатлениями от увиденного на картине вы хотели бы поделиться?»
Самые сложные вопросы, ориентирующие на определение ракурсов изображения, размышления о намерениях автора рекомендованы для подготовленных детей или если дети сами вышли к ним:
«Где находился художник, когда рисовал эту сцену?» «Что могло заинтересовать художника в этом сюжете?» Весь комплекс вопросов обеспечивает организацию коллективной дискуссии, в процессе которой дети могут высказывать все, что они думают, глядя на произведение искусства, аргументировать высказанные версии и реагировать на комментарии друг друга.
Фасилитированная дискуссия развивает навыки визуального восприятия, аргументации, способствуют эстетическому развитию, развитию речи, логического мышления, формированию культуры дискуссии. По мнению О. Е. Гагиной, фасилитированная дискуссия вырабатывает такие важные умения, как:
- слушать (то есть направлять свое внимание и волю на предмет дискуссии);
-слышать (то есть стараться понять то, о чем говорится; соотнести приводимые доводы с тем, что утверждается);
- принимать чужое мнение (то есть опираться на то положительное, что в нем содержится, и развивать его, обогащая своими мыслями).
- говорить.
Поскольку обучение рассказыванию в детском саду базируется на наглядном материале, и прежде всего на картинках, иллюстрациях через, которые обогащается кругозор детей, развивается их образное мышление и связная речь, то именно они являются наиболее ценным материалом в работе с дошкольниками по развитию речи.
Картины, рисунки, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям применяют в образовательном процессе как средство умственного (ознакомление с окружающей средой, развитие воображения, восприятия, внимания, мышления, речи, формирование интеллектуальных
способностей, сенсорное развитие, эстетического (развитие художественно-эстетического восприятия, формирования эмоциональной чувствительности, обогащение эмоционально - чувственной сферы) и речевого воспитания (развитие художественно - коммуникативных способностей, стимулирование инициативы высказывания, овладение различными типами связной речи).
Рекомендации фасилитатору :
Фасилитированное обсуждение произведений изобразительного искусства. Рекомендации педагогу
• Не давайте предварительной информации о произведении.
• Выдержите паузу, чтобы все зрители смогли вглядеться в произведение до начала обсуждения.
• Задавайте вопросы открытого типа.
• Предоставьте каждому участнику обсуждения возможность быть услышанным.
• Не высказывайте собственного мнения и не оценивайте ответов детей.
• Перефразируйте все ответы. Показывайте указкой на те детали, о которых говорит ребенок
• Направляйте обсуждение, увязывая сходные суждения и сопоставляя различные точки зрения.
• Подведите итог совместной работы.
Алгоритм рассматривания картины
• Что вы видите на картине?
• Что происходит на этой картине?
• Что еще вы видите? Кто видит что-то такое, о чем еще никто не говорил?
• Можешь ли ты больше (подробнее) сказать об этом?
• Что ты здесь видишь такого, что позволяет тебе так говорить?
• Как вы думаете, кто этот человек (эти люди?
• Что еще мы можем сказать об этом человеке?
• Как вы думаете, где это происходит?
• Что еще мы можем сказать о том месте, где это происходит?
• Как вы думаете, когда это происходит?
• Что еще мы можем сказать о времени, когда это происходит?
•
• Как вы думаете, что заинтересовало художника в этом сюжете?
• Как вы думаете, на что хотел обратить наше внимание художник?
• Что осталось «за кадром» этого произведения?
• Как вы думаете, какое настроение (состояние) хотел передать художник?
• Что мы видим, а о чем можем только догадываться?
• Как вы думаете, какими правилами руководствовался художник при создании произведения?
• О чем бы вы хотели спросить художника?
• Как бы вы назвали эту картину?
Рекомендация. При проведении обсуждения желательно использовать не более 3-5 из представленных вопросов и добавить не более 1-2 своих.