силакова александра
Духовно-нравственное воспитание в ДОУ в условиях ФОП с учетом федерального и календарного плана работы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ручеёк»
Духовно- нравственное воспитание в ДОУ в условиях ФОП с учетом федерального и календарного плана работы
Выполнила: воспитатель Силакова А. А.
г. Каргат 2023г.
Духовно- нравственное воспитание в ДОУ в условиях ФОП с учетом федерального и календарного плана работы
Публикация «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ в условиях ФОП с учетом федерального и календарного плана работы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Планирование. Планы работ
- Темочки
«Вопрос воспитания детей всегда актуален, ибо без этого невозможна преемственность поколений, передача базовых знаний и духовно- нравственных норм, сохранение религиозных и культурных традиций. В конечном итоге будущее человеческой цивилизации напрямую зависит от того, кого и как мы воспитаем сегодня…» (В. В. Путин)
(Слайд)
В соответствии с федеральной программыдуховно-нравственное воспитание в дошкольном учреждении имеет цель: формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению.
Духовно-нравственное воспитание направлено на решение следующих задач:
- развивать ценностно-смысловую сферу дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско- взрослой общности;
- способствовать освоению социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностном аспектах.
В основе духовно-нравственного воспитания лежат ценности «Жизнь», «Добро»,«Милосердие»
(Слайд)
Деятельность воспитателя нацелена на становление личности и развитие ребенка. Поэтому результаты работы по духовно-нравственному воспитанию ребенка на этапе завершения дошкольного детства представлены в виде целевых ориентиров. Это обобщенный «портрет» ребенка:
- различающего основные проявления добра и зла, принимающего и уважающего традиционные ценности, ценности семьи и общества, правдивого, искреннего, способного к сочувствию и заботе, к нравственному поступку
- способного не оставаться равнодушным к чужому горю, проявлять заботу.
(Слайд)
Всё это предполагает решение задач в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» :
-воспитание любви к своей семье, своему населенному пункту, родному краю, своей стране;
-воспитание уважительного отношения к ровесникам, родителям (законным представителям, соседям, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
-воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию, общительности, дружелюбия;
-формирование навыков сотрудничества, умения соблюдать правила, активной личностной позиции;
-создание условий для возникновения у ребёнка нравственного, социально значимого поступка, приобретения ребёнком опыта милосердия и заботы
(Слайд)
Задачи духовно-нравственного воспитания реализуются в соответствии сфедеральным планом, программой воспитания и нашимкалендарным планом воспитательной работы.
Работу по духовно- нравственному воспитанию, мы начинаем с создания для детей тёплой, уютной атмосферы, чтобы каждый ребёнок был наполнен радостью, улыбкой, добрыми друзьями, весёлыми совместными играми.
Личное приветствие каждого ребенка и родителей. Воспитатель встречает родителей и каждого ребенка. Здоровается с ними. Выражает радость по поводу того, что они пришли. Говорит ребенку, что его прихода с нетерпением ждут другие дети.
По понедельникам утренние часы проходят под девизом: «Утро радостных встреч». Воспитатель выражает радость по поводу встречи с детьми. Рассказывает, как он провел выходные дни или о чем - то новом, интересном. Затем выслушивает всех детей, желающих поделиться своими впечатлениями. Воспитатель рассказывает, что нового и интересного ожидает детей на этой неделе.
«Минутки общения» - педагог в течение дня имеет возможность уделить время ребенку, выслушать его, сыграть в игру, помочь в чем-то, тем самым создавая благоприятные условия для психологического комфорта ребенка, а так же формируя чувство значимости и доверия;
Ежемесячная традиция: «Чествование именинника»- подарки, хоровод и каравай; поздравление именинника, дети высказывают свои пожелания, таким образом - эта традиция носит воспитательный характер : учат детей находить хорошее в каждом человеке, подчеркиваем значимость каждого ребенка в группе;
(Слайд)
Предметно-пространственная среда группвключает материалы для нравственного развития: книги на тему дружбы и семьи, большой материал на изучение основ семьи, родного края, страны (сюжетные картинки, альбомы, дидактические игры, куклы, предметы народного быта, народных промыслов; газеты, альбомы с фотографиями детей на тему добрых дел, добрых поступков).
Тематические экспозиции к праздничным датам,выставки, мини –музеи народного быта.
Наша работа строится в рамках следующих воспитательных направлений :
Духовно-нравственное образовательное
Воспитание доброго отношения к окружающим происходит на каждом занятии в детском саду: дружеская атмосфера поддерживается на физкультуре, на музыкальных и речевых занятиях, в совместной деятельности. Дети учатся выполнять задания в подгруппах, затем коллективно, так формируется культура взаимодействия, вежливость в общении, способность уважать интересы и чувства друг друга.
Как на занятиях, так и в повседневной жизни, на основе бесед о конкретных поступках детей воспитываем представления о доброте и честности. Используя беседы «Что такое хорошо и что такое плохо», «Ты мой друг и я твой друг», «Правила, по которым мы живём», воспитываем доброжелательность, желание подражать добрым делам, умение замечать хорошие поступки.
На занятиях и в режимных моментах детям рассказываем сказки, через которые дети познают, что такое добро и зло, через рассуждения делают свои выводы. Например, сказка «Репка» учит ценности совместного дела, «Три медведя» — важности семьи и т. д.
Сказка заставляет детей сопереживать героям и даёт возможность оценить хороший или плохой поступок персонажа. Читаем стихотворения и рассказы, обязательно обсуждаем поступки героев, черты характера. Произведения для совместного чтения с дошкольниками всегда содержат элемент нравственного воспитания.
Беседы выстраиваем также из обсуждения реальных ситуаций, поступков воспитанников. Поскольку у детей недостаточно развито восприятие абстрактных образов, то мотивирующим материалом для начала беседы служат наглядные примеры: сюжетные иллюстрации, картинки с эмоциональными состояниями персонажей. На картинках легко распознать эмоции персонажей и сделать вывод, совершает главный герой доброе дело или допускает ошибку. Детям легче воспринимать образы героев, если книжка содержит красочные иллюстрации.
(Слайд)
Воспитываем уважение, доброжелательность к близким и окружающим людям, желание совершать хорошие поступки.
В рамках «Марафона добрых дел» мы реализуем акции и проекты:
- проект «Доброе слово лечит любую болезнь» мы создаем видеописьма для отсутствующих детей и воспитателей.
- акция «Поздравление с днем пожилого человека», дети поздравили своих дедушек и бабушек. Ветераны педагогического труда ДОУ, тоже не остались без внимания. Ребята подготовили стихи, песни и подарили всем подарки.
- акции: «Кормушки для пернатых друзей» и «Покормите птиц зимой» проходят ежегодно в нашем детском саду. Здесь дети проявляют заботу о птицах, принося корм.
- участвовали в благотворительной акции «Коробка добра» для мобилизованных солдат. Родителиподготовительной группы, педагоги наполни ее медикаментами, едой быстрого приготовления, вкусняшками, а ребята подготовили рисунки.
- проект «Подарок маме», дети вырастили мамам живой подарок в виде цветочного ростка.
- ежегодно проходит «Неделя добра», целью которой является мотивирование детей на совершение добрых поступков.
В рамках недели добра в средней группе прошла акция «Подари частичку доброты». Дети и родители пополнили группу комнатными растениями.
Дети старшего возраста оформили стенгазету «Дерево добра», на которой записывали свои добрые дела. А родители на свободных листочках написали, что такое доброта.
(Слайд)
Семья
Большое внимание в каждой группе уделяется воспитанию любви к семье, к самому близкому в семье человеку – прежде всего, к маме. Мы беседуем с детьми о мамах, обращаем их внимание на то, что мама заботится обо всех членах семьи. Стараемся вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи. Объясняем, что чем большее они научатся делать сами, тем больше смогут помочь маме.
Беседуем и о других членах семьи – папе, бабушке, дедушке, братьях и сестрах. Предлагаем принести семейные фотографии, рассказать о членах своей семьи, создаем альбомы «Я и моя семья». Рассказываем о структуре семьи, о том, какой она должна быть, чтобы всем было хорошо. Как родные люди должны жить в семье: мирно, дружно, без ссор, помогать друг другу, понимать и любить друг друга. Дети узнают, что в каждой семье есть свои традиции, их нужно знать и соблюдать, после чего делятся традициями своей семьи.
Ко Дню матери мы вместе с детьми учим стихи, проводим ежегодный общесадовский конкурс «Слово доброе о маме», готовим подарки, поздравления, фотовыставки:«В маминых объятиях»,«Мама-солнышко моё». Ко Дню отца и Дню Защитника Отечества готовим спортивно-развлекательные мероприятия, стенгазеты, конкурсы «Лучше папы друга нет» «Мой папа солдат» и т. д.
И, таким образом, постепенно мы подводим детей к пониманию того, что такое семья, это главное в жизни.
(Слайд)
Формирование у детей понятияо принадлежности к своему городу, воспитание любви к родному городу — следующая задача духовно- нравственного воспитания детей. Дать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где он родился, где прошло его детство, осознание себя как личностигражданина своей «малой» родины, уважительное, бережное отношение к достопримечательностям, культуре и истории родного города. Сначала мы рассказываем детям, что в городе много домов, они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Затем учим детей рассказывать, о своей улице, доме, в котором они живут. Мы рассматриваем вместе с детьми альбомы с видами родного города, фотографии тех мест, где они побывали с родителями (городской парк, главная улица города, где много магазинов и т. д.). Перед праздниками обращаем их внимание на красиво украшенный город.
Проводим тематические экскурсии, целевые прогулки. Посещаем музей и библиотеку, устраиваем выставки «Моя малая родина-Каргат», «Любимый город», фотовыставки «Я в родном городе»,
Таким образом, расширяем знания детей, учим любить, видеть прекрасное, гордиться своим городом.
(Слайд)
Необходимым и обязательным элементом воспитания ребенка является воспитание любви к Родине, чувство гордости и патриотизма.
Воспитательно-оздоровительное направление. Духовно-нравственное воспитание состоит в привитии детям здорового образа жизни. «В здоровом теле — здоровый дух» под таким девизом проходят различные виды двигательной деятельности (физкультурные досуги, соревнования, эстафеты)
Нравственно-трудовое направление
(Слайд)
Средства духовно-нравственного воспитания — это наблюдение за трудом взрослых и трудовые поручения детям. Дети понимают, что о них заботятся сотрудники детского сада: воспитатели, помощник воспитателя, повара, дворник и др. Мы рассказываем им о том, что труд их надо беречь и уважать.
В первую очередь, мы обращаем внимание детей на труд помощника воспитателя, с которым дети сталкиваются каждый день. Стараемся вызвать желание оказать им посильную помощь.
(Слайд)
Нравственность воспитывается в приобщении детей к трудовым акциям: «Наш чистый дом», «Наша уютная группа», «Весенний огород», «Посади дерево» «Подари росток». Малыши оказывают посильную помощь на субботниках, в генеральной уборке группы, в посадке огорода,заботе о посадках на протяжении лета, в украшении группы к праздникам.
(Слайд)
Воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде: «Мастерская добрых дел» по изготовлению подарков: открыток для ветеранов, бабушек и дедушек, для мамы на день Мам, праздник 8 Марта, к 23 февраля и ко дню Отца для пап.
(Слайд)
Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В игре ребё нок выстраивает модель мира: то, каким он его видит и как воспринимает. Для малыша мир — это его ближайшее окружение: семья, друзья по площадке, одногруппники и воспитатель. Ребёнок впитывает образы жизни, стремится подражать действиям взрослых. Нравственные нормы активно усваиваются детьми именно в игровой деятельности.
Дети активно взаимодействуют друг с другом, им нравится перевоплощаться, примерять различные роли. Сначала игровую ситуацию и вариант сюжета подготавливает воспитатель, старшие дошкольники самостоятельно подбирают атрибуты для игры, распределяют роли и придумывают истории. В нравственной сюжетно-ролевой игре детям предлагается действовать в рамках социальных или литературных ролей, которые знакомят с моральными ценностями.
«Семья» («Дочки-матери», «Семейное чаепитие», «Праздник в кругу семьи») В этих играх формируются представления о нравственных качествах родителей: чуткость, самоотверженность, внимательность, ласка, забота.
Закладывается культура общения со старшими.
Развивается умение понимать эмоциональное состояние близких людей, желание помогать.
«Поликлиника» («Больница») Игра воспитывает чувство сопереживания и стремление оказывать посильную помощь.
«Принимаем гостей» В игре формируется культура поведения в гостях.
Развлечения и мероприятия в нравственном воспитании
Общими для всего детского сада являются событийные мероприятия (конкурсные и праздничные мероприятия, мероприятия с приглашением гостей, в которых участвуют дети разных возрастов. Межвозрастное взаимодействие дошкольников способствует их взаимообучению и взаимовоспитанию. Общение младших по возрасту ребят со старшими создает благоприятные условия для положительных эмоций, проявления уважения, самостоятельности.
(Слайд)
Народные гуляния в детском саду, кажется, по душе всем — детям, родителям, сотрудникам учреждения.
В нашем саду ежегодно проводится фольклорные праздники: «Осенины», «Святый вечер добрым людям», «Рождественские колядования»,«Широкая масленица», «Чувиль-виль-виль, жаворонушки!», «Ивана Купала». Такие праздники существенно отличаются от остальных воспитательных мероприятий детского сада тем, что направлены на раскрытие социокультурных ценностей русского народа, знакомство с народными традициями.
Ребят встречают герои русских народных сказок, звучат родные сердцу мелодии. Воспитатели вместе с детьми поют и играют в народные игры. В конце праздника угощаются блинами, традиционным печеньем жаворонки, запеченным картофелем.
(Слайд)
Огромное воспитательное значение имеет театрализованная деятельность. Доброй традицией нашего сада стал «Театральный фестиваль». Начало фестиваля датируется последней неделей марта. Театр помогает создать мир доброй сказки, сформироватьпредставления о добре и зле, любви и дружбе. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей в общении, неуверенности в себе- это делает театрализованную деятельность незаменимой и значимой для духовно- нравственных начал ребенка. Участие в театральном фестивале принимают абсолютно все участники образовательного процесса: и дети, и родители, и педагоги.
(Слайд)
Решение задач духовно- нравственного воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Воспитатель активно взаимодействует с родителями — восстанавливаются и укрепляются семейные ценности через мастер-классы: «Семейный оберег», «Тутушки по –тутушки», совместные проекты:«Лекарственные травы», «Огород», «Если хочешь быть здоров- закаляйся!»
Родительские собрания: «Я-Семья-Род-Народ», «Семейное чтение как источник духовного обогащения семьи", «Как хорошо, что есть семья».
(Слайд)
Самообразование педагогов
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить воспитанникам. Поэтому, наши педагоги выбрали темы самообразования, направленные именно на духовно- нравственное воспитание :«Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»,«Нравственное воспитание старших дошкольников через любовь к семье», «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Свой опыт педагоги транслируют на МО ДОУ, в педагогических конкурсах.
Закончить свое выступление хочется словами Василия Александровича Сухомлинского:
«Будьте творцами нравственных достоинств ребёнка. Как садовник заботливо лелеет веточку культурного сорта плодового дерева, привитого к дичку, так мы, воспитатели, должны беречь и охранять в ребёнке всё хорошее».