Ольховская Марина Юрьевна
Духовно-патриотическое воспитание
▼ Скачать + Заказать документы
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.
Публикация «Духовно-патриотическое воспитание» размещена в разделах
Основным содержанием духовно-нравственного развития, социализации и воспитания патриотизма являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. По определению одного из глубочайших знатоков русской культурной традиции В. И. Даля, «патриот - любитель Отечества, ревнитель о благе его».
Воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель - воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей.
Что может заинтересовать ребёнка? Наша многовековая история и культура. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут. Задача нашего поколения - сохранить и приумножить самобытность нашей страны. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности - вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека. Система духовно-нравственного и патриотического воспитания ребенка строится посредством приобщения его к культурному наследию своего народа.
Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство с традициями и бытом своего народа с раннего детства. Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Таким образом, духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования.
К основным принципам духовно-нравственного воспитания дошкольников относятся:
духовный ориентир - построение жизни и поступков на основах христианского совершенства, уклонение от зла и выбор добра;
гуманистический принцип - формирование положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание;
естественнонаучный принцип, который основывается на научном понимании социальных процессов, законов развития и становления;
культурологический принцип в соответствии с национальной культурой, ценностями и традициями;
государственный принцип, при котором воспитание осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
Целью духовно-нравственного и патриотического воспитания является формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях народа, его культурного наследия; воспитание любви к Отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений.
Основными задачами духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников являются:
познание и привитие культуры и традиций своего народа;
формирование нравственно-духовных особенностей личности; раскрытие нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов;
гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка;
формирование гражданского самосознания, почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;
одухотворение жизненного пространства ребенка;
защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.
Методы и приемы духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников.
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников осуществляется с помощью различных методов, приемом и средств. В состав программы воспитания должны входить различные виды игровой деятельности (словесные, пальчиковые, ролевые и т. д., дидактические материалы, художественные произведения, конструктивные и подвижные упражнения. При использовании сюжетных и игровых упражнений необходимо акцентировать ребенка на нравственной стороне, сопереживании, милосердии и сострадании. Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников должна предполагать следующие виды деятельности с детьми: продуктивная деятельность (изготовление аппликаций, фигурок, конструкций, поделок, рисунков); театральная игровая деятельность (моделирование сценок и спектаклей духовной и патриотической тематики); познавательная деятельность (чтение исторической и художественной литературы, сказок, жития святых); творческая деятельность (лепка из пластилина, живопись и графика, музыкальное творчество, танцы); нравственная деятельность (уроки любви и доброты, знакомство с православными традициями и ценностями). Воспитание духовной личности дошкольника невозможно без взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные ценности и обычаи, созданные предками. Поэтому программа духовно-нравственного воспитания дошкольников должна предусмотреть и совместную деятельность, в которой участвуют дети и родители, направленную на духовное развитие семьи, укрепление семейных ценностей, уважение и взаимопонимание. Это семейные и православные праздники, игры и конкурсы.
Патриотическое воспитание дошкольников предполагает обустройство патриотических уголков в ДОУ; организацию экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок; организацию тематических мероприятий (праздников, утренников, соревнований, конкурсов); проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач.
Труд воспитателя, как посаженое плодовое деревце, не сразу даёт результаты. Приходится ждать годы. Но плоды обязательно принесут радость; семена, упавшие на благодатную почву, прорастут и наполнят сердце счастьем. И наши дети, вступая во взрослую жизнь, будут твё рдо знать непреложные истины: «Цени и люби Отчизну свою»; «Дерево крепко корнями, а Отчизна - сыновьями», - и будут готовы стать в единый ряд русских людей, которые испокон веков созидали немеркнущую славу России.