Светлана Фенева
Конспект познавательного занятия «Звук» в подготовительной группе. Понятие звука
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей понятия звук.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей строением органа слуха - ухом с понятием звуковая волна; Сформировать представление детей о распространение звука в твердых предметах и в воде.
Развивающие: способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование: линейки, расчески, бумага, пакет, ветка, бокалы, камешки, ведро с водой, картинка с изображение уха, чашка с натянутой пищевой пленкой, соль.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята я хочу вам рассказать о том, что нельзя взять в руки, к чему нельзя прикоснуться. Но это присутствует повсюду. У моря слышится плеск волн, в лесу – шорох листьев, пение птиц, на улице – шум машин, голоса прохожих (аудиозапись «Шум города»). Вот, кажется, всё стихло… Нет! Снова потрескивает, жужжит, скрипит, звякает-звучит…
Догадались, о чём мы будем говорить? Предположения детей
Воспитатель: Ребята, послушайте тишину? Что вы слышите в тишине? ответы детей.
Дидактическая игра «Слушаем и воображаем»
Воспитатель: Закройте глаза и попробуйте по звукам отгадать, что я делаю (переливает воду). Слышали? Дети: Да, слышали, вы переливали воду из стакана в стакан. Воспитатель мнет бумагу, ломает ветку, стучит ложкой по стакану, шуршит пакетом. Дети определяют источники звуков. Воспитатель: Мир, который окружает нас, полон звуков. И мы сегодня узнаем, откуда они берутся.
Воспитатель: что же такое звук?
Опыт 1. Что такое звук?
Нам понадобятся: ведро или таз с водой, камешки.
Бросим в воду камень, наблюдаем волны, разбегающиеся от места падения камня. Звуки - это тоже волны, только бегущие в воздухе. Мы не видим этих волн, но слышим.
Вывод: Звуки – это невидимые нам волны. Какой орган помогает нам слышать звуки?
Воспитатель: Правильно: ухо – орган слуха. Уши помогают слышать звуки, сообщают, что происходит вокруг.
Воспитатель: Рассмотрите ухо своего соседа. Что вы можете о нем сказать? На что ухо похоже? (предположения детей). Люди давно заметили, что ухо человека очень похоже на ракушку, по-другому – на раковину. Поэтому ухо называют «ушная раковина». Но раковина – только то, что нам видно. Ухо – очень сложный орган. Заметили дырочку в раковине, которая идет куда-то вглубь головы? Это слуховой проход. Ушная раковина собирает звук и направляет его в слуховой проход. Он идет очень глубоко, чтобы никто не мог туда забраться. В конце слухового прохода, есть тоненькая-тоненькая пленочка, она называется барабанная перепонка (повторить название с детьми). За перепонкой находится среднее ухо Дальше расположено внутреннее ухо, оно похоже на домик улитки. Его так и называют – ушная улитка. Догадались, почему такое название? «Улитка» в ухе следит за тем, чтобы мы различали громкие звуки и тихие, могли песенку отличить от марша. Вот какой сложный орган – ухо.
Воспитатель: А теперь ребята, я предлагаю вам узнать, как появляется звук и как он распространяется? А где это можно узнать?
Дети: в лаборатории.
Воспитатель: А что такое лаборатория?
Дети: Лаборатория – это помещение, в котором проводят опыты и эксперименты. Отправляемся в путь.
Физминутка
Очень дружно мы живем (показывают большой палец)
Мы по улице идем (маршируют на месте)
Если очень мы спешим, вместе быстро побежим, (бег на месте)
Мы оглянемся, посмотрим, все ли рядышком бегут (повороты)
Если рядом нет кого-то, мы поищем там и тут (наклоны)
Никого не потеряли, все ребята на местах (вдох и выдох)
Значит можно продолжать на вопросы отвечать (подходим к столу)
Воспитатель: Вот мы и прибыли в лабораторию. Как вы думаете, какие правила нужно соблюдать в лаборатории? (ответы детей)
Опыт 1: с линейкой
У вас на столе лежит линейка. Она звучит? А почему? Потому что она находится в покое. Звучит только то, что колеблется и сейчас она у нас зазвучит. Положите линейку на край стола, прижмите один конец рукой к столу, а другой рукой дерните за свисающий кончик.
Что происходит с линейкой? (Она дрожит.) (Линейка дрожит, быстро двигается то в одну, то в другую сторону. Ее движения повторяющиеся.) Такие движения называются колебаниями. Колеблющаяся линейка заставляет двигаться и дрожать воздух, который ее окружает. От этого и возникает звук. Звук – это колебания.
Воспитатель: Чтобы убедиться в этом, проведем еще один опыт.
Опыт 2: с расческой
Воспитатель: У вас на столах лежат расчески. Как получить звук из расчески? (Провести рукой или палочкой по зубчикам) Как получился звук? (Зубчики расчески дрожат и издают звук.)
Воспитатель: Перед вами — лист бумаги. Он тоже может издавать звуки. Как вы думаете, что для этого нужно сделать? (Нужно помахать листом бумаги)
Воспитатель: попытайтесь сами объяснить, за счёт чего получается этот звук? (За счёт того, что колеблющийся листок заставляет двигаться воздух. Колеблемый воздух рождает звук.)
Воспитатель: какой вывод мы можем сделать, как появляется звук? Если дрожит, значит звучит. Звук — это колебания, которые распространяются в пространстве. Видеть их мы не можем — только слышим.
Опыт 3: с бокалом
Воспитатель: интересно, а бокал может издавать звук? Как это проверить? (ответы детей, постучать по ним)
Воспитатель: Но надо помнить, что стаканчики из стекла, поэтому стучать по ним мы будем осторожно.
Воспитатель: А как без постукивания заставить бокал звучать? ответы детей.
Воспитатель: Давайте попробуем. Проведите пальцем по краю бокала. Есть звук? Налейте в бокал воду, обмакните палец и попробуйте еще раз.
Воспитатель: Когда мы проводим пальцем по краю бокала, стекло бокала и вода в нем дрожит, образует звук.
Воспитатель: как вы думаете, можно увидеть звук? Предположения детей.
Опыт 4:
на столе стоит чашка, на ней натянута пищевая пленка. на ней насыпана соль. Попробуйте издавать звук. АААА Что происходит с солью? Она двигается. Почему?
Вывод: Почему? Звук - это невидимая волна, она может двигать предметы.
Воспитатель: Что нового о звуке вы узнали? Ответы детей. Что о звуке вы хотели бы узнать еще? нам пора возвращаться в детский сад.
Очень дружно мы живем (показывают большой палец)
Мы по улице идем (маршируют на месте)
Если очень мы спешим, вместе быстро побежим, (бег на месте)
Мы оглянемся, посмотрим, все ли рядышком бегут (повороты)
Если рядом нет кого-то, мы поищем там и тут (наклоны)
Никого не потеряли, все ребята на местах (вдох и выдох)
Значит можно продолжать в детском садике играть.