Елена Синцова
Духовно-нравственное воспитание в системе дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №6»
(дошкольное учреждение)
«Духовно-нравственное воспитание детей
в системе дошкольного образования»
Подготовила:
воспитатель
Синцова Е. В.
г. Реутов, 2023 год.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание в системе дошкольного образования» размещена в разделах
В последнее время обращение к народным истокам, декоративно-прикладному, фольклорному искусству русского народа и к Православию стало предметом пристального внимания педагогов и воспитателей детских садов, стало традиционным для использования в практике духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Каждый ребёнок неповторим, обладает только ему свойственными чертами и особенностями, склонностями, интересами и способностями. Чтобы добиться хороших результатов в воспитании детей, важно это знать учитывать, необходимо постоянно изучать детей, их духовный мир, запросы, а также своевременно замечать происходящие изменения в их развитии.
Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребёнка. Дошкольники, прежде всего, должны усвоить понятия о добре, доброжелательности, отзывчивости, справедливости. Качества эти взаимосвязаны. И наша задача – научить детей видеть проявления нравственных и духовных качеств жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие.
Духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка и предполагает становления его отношения к родителям, окружающим людям, коллективу, к Родине. Призывая воспитывать граждан Отечества, мы, педагоги, должны знакомить детей в доступной форме с важнейшими событиями современности, возбуждать интерес к людям другой национальности.
Обязательное условие успешного влияния на детей – это искренняя любовь к ним. Любовь – творец всего доброго, сильного, и светлого.
Россия – наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру, как свои собственные. Существенным содержанием русской культуры является народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории.
В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие русскому народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре русского народа. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребёнка, который отличается особой восприимчивостью.
Конечно, важно и то, что человек – существо духовное, он стремится не только к художественному, физическому, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир. Только все вместе – образовательное учреждение, семья, церковь, государство – путём целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям, заложить основы понимания того, что надо действительно делать добро, а не только «брать от жизни всё» и «действовать ради целей обогащения любым способом».
В наше время особенно очевидно, что без духовности, которое несёт с собой православная культура нам не выжить, не обрести согласия в обществе.
На основе этого и был создан духовно-нравственный проект «Истоки России.
Актуальность проекта
Воспитание духовно-нравственной культуры детей является в настоящее время наиболее актуальной задачей системы дошкольного образования.
Никогда нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась душа русского народа. Так же, как в старину, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси православных праздников, радоваться Рождеству и Пасхе, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры. Так было всегда, даже в очень далекие времена, когда собирались наши прабабушки и прадедушки на шумные беседы и посиделки, когда, переодевшись ряжеными, ходили по дворам славить Спасителя, прославляли хозяев, желая им доброго здравия и хлебов обильных, когда устраивали веселые игры и забавы. Чтобы семья стала крепкой и дружной ей нужны добрые традиции, которыми могут стать традиции наших предков, связанные с главными православными праздниками, земледельческим народным календарём, обычаями русского народа.
Обоснование потребностей создания проекта
Значимость этого проекта в том, что он воздействует на сохранение духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры. Формирует у ребёнка чувство любви к Родине, воспитывает у него доброжелательное отношение и любовь к традициям и культуре русского народа.
Цель проекта
Развить у детей дошкольного возраста интерес к русской народной культуре в процессе ознакомления с православными праздниками и русскими народными традициями.
Задачи проекта
• Развивать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
• Расширять представления детей о православных праздниках; об истории, традициях и обычаях подготовки к праздникам и их празднования.
• Развивать умения детей в продуктивных видах деятельности, желание познавать русские народные промыслы, и ощущать свою причастность к ним.
• Воспитывать интерес к истории свое страны на примере исторических событий и личностей.
• Воспитывать уважение к традициям православной культуры.
• Воспитывать духовно-нравственные качества : доброту, миролюбие, великодушие, щедрость; желание дарить людям радость.
• Привлечь родителей к реализации проекта.
Выводы
• В результате проведения комплексной работы по изучению национальных культурных традиций у детей появилось желание как можно больше узнать о традициях русского народа.
• Проект вызвал интерес у детей и взрослых к православным праздникам и Библейской истории.
• В процессе реализации проекта в русских традициях, расширился кругозор детей, и активизировались творческие способности в народных промыслах.
• Проект пробудил интерес детей к истории Отечества, на примере подвигов великого полководца – Святого Князя Александра Невского.
• Проект способствовал духовно-нравственному обогащению детского мировосприятия и приобщению родителей к русским национальным традициям, знакомству с православной культурой, являющейся неотъемлемой частью всей русской культуры.
• Благодаря системной работе по духовно-нравственному воспитанию, дети усвоили такие ценности, как правдолюбие, милосердие, стали открытыми к добру.
• Во время реализации проекта большое желание и способности проявили родители воспитанников, участвуя в мероприятиях проекта.
Список использованной литературы
1. Л. Л. Шевченко «Добрый мир», Православная культура для малышей. Москва 2019 год.
2. Блинова Г. П. «Русские народные праздники». М. : Вузовская книга,2000 год.
3. Гаврилова И. Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду».СПб. : Детство-Пресс, 2008 год.
4. Дайн Г. «Детский народный календарь». М. : Детская литература,2001 год.