Зухра Алибегова
Духовно-нравственные ценности, исторические и национально-культурные традиции в воспитании социально ответственной личности
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - основа для формирования чувства любви к Родине, Отечеству, своей малой Родине, семье, благодатное время для того, чтобы заложить основы для чувства долга, ответственности перед Родиной, гордости за свою малую родину, республику, осознания принадлежности к большой стране и чувству гордости за нее. Формирование начал патриотизма невозможно без формирования уважения к культуре других народов, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку независимо от национальности и цвета кожи. Безусловно, все эти нравственные качества должны закладываться в семье и под влиянием педагогов. Все начитается с семьи. Без любви к семье, Родине ребенок не сможет стать достойным членом общества.
Публикация «Духовно-нравственные ценности, исторические и национально-культурные традиции в воспитании социально ответственной личности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, направленные на совершенствование умственных способностей дошкольников, их познавательной активности, но вместе с тем нет программ по патриотическому воспитанию дошкольников, по формированию у них чувства патриотизма и любви к семье, к своей Родине. Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.
Очень важно приобщение ребенка к культуре своего народа, к наследию предков, что воспитывает уважение, гордость за свою Родину, республику. Для дошкольника Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье закладываются нравственные основы будущего патриота и гражданина. Поэтому профессиональное взаимодействие с родителями в данном направлении способствует развитию бережного отношения к традициям и культуре своего народа, укреплению семьи.
Поэтому, на мой взгляд, патриотическое воспитание является важнейшим направлением воспитательной работы.
Мы живем в республике Адыгея. А это многонациональный регион, где мирно уживаются представители многих народов, культура и традиции которых переплелись и прочно вросли друг в друга. Поэтому, знакомя детей с природой и культурными традициями города, родного края, родители и педагоги воспитывают у детей чувство любви к родине, национального самосознания, духовность, культуру межэтнического общения.
Моя система по патриотическому воспитанию была разработана в связи с тем, что я считаю важным реализацию задач патриотического воспитания, и многие годы работаю в этом направлении. Огромен интерес детей, их родителей к изучению родного края, города. Но, несмотря на это, всем практическим работникам дошкольных учреждений недостаточно соответствующих современных методических материалов, разработок, дидактических пособий по данной проблеме.
Научная новизна моей системы состоит в формировании нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями и способствующая максимально бережному и ненавязчивому влиянию на воспитательную позицию семьи.
Мной разработан проект по патриотическому воспитанию «Растим патриота»
В проект входит:
1) разработка перспективного плана работы по патриотическому воспитанию для детей всех возрастных групп;
2) изучение формы взаимодействия детского сада с родителями, в том числе в патриотическом воспитании детей.
3) разработка методических материалов для организации работы по патриотическому воспитанию детей (конспекты, вечера досугов, сюжетно-ролевых игр, организации предметно-пространственной среды и др.);
4) определение нетрадиционных методов и форм работы;
Использование инновационных подходов в организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников способствуют повышению качества всей системы воспитательной работы дошкольного учреждения, способствуют лучшей подготовке детей к школе, воспитанию достойных будущих граждан России.
Для реализации проекта «Растим патриота» пользовалась не только традиционными формами взаимодействия с родителями (собрания, консультации педагогов и специалистов, оформление папок-передвижек, стендов, брошюр, буклетов, но и нетрадиционными формами (организация практикумов – с обсуждением вариантов решения вопросов патриотического воспитания, дискуссии, использование ИКТ (презентаций, видео, ЭОР для просмотра их родителями дома и т. д.). Многие родители моих детей, в большинстве молодые люди и не имеют представления о методах воспитания гражданственности, патриотизма, сами нуждаются в том, чтобы их научили методам и приемам воспитания у своих детей патриотизма и любви к Родине. Поэтому, при передаче родителям способов организации патриотического воспитания дошкольников в семье мы стараемся создать атмосферу доброжелательности, сотрудничества, чтобы и взрослые, и дети могли чувствовать себя свободно и непринужденно, в соответствии с принципами личностно-ориентированной педагогики. Это является самым эффективным средством взаимодействия с семьями, имеющими разный культурный опыт, педагогические установки, семейные традиции.
В ходе реализации проекта, внедрена в практику модель организации работы по патриотическому воспитанию с использованием личностно-ориентированного подхода;
В результате реализации моего проекта:
1. Дети знают свое имя, фамилию, название города Майкопа, страны, свой адрес; объяснять, что означают цвета Российского флага и Адыгеи, что означает Герб, слова Гимна Российской Федерации и Адыгеи; называть и узнавать (по иллюстрации) достопримечательности, улицы Майкопа, название детского сада; называть народные праздники русские и адыгейские, игрушки русские и адыгейские, предметы быта, домашнюю утварь из русской и адыгейской культуры; природные богатства России и Адыгеи, природные памятники Адыгеи (Руфабго, Лагонаки, Гузерипль); заботиться об окружающей природе. Мы создали свою Красную книгу, куда вносим рисунки, фото растений, интересных фактов, затем придумываем интересные истории по этим фотографиям и рисункам. Это побуждает детей сберегать природные ценности всегда и везде.
2. Также дети знают историю своей семьи, ближайших родственников. Для этого создаются семейные альбомы. Дети знают изображение своего родового знака (тамга) или свой герб семьи. Это способствует укреплению связей поколений в семье, уважению к представителям старшего поколения.
3. В ходе реализации проекта, дети познакомились с произведениями русского фольклора, адыгского фольклора (скороговорками, потешками, небылицами, с разными видами адыгской и русской народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической). Познакомились с народными танцами, научились русским и адыгейским играм, таким как («Скачки», «Кто быстрее», «Прыжок лягушки», «Подлог шапки», «Сильные ноги»).
4. Дети учатся свободно и уважительно общаться со сверстниками и взрослыми разных национальностей.
5. Дети познакомились с народным творчеством русского и адыгского народа, учатся изготавливать адыгейский народный орнамент, расписывать под гжель и хохлому разный материал.
6. Формируется позитивное отношение детей к окружающему миру, своей семье, другим людям и самому себе.
7. Дети познакомились с национальными традициями, такими как: обряд укладывания ребенка в колыбель («Кушъэхапх», праздник первого шага («Льэтегъэуцу», обряд лечения больного («ЧIапщ», «Масленица», «Рождество» «Пасха»….
8. Формируется ответственность за свои дела и поступки.
В группе и в детском саду, в ходе реализации проекта, создана предметно-развивающая среда по патриотическому воспитанию : уголки изобразительной деятельности прикладного искусства; библиотека с русскими и адыгейскими народными сказками, рассказами о Великой Отечественной войне; музыкальный уголок с народными адыгскими и русскими инструментами; уголок экологии с альбомами, иллюстрациями о животных, природе Адыгеи; материал для сюжетно-ролевых и настольных книг по патриотическому воспитанию; коллажи, папки-передвижки, материалы с символикой РФ и Адыгеи; диски с презентациями и электронно - образовательные ресурсы и т. д.
Таким образом, комплекс методов и приемов использованных в проекте, способствует формированию основ гражданственности и патриотизма, а в тесном взаимодействии с родителями должен привести к воспитанию у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, формированию бережного отношения к природе, уважению к труду, расширению представлений о стране, развитию чувств ответственности и гордости за достижения страны и уважения к другим народам.