Светлана Арутюнян
Духовно-нравственное воспитание, воспитание любви к Родине посредством наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках». В. А. Сухомлинский.
Целью духовно нравственного воспитания является уровень бережного отношения ребенка к природе и окружающей действительности, основанной на поддержании равновесия между ним и окружающей средой, его компетентном участии и внесении в мир нравственных идей.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание, воспитание любви к Родине посредством наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Наблюдение является неотъемлемой частью развития и становления личности ребёнка, через наблюдение расширяется кругозор и усваиваются знания о Родине, но оно должно быть грамотно организовано воспитателем, чтобы достичь наилучших результатов.
В процессе организованного наблюдения в ДОУ у детей развиваются коммуникационные и социальные навыки, улучшается память, концентрация внимания, формируется положительно эмоциональное отношение к объектам окружающей природы, уважение к труду людей, прививается любовь к родному краю, к Родине.
Классификация наблюдений : представлена на слайдах
Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей, воспитателю следует учитывать возраст, специфику развития и уровень познавательной деятельности младших дошкольников.
Внимание малышей неустойчиво, их привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому первые наблюдения с воспитанниками младшей группы лучше организовывать за животными, а не за растениями. Внимание младших дошкольников привлекают движущиеся объекты.
Начиная с младшего дошкольного возраста мы проводим наблюдения за животными : кошкой, собакой, птичками и т. д.
Поскольку наличие животных в детском саду запрещено, мы их организуем через приглашение родителям принести на прогулку, для рассматривания,живого животного (предварительно, проверив справки о состоянии здоровья животного). Рассматриваем, рассказываем чем питается животное, какую роль оно играет в жизни человека.
Для привития правильного, экологически грамотного поведения детей мы приучаем заботиться о братьях наших меньших, о птицах.
На прогулке мы наблюдаем за птицами. Это могут быть и шустрые сороки, воробьи, кросногрудые снегири, синички, трясогузки и грачи, случайно залетевшая чайка.
В холодный период на каждом участке вешается кормушка для птичек. Мы приносим им крошки хлеба, который остается от обеда, подвешиваем сало, для синичек.
Мы взращиваем семена любви и добра к окружающему миру ребенка.
Наш садик достаточно молодой, и именно руками воспитателей и родителей воспитанников посажены деревья и кустарники в детском саду и вокруг него, благодаря им мы можем на прогулке с детьми наблюдать как распускаются на деревьях первые листочки весной, как цветут наши деревья и кустарники, наглядно увидеть чем дерево отличается от кустарника. Ребенок может узнать о многообразии деревьев и кустарников, сравнить листики березы и елки, елки и сосны. Найти ответы на вопрос: «Все ли деревья сбрасывают листву осенью?». Ребенок наблюдает как появляется первый листочек весной, распускается первый цветочек, завязываются первые плоды на деревьях, как прилетят их клевать птички. Как с приходом осени деревья меняют окраску, затем теряют листву и уходят в глубокий зимний сон; одни деревья остаются без листьев: береза, липа, рябина, лиственница, другие с листьями елка, сосна. Ребенок узнает, как деревья заботятся о птицах (плоды на деревьях, как птицы, скушав плоды переносят семена на различные расстояния. Дети учатся ухаживать за деревьями: поливают летом, окапывают весной и зимой.
У нас в садике в теплый период оформлены прекрасные клумбы, где мы наблюдаем за первыми цветами. Дети имеют возможность сравнивать, как выглядит клумба весной, летом, осенью, развивается познавательный интерес :как появляется цветок, расцветает, появляются семена,почему завяли осенью цветы, и как они зимуют под снегом.
На каждом участке есть свой огород. Наши, городские дети, имеют возможность познакомиться с тем, как растут овощи на огороде ;в течении летнего периода дети вместе с воспитателями ухаживают за растениями, (полют, рыхлят, поливают, а осенью собирают урожай. Все это направлено на экологическое воспитание подрастающего человека.
Через наблюдения мы знакомим с различными профессиями, учим ценить трудовую деятельность людей труда.
Например знакомим с трудом дворника.
Во время прогулки воспитатель обращает внимание на убранные дорожки в садике и подводит детей к ответу на вопрос «Кто же навел здесь порядок?»
Педагог помогает понять детям необходимость работы дворника. Прививает уважительное отношение к труду. Учит анализировать, что именно убирает дворник: мусор, листву, засохшие ветки. Чем он это делает: граблями, метлой с совком.
Помогает оценить результаты труда. Прививает экологическое воспитание «Чисто там, где не мусорят.» Дети начинают бережно относиться к результатам труда.
Знакомство с профессией «водитель». Мы можем через забор понаблюдать за проезжающими машинами, за их многообразием, за работой светофора, вспомнить правила дорожного движения, правила перехода проезжей части дороги.
Начиная с младшей группы мы провидим наблюдения и за неживой природой.
Проводим наблюдения за солнцем, облаками, ветром.
Часто мы проводим целевые экскурсии на нашу метеостанцию (в садике). Там мы изучаем солнечные часы, направления ветра, у нас организована целая лаборатория: стоят ветряки, вертушки, есть флюгер, который показывает направление ветра.
В нашем садике организован (на теплый период) пруд с живущими там пресмыкающимися, туда часто прилетают стрекозы, бабочки, шмели.
Наши дети имеют возможность понаблюдать за насекомыми в естественной среде обитания. У них складывается представление об обитателях озер и прудов. Мы рассказываем, как нужно бережно относиться к водоемам, к их жителям. Дети получают знания о взаимосвязи всего живого и растительного мира.
В теплый период на прогулке организованы целые центры игры и исследования свойств воды, где дети сами могут понаблюдать за свойствами воды.
Дети могут самостоятельно, в процессе игры, переливать воду из одного сосуда в другой, пускать лодочки, играть насосами, переливая воду заметить, что при попадании капель на одежду остаётся пятно, которое позже высыхает. Узнать, что вода может быть тёплой, холодной.
Ребенок узнает, для чего нужна вода растениям и животным. Узнает ценность воды, закладывается бережное отношение к природным ресурсам. В осенний период наблюдаем за первым снегом воспитатель рассказывает откуда берется снег,дети получаю знания, как деревья и растения засыпают под белоснежным покрывалом.
Мы исследуем снег, проводим опыты с ним, вместе с родителями строим постройки из снега, изучаем его свойства, в зависимости от температуры окружающего воздуха.
Все наблюдения, которые мы проводим с детьми затрагивают самые тонкие струны души ребенка, идет закладка фундамента к трепетному, бережному отношению ко всему живому.
Все, что окружает ребенка: первый цветок, первый жучок, первая перелетная птичка, все это хочет жить и ребенок получает первые экологические знания о пользе цветов, насекомых, птиц, деревьев, он учится береженому отношению к окружающему миру, воспитываются нравственные качества, прививается чувство патриотизма.
Все это в дальнейшем позволяет детям быть самостоятельными и активными, эмоционально отзывчивыми, в умении проявлять инициативу, творческие способности, практические умения и навыки для внесения положительных изменений в окружающий мир. Важно объяснить детям, чтобы они были другом природы и жили с ней в гармонии. Ценили красоту родной природы и хотели сделать свой край еще прекраснее и чище. Поэтому мы, педагоги стараемся при любом удобном случае пробудить интерес к природе и малой Родине, научить детей удивляться природе, отзываться на ее красоту.