Галина Широкова
Конспект занятия по ознакомлению с народными промыслами «Дымковская игрушка»
Цель: познакомить детей с народной дымковской игрушкой.
Задачи:
Обучающие:
• расширить представления детей о народной игрушке (дымковская игрушка);
• расширять и активизировать словарь
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с народными промыслами „Дымковская игрушка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
• формировать у детей умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров.
Развивающие:
• развивать умение детей участвовать в беседе, совершенствовать диалогическую речь;
• развивать умение детей замечать характерные особенности дымковской игрушки.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к народному творчеству.
Материалы и оборудование:
• панорамный рисунок деревни на берегу реки;
• дымковские игрушки;
• плакат элементами росписи;
• домик и костюм бабушки Прасковьи;
• разноцветные баночки из-под гуашевых красок для игры;
• силуэты дымковской лошадки для раскрашивания;
• гуашь, тычки и салфетки
• запись народной музыки.
Ход занятия:
I. Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята, я очень рада видеть вас! Давайте соберёмся в круг и настроимся на доброе и хорошее!
Игра-знакомство.
Собрались все детки в круг!
Я твой друг и ты мой друг!
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
II. Воспитатель: Хочу предложить вам отправиться в необычное путешествие – по реке! Согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: На чём можно путешествовать, передвигаться по воде?
Дети предлагают варианты.
Воспитатель: Давайте отправимся в плавание в лодке! А пока мы будем плыть, я вам немного расскажу о том месте, куда мы направляемся.
Дети выстраиваются друг за другом и имитируют движения гребцов руками.
Воспитатель: На низком берегу реки Вятки расположилась старинная слобода под названием Дымково. Там русские мастерицы лепили самые разные игрушки : коней, оленей, птиц, индюков, а также солдат и барышень. Посмотрите, над каждой избой поднимается голубой дымок над трубой. От того и назвали слободку Дымково, а игрушки, которые здесь делают – дымковскими.
Дети опускают руки – "выходят" из лодки.
III. Воспитатель: Дорогие мои спутники, мы с вами добрались до слободы Дымково, (слобода – это поселение около города) и я приглашаю вас посетить выставку работ замечательных здешних умельцев.
Дети подходят к дымковским игрушкам.
Посмотрите сколько тут красивых, ярких, нарядных игрушек. Эти вещи радуют нас своей красотой. Вам знакомы эти игрушки? Давайте поближе с ними познакомимся. Эти игрушки из слободы Дымково. Значит, как о них можно сказать? Какие они?
Дети: Дымковские!
Воспитатель: Правильно. И почему их так назвали?
Дети: Потому, что их сделали в селе Дымково.
Воспитатель: Дети, давайте посмотрим, какие фигуры использовали для своей росписи мастера?
Дети: Круги, полоски, точки, клетки, кольца.
Воспитатель: Какие цвета используют мастерицы для росписи игрушки?
Дети: Красный, жёлтый, зелёный, синий, оранжевый и т. д.
Воспитатель: Молодцы!
IV. Воспитатель: Я знаю, что в селе Дымково одним из лучших мастеров считают ба-бушку Прасковью. Давайте зайдем к ней в гости, проведаем мастерицу.
Подходят к дому, стучат. Выходит бабушка Прасковья.
Бабушка Прасковья: Здравствуйте, гости дорогие, зачем пожаловали? Кто такие?
Воспитатель и дети: Мы приехали в село, чтобы познакомиться с народным про-мыслом дымковской игрушки. А почему ты, бабушка, такая грустная?
Бабушка Прасковья: Скоро откроется ярмарка дымковской игрушки, а я прихворнула и потому успела расписать только одну игрушку. Я очень опечалена по этому поводу. Мне очень важно принять участие в ярмарке, показать людям свое мастерство. Я из-за своей болезни стала невнимательна и рассыпала баночки с красками…А вижу плохо и не могу собрать все баночки. Помогите мне, пожалуйста, соберите их!
Воспитатель: Бабушка не печалься, мы, конечно, тебе поможем!
V. Игра: "Соберём краски".
Дети собирают рассыпанные разноцветные баночки из-под гуашевых красок в коробку.
Бабушка Прасковья: Молодцы ребятки! Какие вы внимательные, аккуратные и ловкие. Может, вы и игрушки мне поможете раскрасить?
Дети соглашаются. Воспитатель приглашает детей на рабочие места, где приготовлены краски, тычки и силуэты дымковской лошадки для раскрашивания. Бабушка Прасковья показывает народную игрушку и объясняет, как положено по дымковским канонам рас-красить лошадку. Дети приступают к работе, а взрослые помогают им (при необходимо-сти). Тихо звучит спокойная народная музыка.
Готовые работы выкладывают на общий стол, дети вместе с бабушкой Прасковь-ей их рассматривают.
Бабушка Прасковья:
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски.
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор!
Спасибо вам за работу, дорогие художники!
VI. Воспитатель: Какие вы все молодцы! Все справились с заданием и помогли бабушке Прасковье!
Но нам пора возвращаться в детский сад. До свиданья, бабушка! Не болей больше! А заболела, так полечись травкой да медком!
Дети выстраиваются друг за другом и имитируют движения гребцов на лодке. Все возвращаются в группу.
VII. Воспитатель: Закончилось наше путешествие. Давайте припомним, где мы были? Кому помогли? С какими игрушками познакомились? Что значит народная игрушка? Вам понравились дымковские игрушки? А наше путешествие понравилось?
Ваши рисунки мы увидим на выставке. Спасибо, вы молодцы!