Лилия Валиева
Опыт работы по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье – это бесценный дар, он
дан увы не навечно, его надо беречь! И. И. Павлов
Компоненты здорового образа жизни:
• Правильное питание;
• Занятие физкультурой и спортом;
• Правильное распределение режима дня;
• Закаливание;
• Личная гигиена;
В дошкольном возрасте идет огромный путь развитие органов и становление функциональных систем. Очень важно в дошкольном возрасте сформировать базу знаний и практических навыков зож. Осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой. И формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии его целенаправленного формирования как в детском саду, так и в семье. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетным являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на ЗОЖ. Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым вести ЗОЖ, он должен осознать, что здоровье человека важнейшая ценность, главное условие любой жизненной цели, что каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здоровое поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции, при освоении знаний, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей. Заботясь о здоровье и в всестороннем развитии детей. За основу своей работы взяла порциальную программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Авдеева, О. Князева, Р. Стеркина. Цель которая предполагает воспитания у детей навыков адекватно вести себя в различных неожиданных ситуациях.
Публикация «Опыт работы по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В качестве основных задач были определены: воспитание у детей правильного отношения к своему здоровью;
• Расширение представлений о том, что полезно и что вредно для здоровья, знаний об отдыхе и спорте, необходимых для его сохранения ;
• Формирование представлений об окружающей среде, влияющей на здоровье человека;
• Обогащение и закрепление представлений детей о том, что для жизни и здоровья необходимы хорошие условия;
• Ознакомление с устройством организма человека, воспитание познавательного интереса;
• Привитие навыков зож, развитие потребности в чистоте, правильном уходе за телом.
Работу по формированию зож начала с младшей группы. Я проводила утренние гимнастики, закаливание. Но и беседовала с детьми для чего мы это делаем. Дети должны знать осознавать для чего нужна то или иное из них. В своей работе стараюсь формировать навыки личной гигиены, тщательно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после прогулки, знать и называть чести тела, прививала привычку полоскать рот питьевою водой после приема пищи. Для усвоения гигиенических навыков использовала дидактические игры и сюжетно – ролевые игры, как «Кукла Маша принимает гостей», «У врача», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», также знакомила с предметами личной гигиены через игры. Игры помогают повышать знания ребенка в вопросах по уходу за собой. Также во время умывания использовала художественное слово, заучивала потешки «Водичка - водичка», «Расти коса до пояса».
Большое внимание в работе с детьми уделяла формированию навыков самообслуживания. Важно научить детей правильно одеваться и раздеваться. Обращала внимание детей и родителей, что очень важно одеваться в соответствии с временем года, чтобы сохранять свое здоровье. Одежда должна быть свободной, не стеснять движений. Уточняла зачем надеваем носки, колготки, шарф, шапку, варежки. Все эти беседы помогают обогатить знания детей, словарь, развивают знание беречь свое тело.
На занятии по теме: «Я человек» - Играли в игры: «Что у меня есть?» (тело, органы, отмечали части своего тела, рассматривали цветные иллюстрации с целью ознакомления с органами.
Рассказывая об устройстве и работе организма, обращала внимание детей на хрупкость и сложность, а также необходимость бережного отношения к своему телу, уходу за ним. Проводила беседы:
1) «Откуда берутся болезни» - целью этой беседы было сформировать представления о здоровье, болезнях, микробах, сообщала элементарные сведения об инфекционных заболеваниях, способах распространения болезней, научить заботиться о своем здоровье.
2) «Чтобы кожа была здоровой», следить за ее чистотой, где знакомила со строением кожи, учу бережно с нею обращаться, закрепляла правила ухода за кожей.
3) «Для чего нужна зарядка» - где приобщала детей к регулярным занятиям физкультурой. Провела дидактическую игру «, «Здоровая и нездоровая кожа».
В старшей группе при беседе задаю вопросы: Что надо делать, чтобы укрепить свое сердце? (Закаляться, больше заниматься спортом, больше есть овощей и фруктов.)
Ситуативная беседа «Что было бы если?»; «Что надо делать, чтоб быть красивым»; «Можно-нельзя»
«Для чего нужен язык?», путём исследовательской деятельности мы с детьми выяснили, что этот орган выполняет много разных функций: воспринимает вкусы, участвует в пережёвывании пищи и в образовании речи.
«Когда я ем, я глух и нем». Цель: знать и соблюдать правила этикета за столом во время еды. Еда может попасть прямо в дыхательные пути. Это мешает тщательному пережевыванию Беседуя с детьми, обращала внимание на то, как важно беречь свое здоровье, заботиться о нем, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. Я обращаю внимание на то, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих. Например, когда чихаешь или кашляешь, надо прикрывать рот и нос платком.
Учила соблюдать осторожность в обращении с режущими предметами, нельзя принимать никаких лекарств и витаминов без контроля со стороны взрослых, а также брать угощенье и подарки от незнакомых людей.
Считаю, что особое значение имеет режим дня с его составляющими: пребывания на свежем воздухе, сон, физминутки, игровая деятельность, отдых, прием пищи, личная гигиена, занятия физкультурой. Ежедневно провожу утреннюю гимнастику, гимнастику после дневного сна, гимнастику для глаз, гимнастику для пальцев. Использовала кинезеологические упражнения для рук, самомассаж.
Организовываю 2 раза прогулку. Свежий воздух в любое время года имеет огромное значение для развития ребёнка и закаливания его организма, укрепления органов дыхания, совершенствования кровообращения, повышения аппетита. На прогулках я организую с детьми шутливые игры: попрыгай, побегай, не сгибая колен; стань маленьким, низкого роста; стань большим; достань веточку на дереве и. т. д. Выполняя эти упражнения, ребенок понимает, зачем нужны руки, ноги, колени, локти, пальцы на руках и ногах.
Каждый год месте с родителями делаем снежные постройки. Которые позволяют упражняться в метании, лазании, скольжении, которые способствуют укреплению здоровья детей, улучшению их психического состояния, снижению количества респираторных заболеваний.
Летом целый день проводим на воздухе. Проводим игры, закаливания.
Огромную роль в воспитании по ЗОЖ играет и семья. Понимая, что многое зависит от того, как взрослые относятся к здоровью, проводила работу с родителями : беседы групповые и индивидуальные. Выставлялись для родителей папки – передвижки: «Как следить за своим внешним видом». Беседы, консультации на темы: «Режим дня», «Как воспитать ребенка здоровым», «Профилактика простудных заболеваний»
Таким образом, совместными усилиями педагога и родителей у дошкольников были сформированы представления о зож. Бережно относиться к своему здоровью и здоровью