Ангелина Елистратова
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Буква Ч»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте
Цель : освоение алгоритмов написания строчной буквы ч, слогов и слов с этой буквой.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с написанием строчной буквы «ч»;
- выработать навык безотрывного письма букв, слогов, слов со строчной «ч»;
Развивающие:
- развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления,
Публикация «Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте „Буква Ч“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- развитие умения делать выводы, обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;
- развивать зрительное восприятие, движение органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к чтению, умение слушать друг друга;
- воспитывать умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей;
- воспитывать навыки оказания взаимопомощи в коллективе.
Планируемые результаты:
Предметные:
научиться писать строчную букву ч, слова и слоги с изученными буквами.
Метапредметные :
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, контроль результата на основе сравнения с эталоном.
Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме, сравнение, анализ, синтез, установление причинно - следственных связей.
Коммуникативные: формулирование вопросов и своих затруднений, построение монологических и диалогических высказываний, давать адекватную самооценку, анализировать работу товарища, осуществлять взаимоконтроль и взаимопроверку, уметь работать в парах, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Личностные:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к познавательной деятельности, новому учебному материалу.
Оборудование: прописи, схемы-модели, азбука в картинках, цветные ручки, образцы написания букв, конверты с элементами букв, буква на бархатной бумаге.
Ход урока:
I. Работа над звуковым анализом слова «часы».
– Отгадайте загадку.
Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдем
Мы бьём исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас. (Часы)
- Составьте модель схему слова «Часы» у себя на столах.
– Сколько слогов в слове «часы»? (Два.)
– Как вы узнали, что в слове два слога? (Два гласных звука.)
– Какой слог является ударным? (Второй.)
– Почему второй слог ударный? (Произносится с большей силой голоса.)
– Назовите первый слог. (Ча)
– Из чего он состоит? (Из слога-слияния ЧА)
– Назовите второй слог. (-сы)
– Из чего он состоит? (Из слога-слияния СЫ.)
– Сколько звуков в слове «Часы»? (4 звука.)
– Назовите их. ([ч’], [а], [с], [ы])
– Назовите первый звук. ([ч])
– Охарактеризуйте первый звук [ч]. (Согласный, глухой, мягкий, непарный, шипящий.)
II. Знакомство с письменными буквами.
– На уроке чтения мы читали буквы Ч и Ч, а на уроке письма будем учиться писать строчную букву ч. На письме звук [ч] обозначается буквами Ч и ч. Посмотрите на заглавную и строчную буквы и скажите, чем похожи буквы. (Элементы схожи.)
– Чем отличаются? (Размером, у заглавной буквы есть прямая короткая линия.)
III. Упражнения в чтении слов и предложений с письменными шрифтами.
– На уроке чтения мы читали печатные буквы, а как будут читаться письменные буквы? (Так же, как и печатные.)
– Прочитайте слова, которые вы видите на доске.
ЧЕРВЯК
МЯЧИК
– Найдите в словах букву ч и подчеркните ее.
(ученик выполняет задание у доски)
– Прочитайте слово. (Червяк.)
– Сколько в слове слогов? (Два.)
– Какой слог ударный? (Второй.)
– Назовите первый слог. (Чер-)
– Назовите второй слог. (-вяк)
– Где находится буква ч в слове? (В начале слова.)
(аналогичная работа проводится со словом «мячик»)
– Прочитайте предложение.
(читают сначала самостоятельно, затем вслух, потом все хором)
Врач осматривал пациента.
– Сколько слов в предложении? (Три.)
– Какое слово первое? Второе? Третье?
– Как написано первое слово в предложении? Почему?
– Как написано второе, третье слово в предложении?
– Какой знак записан в конце предложения? Почему?
– В каком слове записана буква ч?
IV. Аналитическое восприятие.
– Научились читать письменную букву ч, а теперь научимся ее писать. Внимательно рассмотрите строчную букву ч. Посмотрите на фланелеграф (учитель раздвигает букву ч). Покажите на пальцах, сколько элементов в букве ч. Назовите элементы буквы ч. (провисающая линия «волна» и короткая линия с закруглением внизу вправо «крючочек»).
Конструирование.
– Давайте выстроим строчную букву ч. Сколько конвертов возьмем? (Два.)
– Составьте букву ч.
V. Объяснение последовательности начертания буквы и введение тактирования.
– Сейчас я покажу, как правильно написать строчную букву ч, а вы внимательно слушайте, смотрите и запоминайте, как я пишу эту букву.
ч – начинаем писать строчную букву чуть ниже границы рабочей строки. Пишем короткую, наклонную линию до верхней границы строки, далее пишем небольшую провисающую линию до верхней границы строки, затем проводим короткую и наклонную линию, а внизу закругляем вправо.
VI. Освоение зрительно-двигательного образа буквы.
– Чтобы вы лучше запомнили, как писать букву, я еще раз покажу, но писать ее буду под счет.
ч – – и – раз – и – два – и.
– Попробуем писать букву в воздухе, я обвожу букву указкой, а вы ручкой в воздухе, а считать будем вместе, хором.
(письмо в воздухе сначала с учителем, потом самостоятельно)
– Найдите букву на бархатной бумаге, обведите ее пальчиком, при этом считая.
(дети выполняют, учитель контролирует работу).
VII. Подготовка детей к письму.
– Давайте вспомним правила посадки при письме. (Сели ровно, спина прямая, ноги поставили на пол, положили правильно тетради, проверили расстояние от тетради до глаз, расстояние от стола до груди, взяли ручку правильно, помним, что при письме локоть должен находиться на столе.)
Физкультминутка.
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
Вы скачите пальчики,
Как солнечные зайчики.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прискакали на лужок.
Ветер травушку качает,
Влево, вправо наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайки,
Веселитесь на лужайке.
(На первые две строчки ритмично сжимать и разжимать кулачки. На третью строчку – пальчики «скачут» по столу. На четвёртую – указательный и средний пальцы вытянуть вверх, остальные выпрямить и соединить. На следующие две строчки пальчики «скачут» по столу. Затем – лёгкие движения кистями рук вправо-влево. На девятую строчку – «погрозить» пальчиком. На последнюю – помахать пальцами обеих рук.)
VIII. Отработка детьми начертаний двигательных элементов.
– Откроем тетради, найдем букву ч, где она изображена точками.
– Обведите букву ч по точкам и помните, что линия-посредник (точки) должны быть не видны.
IX. Предупреждение ошибок.
– Правильно ли написана буква ч? (Из трех вариантов написания правильным является только один.)
– Какая буква написана правильно?
– Какая ошибка допущена в написании буквы?
– Все ошибка правильно определили, а теперь постараемся не допускать их в написании.
X. Упражнения в начертании буквы.
– Писать букву будем самостоятельно, помня все правила красивого письма. Когда будем писать первую букву, один ученик будет комментировать. А остальные буквы будем писать под счет.
XI. Типы соединения буквы с другими буквами.
– Сейчас мы будем учиться соединять букву ч с другими буквами. Какие виды соединения вы знаете? (Верхнее, нижнее, среднее.)
На доске написано: ручка, мяч, ячмень, человек, .
– Прочитайте первое слово. Каким соединением соединены буквы Ч и К? (Верхним.)
– Прочитайте следующее слова. Каким соединением соединены буквы Я и Ч? (Средним)
– Прочитайте следующее слова. Каким соединением соединены буквы Ч и М? (Нижним)
– Прочитайте последнее слово. Каким соединением соединены буквы Ч и Е? (Средним.)
– Подчеркните разные соединения разным цветом.
XII. Звуко-буквенный анализ слов с последующим их написанием.
Ручка, мяч
ручка
мяч
– На доске записаны два слова и схемы-модели к ним. Правильно ли расположены схемы-модели? Соедините слова с соответствующими им моделями.
– Прочитайте первое слово.
– Сколько слогов в нем? Почему вы так думаете? Назовите слоги.
– Какой слог ударный?
– Из чего состоит первый слог?
– Сколько звуков в первом слоге?
– Назовите второй слог. Из чего он состоит?
– Сколько звуков во втором слоге?
– Запишите слово «мяч».
(аналогичная работа со словами «мяч»)
XIII. Упражнения в безотрывном письме слов и предложений.
– Сможете ли вы записать слова самостоятельно, диктуя каждый звук слова, и писать безотрывно?
Час.
- Что такое час? (час - это единица времени)
Часы
- Что такое часы? (часы – это прибор, по которому люди определяют время)
- А какие вы знаете часы? (настенные, наручные, электронные, песочные, солнечные)
– А теперь запишем предложение.
На стене часы настенные.
- Сколько слов в предложении? Какое первое слов? Какое второе слово? Какое третье слово? Какое четвертое слово?
- Что стоит в конце предложения? Почему в конце предложения стоит точка? (предложение не заключает в себе не вопроса, не восклицания)
На руке часы наручные.
(аналогичная работа с предложением)
XIV. Выполнение логических упражнений.
Составить слова, добавив слог до целого слова.
ча (до, ча (сик,чу (гун, чу (до, чу (лан, сте (на)
Какое слово лишнее? (стена, так как в этом слове нет буквы ч.)
XV. Рисование узора-бордюра.
– Любите ли вы рисовать? Представьте, что вы художники, и давайте рисовать узоры, которые нам предлагают авторы прописи.
– Кто знает, как называется предмет, который нам предлагают рисовать?
– Обведите узор по точкам. Какую букву он вам напоминает?
– Какие элементы используются в узоре?
XVI. Подведение итогов урока.
– Какую букву мы научились писать?
– Из скольких элементов состоит буква ч?
– Какие это элементы?