Ирина Закутняя
Дыхательная гимнастика как важный этап логопедического занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Дыхание – это энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит то, как будет говорить ребенок: правильность его звукопроизношения, способность поддерживать плавность, нормальную громкость и интонационную выразительность речи.
У детей дошкольного возраста есть определенные особенности речевого дыхания, которые отличаются от дыхания взрослых:
- Недостаточно развитый дыхательный аппарат. Часто речь детей звучит неразборчиво и тихо. Нехватка воздуха приводит к тому, что ребенок не может договорить начатую им фразу. Другой момент – он пытается успеть произнести всю фразу целиком на вдохе, в результате чего он говорит слишком быстро, при этом не делая пауз.
Публикация «Дыхательная гимнастика как важный этап логопедического занятия» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
- Выдыхаемый воздух распределяется нерационально. В таком случае запас воздуха кончается уже на первом слоге, т. е. конец слова либо произносится значительно тише, либо вовсе «проглатывается».
- Проблемы с распределением дыхания по словам. Чтобы восполнить запас воздуха, ребенку приходится брать паузу во время произношения фразы, в результате чего он может забыть, о чем он хотел сказать.
- Искажение звуков речи из-за неправильно выдыхаемой воздушной струи.
Дыхательная гимнастика - важный этап логопедического занятия.
При определении степени уровня речевого развития, логопед обращает большое внимание на то, как ребенок дышит во время разговора, как и когда он делает паузы, какой у него вдох и выдох.
Нормальное речевое дыхание выглядит следующим образом:
Небольшой вдох через нос.
Выдох плавный, струя воздуха выходит через рот.
Выдох производится до конца.
После каждого выдоха берется паузы (2-3 секунды).
Это очень важный момент, ведь только научившись правильно дышать, можно в полной мере овладеть своим голосом.
Последовательность работы над формированием речевого дыхания:
I этап. Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха.
II этап. Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.
III этап. Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков.
IV этап. Произнесение слогов и звукоподражаний.
V этап. Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов).
Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики:
• Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке.
• Занятия проводить до еды.
• Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде.
• Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.
• Выдох должен быть длительным, плавным.
• Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).
• В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота.
• Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя.
• Достаточно трех-пяти повторений. Многократное выполнение
дыхательных упражнений может привести к гипервентиляции! Наступление гипервентиляции можно определить по следующим признакам: побледнение лица, жалобы на головокружение, отказ от занятий.
• Дозировать количество и темп проведения упражнений.
• После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2–3 секунды.
В своей логопедической практике я использую разнообразные дыхательные упражнения и техники. В данной публикации я хочу с вами поделиться некоторыми из них. Это упражнения направленные на развитие длительного непрерывного ротового выдоха, которые дети особенно любят, выполняют всегда с удовольствием и с нетерпением ждут данный этап логопедического занятия.
Аэрофутбол
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: ворота, ватный шарик или легкий футбольный маленький мячик.
Ход игры. Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота размещаются на столе для занятий.
Вариант № 1. Ребенок дует на мяч, пытаясь забить гол. Вата должна оказаться в воротах.
Необходимо следить, чтобы ребенок при выполнении упражнения не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Можно предложить для этой игры коктейльную трубочку.
Вариант № 2. Через несколько занятий усложните упражнение: пусть ребенок дует на шарик, положив распластанный язык на нижнюю губу. Воздушная струя должна проходить посередине языка. Под воздействием воздушной струи посередине языка образуется желобок. Упражнение хорошо подготавливает артикуляционный аппарат к вызыванию свистящих звуков.
Снежинка (осенние листья)
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: снежинка из легкого пластика или бумаги (листья из ткани или бумаги).
Ход игры. Привяжите на нитку снежинку или лист, расположите на уровне губ ребенка, предложите ему сделать глубокий вдох через нос и подуть длительным плавным выдохом, чтобы снежинка (лист) полетел. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выполнении упражнения не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Можно устроить «снегопад» или «листопад» и предложить сдуть снежинку или осенние листья с ладони.
Кувшинка (кораблик)
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: кувшинка из легкого нетонущего материала или бумажный кораблик.
Ход игры. Пуская кувшинку или бумажный кораблик в тазу с водой, необходимо объяснить ребенку, что для того чтобы кувшинка (кораблик) двигалась, на неё нужно дуть плавно и длительно, щеки не надувать. Можно использовать соломинку.
Буря в стакане
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц
Оборудование: мыльная вода, стакан, соломинка
Ход игры. Готовим заранее мыльную воду. В стакан с ней опускаем соломинку и начинаем дуть в нее – чем сильнее и дольше малыш дует в нее, тем выше получается пенная шапка. Очень полезное упражнение, потому что соблюдаются два основных условия правильного дыхания, т. е. вдох через нос, а через рот долгий выдох.
Помимо вышеуказанных приемов в нашем дошкольном учреждении для развития речевого дыхания применяются:
Дыхательные тренажеры
Вертушки
Дудочки с легкими мячиками из пенопласта, пластмассы
Свистки
Мыльные пузыри
Воздушные шары и т. д.
Технику дыхательных упражнений лучше всего осваивать в положении лежа на спине. Ребенка учат бесшумно вдыхать через нос, выдыхать через рот, не задерживать дыхание, дышать без толчков и судорожности. После отработки этих навыков можно переходить к выполнению гимнастики сидя, стоя. Затем подключаются упражнения в движении.
Гимнастику проводят до тех пор, пока техника правильного речевого дыхания не будет отработана до автоматизма.