Марина Медведева
Единство семьи и воспитателя в духовно-нравственном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Единство семьи и воспитателя в духовно-нравственном воспитании дошкольников
«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
(В. А. Сухомлинский)
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится через приобщение его к культурному наследию своего народа.
Публикация «Единство семьи и воспитателя в духовно-нравственном воспитании дошкольников» размещена в разделах
Культура - это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях.
Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно.
Цели и задачи духовного воспитания детей дошкольного возраста 4-7
лет.
Цель духовного воспитания :
формирование духовного здоровья детей дошкольного возраста 4-7лет в условиях организации работы в дошкольном учреждении посредством приобщения их к ценностям Православной культуры.
Задачи:
• Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной
позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
• Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим. Создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро.
• Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности русского народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.
• Формировать у детей первоначальные представления о духовном мире, знакомить с основными религиозными понятиями.
• Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
• Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
• Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей,
открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
• Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на
основе приобщения к традициям Православной духовной культуры, в
становлении нравственно здоровой и духовно богатой личности ребенка.
Семья и дошкольное учреждение – это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.
Часто мы сталкиваемся с такими семьями, где на первом месте потребительские отношения и материальное благополучие: не хуже других одет, лучшие игрушки, мобильные телефоны и компьютер по первому требованию, в таких семьях забывают о духовном, эмоциональном общении, ребёнок не умеет проявить ни любовь, ни сострадание, не умеет правильно выражать свои чувства. Образ жизни многих семей порождает детскую грубость, чёрствость, равнодушие.
К сожалению, в молодых семьях вопросы духовно-нравственного воспитания, патриотизма не считаются важными и вызывают недоумение: «Зачем это нужно? Дети еще ничего не понимают, да и нужно ли понимать? Зачем учить любви к Родине, ведь нам так трудно живется.» Недопонимают, что любовь к Родине – это и любовь к семье, прошлому и будущему. Недаром говорится: «Что посеешь, то и пожнешь». То, что «посеяли» в 90-х – пожинаем уже сегодня. Каково будет наше будущее через 20 лет, зависит от нас.
Мы, воспитатели, должны помочь родителям в корректировке семейного воспитания.
Основная задача воспитателя в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей, сохранение и укрепление семейных ценностей и традиций.
Работая в этом направлении мы формируем у детей представление о крепкой, дружной семье, о долге перед близкими, воспитываем уважительное отношение к семье, знакомим со способами выражения заботы, уважения, благодарности, расширяем знания о родственных связях, родословной, способствуем к активному участию в хозяйственной деятельности семьи. Это и есть семейные ценности, на которых базируется крепкая благополучная семья.
Огромную роль в формировании таких качеств как терпение, миролюбие, послушание, чувства долга и ответственности играет знакомство с народными сказками. Главным героем в русских народных сказках чаще всего является младший из трех братьев, падчерица, т. е. герой, который чем-либо обделен и который вызывает сочувствие у читателя. Ребенку легче сравнить себя с неумелым и неприглядным персонажем, чем с сильным и самоуверенным героем. Для дошкольника занять позицию героя произведения очень легко, он будет пытаться преодолеть все препятствия вместе с персонажем.
Одна из функций сказки - освоение морально-этических норм поведения. Женский образ отражается в русской народной сказке такими качествами, как трудолюбие, хозяйственность, скромность и терпеливость. Например, «Рукодельница», «Марья-искусница». Мужской образ выражается в силе, смелости, храбрости и уверенности в себе. Например, «Иван Царевич и серый волк». Посредством сказки ребенок понимает, что есть добро и что есть зло. Духовно- нравственные ценности, которые ярко представлены в образах персонажей, закрепляются в жизни и взаимоотношениях с другими людьми, перевоплощаясь в идеалы, которым будут подражать дети.
Ещё одним направлением в работе по формированию семейных ценностей является формирование трудолюбия, уважения к труду родителей. Беседы о труде, формирующие нравственное отношение к труду, должны дополняться ежедневным трудом ребёнка дома. Ничто так не объединяет семью как традиционные праздники, когда вся семья собирается вместе. Из православных праздников у нас в группе празднуется Рождество, Масленица, Пасха, День семьи любви и верности. Дети знакомятся с благочестивыми традициями праздника, которые по возможности необходимо внедрять и в семьи, поэтому в подготовку праздника вовлекаем и родителей. На праздниках, что характерно для народной традиции, нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями: кто-то поет, кто-то пляшет. Но если даже у ребенка нет ярко-выраженных музыкальных и актерских способностей, он все равно активный участник общих плясок и игр. Особенность русских народных игр в том, что они, имея нравственную основу, обучают социальной гармонизации.
Народное воспитание имеет еще одно преимущество - оно целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков - мужчин-защитников, а из девочек - женщин-матерей.
Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской.
В течение года мы организуем выставки совместного творчества детей и родителей: конкурсы рисунков, поделки из природного и бросового материала. У детей это вызывает огромный интерес, а родители с удовольствием занимаются с ними дома художественным творчеством.
Интересная работа ведётся по передаче семейного опыта приобщения детей к здоровому образу жизни под девизом «Здоровый ребенок - успешный ребенок». Спортивные праздники совместно с родителями объединяют всех нас в стремлении сохранить семейные традиции и традиции детского сада, воспитывают у детей чувство взаимопомощи, дружелюбие, уверенность в своих силах, чувство близости и общности со своими сверстниками.
Родители не только зрители, но и непосредственно актеры и участники праздничных групповых и общих мероприятий детского сада. Эти праздники становятся особенно популярными, так как позволяют увидеть реальные достижения каждого ребенка. А у детей воспитывают чувство ответственности, радости за свои успехи и гордость за своих родителей.
Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас взрослых и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.
И задача педагогов детского сада - помочь родителям осознать, что в семье должны сохраняться и передаваться нравственные обычаи и ценности, созданные предками; что всю семью объединяет родство, любовь, общие интересы. Семья для ребенка - это мир, в котором закладываются основы духовно-нравственного воспитания, отношения к людям, природе.
Счастлив тот, кто счастлив в своей семье.
Прикосновение к истории семьи, участие ее в педагогическом процессе (проекты - «Герб семьи», «Семейные традиции», «Древо рода», «История и современность города»; «Музей куклы», «Музей военной техники»; фотовыставки – «Мама, папа, я -спортивная семья», «Не мешайте нам трудиться», «Вместе с мамой, вместе с папой», «Мой домашний любимец», «Детский сад вчера и сегодня»; стенгазеты «Пусть всегда будет мама», «Мой папа-защитник Отечества», «Мои бабушка и дедушка») вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, традициям, сохранению вертикальных связей.
В современном обществе все более очевидной становится потребность в одухотворении образования, возвращении его к первоначальному контексту. Образовать – это значит, как говорили наши предки, помочь восстановить в себе Образ Божий, личность, для которой духовно-нравственные приоритеты бесспорны.
Главный результат, на который и была направлена наша работа, - усвоение детьми вечных ценностей: милосердия, сострадания, любви к родным и близким, в стремлении их к добру и неприятию зла. Так будем же учить наших детей добру, чтобы в будущем уже их дети могли сказать: «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде, всегда хранит меня»!
Пользовалась материалом из интернета.