Ксения Шимонюк
Дыхательная гимнастика в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Дыхательная гимнастика в детском саду
Решающая роль в развитии речи ребенка принадлежит речевому дыханию. В ходе речевого развития вырабатывается специфический «речевой» механизм дыхания, следовательно, вырабатываются и специфические «речевые» движения диафрагмы. В процессе устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение.
Публикация «Дыхательная гимнастика в детском саду» размещена в разделах
В норме перед началом речи делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Нормальный «речевой вдох» характеризуется наличием определенного количества воздуха, способного обеспечить поддержание подскладочного давления и правильного голосоведения. Большое значение для озвучивания связного высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно и логически завершенного отрезка высказывания (так называемый речевой выдох).
Речевое дыхание подчиняется разнообразному течению речи, чередованию речевых звеньев (групп слов от паузы до паузы, которые в зависимости от содержания могут быть длинными и короткими, медленными и быстрыми, напряженными и эпически спокойными, поэтому в моменты вдоха, количество забираемого воздуха, интенсивность его расходования не следует в однообразной ритмической последовательности друг за другом. Дыхание в речи имеет условно рефлекторный характер.
Речевое дыхание следует за темпом мышления в процессе устной речи, то есть оно тесно связано с внутренне речевым планированием, являясь физиологической основой реализации устной речи, а, следовательно, внешним проявлением внутренне речевого планирования.
Таким образом, речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит - семантическому, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания.
Если речевое дыхание в онтогенезе формируется у детей без отклонений в развитии спонтанно по мере становления речевой функции, то у детей с речевыми нарушениями оно развивается патологически.
В процессе речевого высказывания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи. Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата и нарушения речевого выдоха. У таких детей отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания - как на вдохе, так и на выдохе.
Таким образом, дошкольникам с речевой патологией, прежде всего, необходимо развивать объем легких и сформировать грудобрюшной тип дыхания. Приближение этих показателей к норме позволит в дальнейшем перейти к развитию речевого дыхания, так как грудобрюшной тип дыхания является базой для формирования такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.
При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:
• не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
• температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
• одежда не должна стеснять движений;
• не заниматься сразу после приема пищи;
• не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения слов различных по длине.
В этой статье представлены дыхательные игры и упражнения для дошкольников с нарушениями речи, которые могут использоваться учителями – логопедами, воспитателями дошкольных образовательных учреждений в процессе коррекцинно-образовательной и общеразвивающей работы с детьми.
Примеры дыхательных игр и упражнений для детей дошкольного возраста с нарушениями речи:
1. «Футбол» : скатать из кусочка ваты шарик и дуть на него, загоняя в ворота из двух кубиков; потом попытаться подуть на шарик через язык, находящийся между губами, стараясь загнать его в ворота.
2. «Снегопад» : из ваты сделать снежинки, положить их на ладошку и подуть; потом усложнить задание — дуть на снежинки через распластанный между губами широкий язык.
3. «Листопад» : то же самое, только дуть на вырезанные из цветной бумаги листья.
4. «Кораблик» : дуть на бумажный кораблик, плавающий в тазу с водой.
5. «Буря в стакане» : взять соломинки для коктейля и стаканы с водой. Для этого в стаканчик, где мало воды - нужно дуть сильно, а в стаканчике где много воды – слабо.
6. «Снежная буря» : в бутылку из - под воды накрошить пенопластовых шариков, в крышке проделать отверстие и вставить туда трубочку, дуть через трубочку, вызывая «снежную бурю».
7. «Задуй свечу» : задуть горящую свечу, усложнить задание, задувая через распластанный между губами язык.
8. «Парашют» : положить плоскую ватку на кончик носа, широкий язык распластать между губами, направив его кончик на ватку и, набрав воздуха через нос, подуть. Ватка, как парашют, должна взметнуться вверх.
9. «Фасолевые гонки» : выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка. Коробка из-под конфет оборудована так, как дорожки для бегунов «фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.
10. «Волшебные пузыри» : развитие меткости выдыхаемой струи. Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.
11. «Новогодние трубочки-шутки» : развитие длительного плавного и сильного выдоха. Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок.