Лилия Герасимова
Консультация «Дыхательная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Для того, чтобы дети правильно произносили различные звуки рекомендуют проводить с ними дыхательную гимнастику.
Цель дыхательной гимнастики – увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный длительный экономный выдох.
Эти игры не требуют специальной подготовки. Поэтому их можно использовать в совместных играх с детьми 3 лет. Они будут полезны и детям без проблем в речи.
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ :
– Упражнения проводить в проветренном помещении до еды.
Публикация «Консультация „Дыхательная гимнастика“» размещена в разделах
– Движения необходимо производить медленно и плавно, под счет.
– Вдох – через нос (плечи не поднимать, спина прямая)
– Выдох – через рот (губы в форме «трубочки»)
– Выдох должен быть длительным и плавным.
– Следите, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движение диафрагмы, межреберных мышц, мышцы нижней части живота. Следить, чтобы щеки не надувались (для начала их можно придерживать руками).
– Не переутомляйте ребенка. При недомогании лучше отложить занятие. Время выполнения дыхательных упражнений 3–4 минуты. Несоблюдение этого правила может привести к головокружению.
– Дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции несут значительный оздоровительный эффект.
Наилучший эффект даёт сочетание дыхательных упражнений с артикуляционной гимнастикой.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ
«Загнать мяч в ворота» (выработка длительной, направленной воздушной струи). Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.
«Кто дальше загонит мяч» (выработка плавной, непрерывной струи, идущей посередине языка). Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, что бы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.
«Сдуть снежинку, листик, пёрышко» (выработка плавной, целенаправленной воздушной струи воздуха, идущей по середине языка).
Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На ладошку положить бумажную снежинку и сдуть её. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы ребёнок как бы произносил звук «ф», а не «х».
«Волшебный пузырёк» (выработка плавной, непрерывной струи).
Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.
«Фокус» (направление воздушной струи посередине языка). Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.
«Охотник идет по болотам» (распределение воздушной струи по бокам).
Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.
«Фасолевые гонки» (выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка).
Коробка из–под конфет оборудована, как дорожки для бегунов – «фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.
«Узнай, по запаху» (развитие обоняния и глубокого вдоха).
На тарелочках лежат кусочек лимона или апельсина, чеснока или лука, сухие травы с характерным запахом и флакончик духов. Сначала изучаются и запоминаются запахи, а затем по ним отгадываются предметы с закрытыми глазами.
«Чья фигурка дальше улетит?» (развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ). Вам понадобятся – вырезанные из тонкой бумаги (или салфеток) фигурки птиц, бабочек, цветов, рыбок, снеговиков. Ребенок садится напротив фигурки, которая лежит перед ним на столе. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя.
«Кораблик» (чередование сильного и длительного плавного выдоха).
Потребуются таз с водой и бумажные кораблики. Чтобы кораблик двигался плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука [ф]. Для имитации порывистого ветра губы складываются, как для звука [п] : «п-п-п». Можно дуть, вытянув губы трубочкой, но, не надувая щек.
«Подуй через соломинку», «Буря в стакане»
(выработка умения направлять воздушную струю посередине языка)
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.
Надувание воздушных шаров и мыльных пузырей, праздничные трубочки также можно использовать для развития сильного плавного и точного выдоха.