Тамара Комынина
Духовно-нравственное воспитания как основа формирования российского патриотизма
▼ Скачать
Духовно-нравственное воспитания как основа формирования российского патриотизма
Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами родине, а человеческое достоинство силою его патриотизма[1].
Н. Г. Чернышевский, русский философ-утопист, учёный, литературный критик, публицист и писатель
Человек, считающий себя патриотом, должен любить свое Отечество… А любовь к своему Отечеству, по признанию прогрессивно настроенных людей (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Некрасов, А. Н. Толстой,
Публикация «Духовно-нравственное воспитания как основа формирования российского патриотизма» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
В. А, Сухомлинский и др.) является одним из духовно-нравственных постулатов. Кроме того, патриотизм должен быть действенным. Он проявляется в защите Отечества от неприятеля, труде на благо Отчизны, заботе об устроении жизни народа. Поэтому тема патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, начиная с дошкольного детства, чрезвычайно важна сегодня для России. Только возобновив непосредственную связь со своей историей, вернувшись к глубинным смыслам нашего прошлого, Россия сможет сохранить свою целостность и получить импульс для движения вперед.
Важность темы духовно-нравственного воспитания как основы формирования патриотизма у ребёнка, определяется и тем, что радикальные социально-политические преобразования в нашей стране в течение последних двух десятилетий значительно трансформировали духовный облик общества, существенным образом отразились на всех сферах жизнедеятельности россиян, во многом изменили их мировосприятие. А это оказывает существенное влияние на среду, в которой растёт и воспитывается ребёнок. «Уходит в историю XX век, - пишет, например, В. Д. Ширшов. - Он дал народам России колоссальный исторический, социальный и духовный опыт. Дважды за столетие в России кардинально менялся политический строй, менялись идеалы и сама жизнь. Две великие войны пережил наш народ. И только патриотизм и духовно-нравственная сила мировосприятия позволили россиянам сохранить свою национальную самобытность и территорию» [2].
Сегодня в этом направлении назрели существенные проблемы. Одной из самых главных проблем духовно-нравственное воспитания подрастающего поколения является отсутствие нормативности этого процесса, неопределенность самого понятия «духовно-нравственного воспитание». Как указывает протоиерей Евгений Шестун в книге «Православная педагогика» «такие понятия, как «воспитание», «духовность», «духовно-нравственное становление», в существующем законодательстве практически отсутствуют» [ 3:34].
В. Д. Ширшов, теоретик российского православия, также отмечает, что «в настоящее время теоретические разработки понятий «духовность», «нравственность» отличаются неясностью и противоречивостью. В программах по организации воспитательного процесса в российских образовательных организациях, в дошкольном образовательном процессе, в частности, в разделе духовно-нравственного воспитания лишь «нащупываются», определяются научно-теоретические и методические подходы к постановке этого направления в педагогике, хотя обобщение исторического опыта и анализ современной жизни общества может подсказать пути и способы воссоздания в новых формах духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения» [4].
Российское законодательство начала 90-х годов практически не отражало необходимость духовно-нравственного воспитания в обществе. Об этом свидетельствуют отдельные нормативные документы, которые говорят о необходимости духовно-нравственного воспитания. Принятый в 1992 года Закон Российской Федерации «Об образовании», который должен был регулировать «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)», вообще не содержал положений о духовно-нравственном воспитании детей и подростков. И только в 2007 году часть 2 статьи 14 «Общие требования к содержанию образования» Закона РФ «Об образовании» была дополнена положением о том, что содержание образования должно обеспечивать «формирование духовно-нравственной личности», а часть 6 статьи 9 «Образовательные программы» была изложена в новой редакции: «6. Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» [5].
Тем не менее, есть вопросы духовного развития, которые мы все вправе и должны ставить и совместно искать ответы на них. Как поддержать и укрепить чувство общего дома, ощущение того, что каждый из нас живет в России и что Россия жива каждым из нас? Как соединить простые человеческие ценности с задачами общенационального развития? Как доказать, что в повседневном труде есть своя героика, часто не меньшая, чем в жертвенном подвиге? Исторический опыт показывает, что только люди большого духовного подъема в состоянии обеспечить подъем страны.
Сегодня мы уже можем констатировать, что последствия социально-экономического кризиса в Российской Федерации, ведущих к кризису духовности и нравственности, наиболее тяжело отразились на условиях жизни и на развитии подрастающего поколения. Резко обострились негативные тенденции, характеризующие положение детей, как в семье, так и в обществе в целом. Кризис семьи, увеличение числа разводов, в первую очередь в молодых семьях, снижение рождаемости, высокая младенческая смертность ведут к сокращению численности населения. Число нездоровых молодых граждан превышает 90 процентов, детей-инвалидов составляет около 800 тысяч. Резко снизилось число призывников, годных к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Указанные явления, по прогнозам специалистов, могут привести к сокращению численности населения к 2040 году в два раза, что представляет угрозу национальной безопасности страны [6].
Ситуация такова, что кризис семьи, как основы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, разрушение традиционных семейных отношений способствуют увеличению числа безнадзорных детей, начиная уже с детсадовского возраста. По требованиям органов прокуратуры большое число таких детей госпитализируется в медицинские учреждения в состоянии крайнего истощения. Многие из них пополняют группу социального риска, активно проявляют себя в криминальной среде. Отсюда, как следствие разрушения стабильно действовавшей системы воспитания подрастающего поколения, происходит изменение ценностных ориентаций, деформация нравственных устоев жизни значительной части детей и молодежи.
В этих условиях чрезвычайно актуальны задачи обеспечения государственной поддержки детских общественных объединений, реализации программ, направленных на духовное, нравственное, гражданское и патриотическое воспитание ребёнка, начиная с детского сада. Государственная поддержка может и должна активизировать участие различных образовательных, культурных и общественных организаций в оказании помощи молодым семьям России и их поддержке на этапе вхождения в самостоятельную жизнь. Значительная роль в этом процессе принадлежит дошкольным образовательным организациям, которые могут и должны привлечь родителей к сотрудничеству и ввести детей в мир добра, нравственности, любви к людям и Родине. Они должны дать детям само понятие Родина и необходимость защищать и её природу, нравственные устои, культуру.
Развитие интернет технологий, наличие индивидуальных считывающих устройств, вместе с пользой, принесли и откровенный вред детской психике. Дети играют на своих телефонах и смартфонах в игры, культивирующие жестокость, безнравственность. Эти игры и фильмы, которые смотрят наши дети, несут чуждую нашему национальному менталитету культуру, закладывают зёрна космополитизма. Именно поэтому, взрослея уже не дети, но молодые люди следуют сомнительной моде, мечтают не просто о дальних странах и «ветрах странствий», а о том, чтобы жить в другой стране, поклоняться чужим культам. Чтобы этого не происходило, нужно больше проводить времени с детьми, на природе, показывать им красоту родной земли. Тогда у них появятся патриотические чувства и желания украшать свою землю, свой дом, жить там, где им довелось родиться.
Уходящий век стал для России веком войн, революций, невиданного общественного раскола и социальных потрясений, сопровождавшихся потерей экономических, духовных и человеческих ресурсов. Вместе с тем XX век еще раз показал безграничные возможности нашей страны. Только чувство патриотизма, заложенное устоями традиционной российской семьи, духовные традиции народа, помогли нам уйти от тоталитарного прошлого, перенести трудности переходного периода и выживать в условиях глубочайшего кризиса. Люди поняли главное, что только активное участие в выработке принципов мироустройства на основе нравственности, духовности, патриотизма, позволит нашей стране занять место, достойное ее огромного научного, духовного и оборонного потенциала.
Литература
1. Чернышевский Н. Г. О патриотизме [Электронный ресурс] / Н. Г. Чернышевский // Цитаты и афоризмы о патриотизме // https://www.aforism.su/56_2.html. – Режим доступа. – 2015. - 21 сент. – Загл. с экрана.
2. Ширшов, В. Д. Введение в педагогическую семиотику [Электронный ресурс] / В. Д. Ширшов // https://library.by/portalus/modules/shkola/readme.php?archive= 1196815384&id= 1192625861&start_from=&subaction=showfull&ucat. – Режим доступа. – 2015. - 21 сент. – Загл. с экрана
3. Шестун, Е Православная педагогика [Текст] / Е. Шестун. - Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998. - 576 с.
4. Ширшов, В. Д. Введение в педагогическую семиотику [Электронный ресурс] / В. Д. Ширшов // https://library.by/portalus/modules/shkola/readme. php?archive=1196815384&id =1192625861&start_from=&subaction=showfull&ucat. – Режим доступа. – 2015. - 21 сент. – Загл. с экрана.
5. Радугин, А. Психология и педагогика / А. Радугин. - 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Центр, 2002. - 256 с.
6. Понятие патриотизма [Электронный ресурс] // https://datutpozitiv.ucoz.ru/ publ/ehto_interesno/ponjatie_patriotizma/3-1-0-102. – Режим доступа. – 2015. - 21 сент. – Загл. с экрана.