Светлана Кудряшова
Дыхательные игры и упражнения
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов. Вспомогательным средством, необходимым для создания позитивного эмоционального настроя, атмосферы творчества и фантазии является музыка.
Этапы освоения дыхательной гимнастики :
Публикация «Дыхательные игры и упражнения» размещена в разделах
1. Улучшение функции внешнего (носового) дыхания.
2. Выработка более глубокого вдоха и более длительного выдоха.
3. Развитие фонационного (озвученного) выдоха.
4. Развитие речевого дыхания.
5. Тренировка речевого дыхания в процессе произнесения текста.
1 ЭТАП
Дети приобретают навыки носового дыхания, осваивают первичные приемы дыхательной гимнастики — происходит подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания. На этом этапе проводятся следующие упражнения и игры : «Бегемотик», «Качели», «Ныряльщики за жемчугом».
2 ЭТАП
Дети приобретают навыки плавного и длительного выдоха через рот, тренируют силу выдоха. Рекомендуемые игры и упражнения : надувание воздушного шарика, стрельба из воздушного ружья, игра на детских духовых инструментах (дудочка, свистулька, губная гармошка, «Воздушный футбол», «Листопад», «Снегопад», «Кораблик», «Лети, перышко», «Помоги герою сказки».
Формировать длительную и плавную воздушную струю на выдохе помогает тактильный контроль:
— наматывание нитки на клубок;
— поднесение тыльной стороны ладони ко рту;
— движение руками по воображаемым или нарисованным графическим схемам: горки, дорожки, спирали.
3 ЭТАП
Ребенок тянет без голоса или с голосом звуки на выдохе, максимально долго. Сначала тянутся гласные звуки, с изменением силы голоса, с разной интонацией. Затем — согласные звуки. Сначала выдох делается на глухих проторных согласных: «Ф», «С», «Ш», «Х». Для упражнений берутся только те звуки, которые ребенок правильно произносит. Продолжительность выдоха регулируется самим ребенком.
Звуковые дыхательные игры могут выполняться ребенком ежедневно, как элемент зарядки в детском саду и дома. Эти игры могут быть включены в занятия по формированию правильного звукопроизношения.
Рекомендуемые игры и упражнения : «Лесная азбука», «Дует ветерок», «Комар», «Жуки», «Рычалка», «Мычалка», «Дирижер», «Варим кашу», «Семафор».
Пример: Игра «Обезьянка». Проводится перед зеркалом. Взрослый говорит детям: «Представьте, что на вас смотрит обезьянка и все за вами повторяет». Можно мимикой изобразить радость, удивление, обиду и произносить на выдохе гласные звуки: «О» — удивились; «У» — обиделись; «А» — обрадовались.
4 ЭТАП
Дети сначала обучаются в процессе выдоха произносить слоги и отдельные слова, затем фразы из двух, а далее из трех-, четырех слов, поговорки и скороговорки.
На первых занятиях используется невербальная инструкция: быстрое движение руки с раскрытой ладонью вверх, означающее начало быстрого вдоха через рот. По мере того, как дети начинают самостоятельно выполнять вдох перед речью, количество таких инструкций сокращается.
Для упражнений берутся только слоги со звуками, хорошо произносимыми детьми (ма-мо-му-мы-мэ, на-но-ну-ны-нэ). Затем дети «поют» двусложные слова (ма-ма, ми-ла, мы-ла и др., трехсложные слова (ма-ли-на, ку-би-ки, двухсловные и трехсловные фразы (Мама мыла. Мама мыла Милу).
Используются схемы-модели предложений — «вагончики». Рекомендуемые звуковые речевые игры : «Дразнилка», «Изобрази животное», «Эхо».
Пример: Дети произносят слово «мама» (ставится 1-й вагончик, а затем предлагается произнести слово «мыла» (ставится 2-й вагончик). Аналогично произносятся фразы из трех, четырех слов, разучиваются поговорки и скороговорки.
5 ЭТАП
В качестве звукоречевой гимнастики используется произнесение на выдохе стихотворных строк в сочетании с движением, пение песен.
Рекомендуемые игры : «Поезд», «Полет на шарике», «Веселые движения», «Потягушеньки».
Где можно использовать:
1. Дыхательные пятиминутки перед завтраком, после дневного сна.
2. Звукодыхательные игры, как фрагмент логопедического занятия — 5 минут.
3. Звукодвигательные игры, дыхательные игры как фрагмент занятия по физкультуре и на прогулке — 5 минут.
4. Звукоречевые игры как фрагмент логопедического занятия — 5 минут.
5. Голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях.
6. Психологические тренинги.
Применяются также и общеизвестные дыхательные упражнения, дутье на ватку и бумажные игрушки, игра на детских духовых инструментах.
При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:
— не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
— температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
— одежда не должна стеснять движений;
— не заниматься сразу после приема пищи;
— не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.
Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.