Екатерина Голубева
Проект для детей средней группы «Дыхательная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей средней группы «Дыхательная гимнастика»
Тема проекта : «Дышим правильно – болеем редко» Тип проекта : среднесрочный Вид проекта : познавательно - оздоровительный Срок реализации проекта : октябрь - январь Участники проекта : педагог, дети средней группы, родители Цель проекта : снизить процент простудных заболеваний у детей, научить правильно дышать. Образовательные: Активизация познавательного интереса детей. Создание благоприятных условий для формирования здоровой и физически развитой личности. Обучение согласованию дыхания с выполнением упражнений для активизации иммунных сил организма. Педагогическое просвещение родителей о значении правильного дыхания для здоровья детей, рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие дыхания детей дошкольного возраста. Привлечение родителей к совместному творчеству в рамках проекта. Распространение семейного опыта по развитию правильного дыхания в домашних условиях. Развивающие: Развитие осознанного интереса детей и их родителей к оздоровительным технологиям, стремление использовать в повседневной жизни. Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо - и кровообращения в лёгких, улучшение деятельности сердечнососудистой системы и кровообращения. Воспитательные: Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения упражнений. Актуальность проекта : А. Н. Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют, потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит». Дыхание – наиболее совершенный, простой и доступный инструмент, способный улучшить наше состояние здоровья и способствовать правильному произношению звуков. Существует прямая связь между дыханием и здоровьем, между произношением звуков и дыханием. Неправильное физиологическое дыхание может вызвать болезни или привести к другим проблемам со здоровьем, неправильное речевое дыхание вызывает нарушение произношения всех групп звуков. Научившись же правильно дышать, мы можем оказать быстрое и глубокое воздействие на своё умственное, эмоциональное и физическое состояние. Это позволит нашему телу и духу находиться в бодром состоянии. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. Дыхательные упражнения способствуют увеличению объема дыхания, нормализации его ритма, выработке плавного, длительного, экономного выдоха. Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Правильное дыхание избавляет человека от многих болезней и не допускает их появления. Оно улучшает пищеварение, так как прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Умение управлять дыханием позволяет управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Это очень актуально для маленьких детей, так как в большинстве своем это гиперподвижные, легко возбудимые дети. Кроме того, большинство из них имеют увеличенные аденоиды, хронический насморк, что приводит к привычке постоянно дышать ртом. При выполнении комплекса таких упражнений развивается дыхательная мускулатура, речевой аппарат, происходит насыщение крови кислородом, что благотворно влияет на деятельность всех органов и систем. Поэтому организованная своевременная работа по улучшению здоровья детей посредством применения дыхательной гимнастики, становится крайне необходимой и важной. Проблема: По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, за последнее десятилетие состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось число абсолютно здоровых детей. Уровень детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья и с хроническими заболеваниями повысился, также увеличился процент детей имеющих логопедические нарушения. Отсюда возникает проблема диктующая необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Дыхательная гимнастика является наиболее эффективным методом не только профилактики простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания у детей, но и общего укрепления организма ребенка, и формирования правильного звукопроизношения. Отсюда возникла идея в разработке проекта «Дышим правильно – болеем редко», мероприятия которого помогут обратить внимание не только детей, но и их родителей на формирование правильной методики дыхания (речевого, спортивного и т. д.). Формы проведения: Образовательная деятельность. Игровая деятельность. Дни здоровья. Презентации. Выставки. Ожидаемые результаты: Изменение отношения детей к сохранению своего здоровья. Закрепление у детей навыка дифференциации носового и ротового дыхания, эффективного использования речевого дыхания; обучение детей технике диафрагмально-релаксационного дыхания. Укрепление иммунитета и снижение уровня простудных заболеваний у воспитанников. Снижение уровня заболеваемости детей респираторными инфекциями. Сформированность у родителей представлений об особенностях правильного дыхания, влиянии его на общее состояние здоровья детей. Получение родителями практического опыта по использованию игр и упражнений, направленных на развитие физиологического и речевого дыхания. Осознание родителями значимости дыхательной гимнастики в оздоровлении детей дошкольного возраста. Расширение взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по познавательному и физическому развитию детей через приобщение к здоровому образу жизни. Пополнение развивающей среды группы играми и пособиями по развитию речевого и физиологического дыхания детей. Предварительная работа: Пополнение уголка здоровья. Чтение детской литературы по физическому развитию и ЗОЖ. Подбор иллюстративного материала. Этапы реализации проекта Проект рассчитан на 4 месяца (с 1 октября 2018 г. по 31 января 2019 г.) I этап – подготовительный. Постановка проблемы. Сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом. Постановка проблемы перед детьми «Для чего нужна дыхательная гимнастика?». Довести до детей важность данной проблемы: правильное дыхание – залог здоровья человека. Подобрать произведения художественной литературы по ЗОЖ, комплексы дыхательных игр и упражнений, подготовить наглядный иллюстрированный материал по теме проекта, оформить выставку методической литературы для родителей. Составить перспективный план работы. Изучить методическую литературу. Пополнить предметно-развивающую среду. Составление анкеты для родителей «О важности правильного дыхания». II этап – основной. Реализация мероприятий проекта Образователь ная область Виды детской деятельности Сроки Форма представления результатов Социальнокоммуникатив ное развитие 1. Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника» октябрь, 2018 Фотоотчет, конспект Познаватель ное развитие 1. Дидактическая игра «Что нам помогает дышать» 2. Дидактическая игра «Что сначала, что потом» 3. Дидактическая игра «У кого какой нос» 4. Просмотр презентации «Как воздух попадает в легкие» 5. НОД по познавательному развитию «Как работает дыхательная система» 6. НОД по здоровому образу жизни «Как надо ухаживать за органами дыхания» 7. Просмотр развивающих мультфильмов «Как мы дышим», «Путешествие Адибу» 8. Практическая и экспериментальная деятельность «Воздух вокруг нас», «Зачем нужен нос», «Какое у тебя дыхание», «Мыльные пузыри» 15.10.18 12.11.18 17.12.18 22.10.18 19.11.18 24.12.18 17 - 21.12.18 26.10 – 25.01.19 Презентация, фотоотчет, конспекты НОД, картотека дидактических игр, опытов Речевое развитие 1. Беседа «Как воздух попадает в легкие?», «Хочешь быть здоров – дыши правильно» 2. Рассматривание плаката «Движение воздуха» 3. Беседа «Может ли человек прожить без дыхания?» 4. Ситуативные беседы: «Как устроен нос» 01-05.10.18 09.10.18 01.11.18 14.11.18 Фотоотчет, конспекты бесед, НОД, подборка иллюстратив ного материала, художественной литературы, презентация, картотека «Куда прячется воздух» «Чье перышко улетит дальше всех?» «Как расселяются микробы» 5. Чтение художественной литературы: - «Что чует нос» И. Стременьева - «Нос чудодейственный» А. Семенов - «Зачем носик малышам» Э. Мошковская - «Откуда берутся болезни» С. Афонькин - «А ты не забыл носовой платок» Н. Коростелев 6. Разучивание игр на развитие речевого дыхания : «Ветерок», «Дом большой дом маленький», «Аист», «Летят мячи», «Дровосек», «Вьюга», «На берегу моря», «Эхо», «Ворона», «Произнеси чистоговорки», «Волшебные пузырьки», «Жираф и мышонок», «Лягушка-квакушка» 7. Отгадывание загадок про дыхание, воздух 05.12.18 12.12.18 14.01.19 В течение реализации проекта Ежедневно 21.01.2019 речевых, дыхательных игр Художест венноэстетическое развитие 1. Рисование «Наши легкие» 2. Конструирование «Изготовление тренажеров для дыхательной гимнастики» 26.11.19 25.10.18 Фотоотчет, конспекты НОД Физическое развитие 1. Подвижные игры: «Два Мороза», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Кот и мыши», «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Кто счастливый» 2. Дыхательные тренажеры : «Воздушный футбол», «Морской бой», «Веселые бабочки», «Аэробол», «Лабиринты» 3. «Бос здоровье» 4. Разучивание игр на развитие физиологического дыхания : «Ныряльщики за жемчугом», «Бегемотик», «Гуси летят», «Ушки», «Качели», «Вырасти большой», «Удивимся», «Маятник», «Насос», «Бабочка», «Петух», «Ежик», «Регулировщик», «Поворот» 5. Разучивание комплексов дыхательной гимнастики : «Мой нос», «На лужайке», «Полет на Луну», «Новый год», «Комплекс дыхательно-речевых упражнений для часто болеющих детей (простудные Ежедневно Ежедневно По графику психолога Ежедневно Ежедневно Фотоотчет, картотека подвижных игр заболевания)» 6. Парадоксальная дыхательная гимнастика (по Стрельниковой) Ежедневно Работа с родителями 1. Анкета для родителей «О важности правильного дыхания» 2. Мастер-класс «Веселый ветерок» (дети и родители) 3. Консультации для родителей на тему - «Дыхательная гимнастика для здоровья детей», - «Роль дыхательной гимнастики в закаливании и оздоровлении детей», - «Речевое дыхание – энергетическая основа речи» 4. Памятки для родителей: «Дыхательная гимнастика – как эффективная профилактика снижения заболеваемости у детей», «Делаем дыхательную гимнастику правильно», «Парадоксальная гимнастика» 5. Буклеты «Дыхательные игры для дошкольников», «О речевом дыхании» 6. Привлечение родителей к занятиям дыхательной гимнастикой дома и в детском саду, 7. Стенгазета «За здоровьем в детский сад». 03.10.18 12.11.18 06.10.18 15.11.18 15.12.18 15.12.18- 19.01.19г. 21.12.18- 09.01.19 В течение реализации проекта 31.01.19 Информацион ный материал, анкета, стенгазета, фотоотчет, выставка III этап – заключительный. Подведение результатов: - обобщение материалов проекта, - защита проекта. Продукты проекта : - фотоотчеты - картотеки - презентации - конспекты НОД Список литературы: 1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. – М., 2010. 2. Вареник Е. Н., Корлыханова З. А., Китова Е. В. Физическое и речевое развитие дошкольников: Взаимодействие учителя-логопеда.