Ольга Кутявина
Дыхательная гимнастика
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 3 пос. Николаевка"
Составила: Ольга Александровна Кутявина -
старший воспитатель МБДОУ "Детский сад 3 3 пос. Николаевка"
Цель: Научить детей дышать через нос, укрепление дыхательной мускулатуры с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а так же выносливости при физических нагрузках.
Публикация «Дыхательная гимнастика» размещена в разделах
От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.
Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из – за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.
Вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию легких. Легкие являются органом не только дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела. Они так же принимают участие в выработке физиологически активных веществ, участвующих в процессе свертывания крови, обмена белков, жиров и углеводов.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, какую огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей и как важно к решению этой задачи подойти обдуманно и ответственно.
При разработке комплексов дыхательной гимнастики следует учитывать :
. Эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения;
. Доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;
. Степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры. Вентиляцию всех отделов легких, развитие верхних дыхательных путей и т. д.
Рекомендации к проведению дыхательной гимнастики :
1. Дыхательные упражнения включать в комплексы физкультурных занятий.
2. Вносить 1 раз в квартал комплексы дыхательной гимнастики в физкультурное занятие (в помещении, вместо общеразвивающих упражнений, с уменьшенной дозировкой в исполнении).
3. Младшим дошкольникам выполнять все дыхательные упражнения с меньшей дозировкой и в упрощенной форме, с постепенным усложнением.
4. Комплексы можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать необходимо с упрощенной формы выполнения. Дети одного возраста развиваются по – разному, поэтому каждому ребенку нужно показать точную технику выполнения дыхательного упражнения, строить работу в зависимости от его индивидуальных возможностей.
Комплексы дыхательных упражнений.
№1
Ходьба по кругу на носках, пятках, высоко поднимая колени.
«Часики»
1. И. П. – ноги слегка расставлены, руки внизу
В: размахивание прямыми руками вперед и назад,
произносить: «тик – так»
2. И. П. – стоя, ноги врозь, руки внизу
В: поднять руки в стороны, а затем хлопать ими по бедрам, выдыхая произносить : «ку – ка – ре – ку»
№2
1. И. П. – сидя, одна рука на животе, другая на груди
В: сделать вдох, выдыхая воздух, выпячивая живот выдох. При выдохе громко произносить «ф – ф – ф – ф»
2.«Насос»
И. П. – стоя, ноги вместе, руки внизу
В: вдох, наклон туловища в сторону выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произносить «с – с – с – с». Выпрямление – вдох, наклон в другую сторону с повторением звука.
3.«Регулировщик»
И. П. – стоя, ноги на ширине плеч, одну руку поднять вверх, другую отвести в сторону.
В: вдох носом, поменять положение рук с удлиненным вдохом и произнесением звука «р – р – р- р».
№3
1. «Паровозик» - ходьба, передвигаясь вперед, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух – чух – чух – чух».
2. И. П. – основная стойка.
В: руки через стороны поднять и опустить, сказать: «вниз»
3. И. П. – ноги на ширине плеч, руки опущены вниз
В: наклоны туловища в разные стороны, при наклоне сказать: «кач»
№4
1.«Дровосек»
И. П. – ноги на ширине плеч, руки сцеплены в замок внизу.
В: 1 – руки поднять; 2 – туловище наклонить вперед с одновременным опусканием рук, сказать: «ух»; 3 – выпрямиться; 4 – вернуться в исходное положение.
2. И. П. – лежа на животе, ноги вытянуты
В: приподнять голову и совершать движения руками, как при плавании стилем «брасс» (2 – 6 раз).
3. И. П. – стоя, руки опущены вниз
В: сделать глубокий вдох, на выдох подуть на одуванчик, сказать:
«фу – фу – фу», подразнить гусей: «га – га – га»; помяукать, покаркать и т. д.
№5
1. Вдох через нос, выдох через рот на ладонь – сдуваем снежинки с руки.
1. И. П. – сидя (следить за осанкой)
В: надувать воздушные шары, вдох через нос, выдох через рот, при выдохе проговаривать: «ф – ф – ф»
2. И. П. – стоя
В: Несколько раз зевнуть и потянуться
(Зевание стимулирует не только гортанно – глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а так же снимает стрессовое состояние).
3. И. П. – стоя, руки вдоль туловища
В: раскачивание прямыми руками вперед, назад, произносить при выдохе:
«кач-кач»
Спокойная ходьба на месте (30 – 40 секунд)
№ 6; № 7
«Прогулка в лес»
1. «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит».
И. п. – основная стойка.
1- вдох - руки в стороны; 2- выдох – наклониться вправо; 3 – выдох – вернуться в и. п.
2. «Вот нагнулась елочка, зеленые иголочки»
И. п. – ноги врозь, руки опущены.
1 – вдох; 2 – выдох – наклониться вперед; 3 – вдох – вернуться в и. п. ; 4 – выдох
3. «Стоит Алена, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан» (береза)
И. п. – ноги вместе, руки опущены.
1 – вдох – руки через стороны вверх, подняться на носки; 2 – выдох – руки вперед-вниз, опуститься на всю стопу; 3 – повторить, вернуться в и. п.
4. «Детки в беретках с ветки упали, беретки потеряли» (желуди)
И. п. – ноги вместе, руки за голову.
1 – вдох – подняться на носки; 2 – выдох – присесть; 3 – повторить, вернуться в исходное положение.
5. В колыбельке подвесной летом житель спит лесной» (орех).
И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 – вдох; 2 – выдох – сесть, ноги не сгибать, руки к носкам; 3 – вдох; 4 – выдох, вернуться в исходное положение.
№ 8; № 9
Мы строим дом
«Поднимаем кирпичи».
И. п. – ноги врозь, руки опущены, пальцы расставлены.
1- вдох; 2- выдох – наклониться вперед, пальцы сжать в кулак («Ух!»); 3 – вдох;
4 – вернуться в исходное положение.
2. «Кладем раствор»
И. п. – ноги врозь, руки на поясе, локти назад.
1 – вдох; 2 – выдох – поворот туловища вправо (влево, мах правой (левой) рукой в сторону, назад, вперед («Раз!»); 3 – вернуться в исходное положение.
3. «Семафор»
И. п. – сидя, ноги вместе.
В:поднимание рук в стороны и медленное их опускание вниз с длительным выдохом и произношение звука «С»