Алёна Ходыкина
Дыхательная гимнастика в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Задумайтесь, как часто мы фокусируемся на артикуляции, забывая, что именно дыхание – это мотор, приводящий в движение весь речевой аппарат. Неправильное дыхание – это не просто "не хватает воздуха", это:
* Слабый голос: Тихий, неуверенный, срывающийся.
* Нарушения темпа и ритма: Речь становится прерывистой, торопливой или наоборот, замедленной.
* Искажения звуков: Особенно страдают свистящие и шипящие, которые требуют точного контроля воздушной струи.
* Быстрая утомляемость: Ребенок устает говорить, теряет интерес к занятиям.
Почему так происходит?
Представьте, что речевой аппарат – это духовой инструмент. Если у него "неисправен" мех (диафрагма, то и звук будет некачественным. Недостаточный объем вдоха, короткий выдох, поверхностное дыхание – все это влияет на силу, продолжительность и чистоту звука.
Что же делать?
Вот несколько упражнений, которые помогут прокачать дыхание и, как следствие, речь:
1. "Фонтанчик": Надуваем щеки, как хомячки, и медленно выпускаем воздух через губы, сложенные трубочкой. Постепенно увеличиваем продолжительность выдоха.
2. "Парусник": Делаем глубокий вдох, а на выдохе дуем на бумажный кораблик, плавно перемещая его по столу.
3. "Аромат цветка": Вдыхаем воздух носом, представляя, что нюхаем цветок, и медленно выдыхаем ртом, произнося звук "а-а-а".
4. "Свеча": Предлагаем ребенку представить, что перед ним горящая свеча. Нужно сделать глубокий вдох и медленно выдохнуть, стараясь не потушить "огонь".
5. Игры с мыльными пузырями: Идеально для тренировки длительного и плавного выдоха.
6. Упражнения с трубочками: Предлагаем ребенку дуть через трубочку в стакан с водой, создавая "бурление".
7. Динамические упражнения: Ходьба с одновременным произношением гласных на выдохе, сочетание дыхательных упражнений с движениями рук и ног.
Важно помнить:
* Дыхательные упражнения должны быть регулярными и интересными.
* Начинаем с простых упражнений, постепенно усложняя их.
* Следим за правильностью выполнения: вдох носом, выдох ртом.
* Не забываем о игровой форме: дети лучше вовлекаются в процесс, когда это весело.
* Индивидуальный подход: учитываем возраст, особенности развития и речевые нарушения ребенка.
Дыхательная гимнастика – это не просто разминка перед артикуляционными упражнениями. Это фундамент, на котором строится красивая и уверенная речь. Давайте вместе уделять этому аспекту должное внимание и помогать нашим подопечным раскрыть весь потенциал их голоса!