МААМ-картинки

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников «Наследие предков»

Светлана Пермякова
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников «Наследие предков»

Наследие предков

Пояснительная записка.

Когда-то академик Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: «Культура – это огромное целостное явление, которое делает людей из простого населения народом, нацией». И в этом плане Россия является уникальным примером, где в ходе ставшей многовековой традицией в государственной и общественной жизни, диалога культурной цивилизации народов разных этнических и языковых групп, сформировалась основанная на общих ценностях общероссийская культурная общность как синтез разных культур. Именно общероссийская культурная общность является одним из мощных факторов, связующих разные народы в единый государственный организм, способствующий сохранению целостности Российской Федерации.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников „Наследие предков“» размещена в разделах

В фундаменте нашего культурного общества лежит традиционная народная культура. Поэтому ее сохранение, дальнейшее развитие в условиях усилившихся процессов глобализации и других новых вызовов является важнейшей задачей для обеспечения устойчивости российской государственности.

Печальный опыт прошлых десятилетий показал, что забвение лучших народных традиций, отрыв от выработанных народом в течение многих веков лучших духовно-нравственных ценностей и идеалов ведет к системному кризису всех сфер общественной жизни: политики, экономики, образования, культуры и др. Главной причиной роста преступности, наркомании, нищеты, детской беспризорности, распада семей, межнациональных конфликтов является духовно-нравственная деградация общества, а также обесценивание в нем таких важнейших добродетелей как милосердие, сострадание и трудолюбие.

В последнее десятилетие в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема ознакомления детей с русской народной культурой.

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В. Г. Безносова, В. П. Зеньковского, Д. С. Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Ведущая идея - развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу.

Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального "Я", формирование внутренней социальной позиции. Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. Старший дошкольный возраст благодатный для развития творчества, познавательной активности и интересов детей. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети, интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, их культурой и традициями. Обсуждая с детьми эти проблемы необходимо обратить их внимание на уникальность своего народа, подвести к пониманию и осознанию собственной неповторимости и значимости каждого человека, живущего на земле. Дать представление о том, что традиции – хранители народной культуры, ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. Побуждать их к стремлению самостоятельно изучать культуру и традиции своей семьи, своего народа. Важно подчеркнуть роль книги как источника новых знаний.

Однако в нашей практике все чаще встречаются дети, которые мало знакомы с народными промыслами, недостаточно знают русские костюмы и имеют не полные представления о традициях русского народа.

В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска в данном случае стал «лэпбук». «Лэпбук» (lapbook, или как его еще называют тематическая папка, - это самодельная интерактивня папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к РППС ДОУ (развивающей предметно - пространственной среде) :

- информативен;

- полифункционален;

- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

- обладает дидактическими способностями;

- вариативный;

- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:

- включенность воспитателя наравне с детьми;

- добровольное присоединение детей к деятельности;

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности;

- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Поэтому, можно совместно с родителями и детьми изготовить дидактическое пособие на тему «Наследие предков».

Цель: духовно-нравственное воспитание старших дошкольников в процессе создания и использования пособия «Наследие предков».

Задачи:

1. Воспитывать детское самосознание через знакомство с русской культурой, фольклором, национальными игрушками, праздниками, творениями художников, архитекторов, композиторов, значимыми событиями в истории страны.

2. Сформировать уважительное отношение к культурным особенностям своей страны, развивать интерес к русским традициям и промыслам;

3. Развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;

4. Воспитывать уважение к труду.

5. Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

6. Установить тесную связь с семьёй.

7. Повысить уровень интеллектуального развития.

8. Развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативность.

9. Способствовать развитию мыслительных процессов (анализа, синтеза, логического мышления)

10. Воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.

Актуальность рассматриваемой темы состоит в том, что общество вновь и вновь оборачивается к своим истокам. Страна переживает духовный подъём, начинается поиск утраченных ценностей, попытки вспомнить былое, позабытое, и оказывается, что обряд, обычай направлен на сохранение вечных человеческих ценностей. Очень важным остается знакомство и сохранение традиций русского народа.

Новизной является применение лэпбуков для духовно- нравственного воспитания старших дошкольников.

Дидактическое пособие «Наследие предков» состоит из трех лэпбуков: «Народный промысел», «Русский национальный костюм», «Традиции русского народа», является наглядно – практическим методом обучения старших дошкольников и предназначено для расширения, закрепления и систематизации изученного материала по данной теме. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. Помогает детям:

- лучше понять, запомнить материал;

- является отличным способом повторения пройденного, поскольку ребенок будет не раз возвращаться к папкам, чтобы полистать их, поиграть в игры;

- способствует развитию творческого мышления, познавательного интереса;

- способствует развитию мелкой моторики (содержит в себе множество кармашков, окошечек, книжек раскладушек, по-разному открывающихся)

- учит самостоятельно использовать информацию.

Польза данного пособия для педагогов заключается в:

- способствовании организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно – тематического планирования;

- организации групповой деятельности, индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;

- обеспечении реализации партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми;

- способствовании творческой самореализации педагога.

Кроме этого создание «лэпбука» решает ряд задач современного образования, давая детям не только знания о теме, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации. «Лэпбук» — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которое однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

Характеристика дидактического пособия «Наследие предков».

Дидактическое пособие для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста «Наследие предков» является частью развивающей предметно-пространственной среды группы ДОУ и создает условия для познавательной активности детей, побуждает их к игре, развивает воображение, речь, становится материальной основой мыслительной деятельности, воспитывает духовно – нравственные чувства.

Дидактическое пособие «Наследие предков» предназначено для работы по обогащению знаний старших дошкольников о разнообразии народных промыслов, видах и особенностях росписей, особенностей изготовления и использования народной игрушки. Для знакомства с национальным русским костюмом, его элементами и историей, а также костюмами народов, живущих в России и ближнем зарубежье. Для приобщения детей к народным традициям, обогащению знаний о праздниках, возникших много веков назад их истории возникновения и празднования тогда и в настоящее время, как в совместной деятельности, так и в индивидуальной, и в самостоятельной работе.

Заключение.

В результате использования данного пособия:

- родители проявляют активный интерес и участие в совместной деятельности с ребенком в условиях семьи и детского сада;

- дети проявляют активный интерес к народным промыслам и русским традициям;

- у детей появились более углубленные познания о православной культуре, о традициях русского народа;

- у детей сформировано представление о культурных особенностях своей страны, и они проявляют к ним уважительное отношение;

- проявляют познавательную активность, самостоятельность, инициативность;

- проявляют толерантность, чувство уважения к другим народам и их традициям, а также ответственность и гордость за достижения своей страны; уважение к труду;

- повысился интеллектуальный уровень развития, хорошо развиты мыслительные процессы (анализ, синтез, логическое мышление);

- дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, с удовольствием участвуют в совместной деятельности.

Таким образом, зафиксированные результаты позволяют сделать вывод о положительной динамике, а, следовательно, об эффективности данных рекомендаций.

Список литературы

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. N 30384)//«Российская газета», №6241 (265, 25.11.2013

2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

3. Веракса, Н. Е., Вераса, А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. -М. : Мозаика-Синтез, 2008.-112с.

4. Крашенинников, Е. Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для работы с детьми 4-7лет/ Е. Е. Крашенинников, О. Л. Холодова: Мозаика-синтез; М, 2012-20с.

5. Кулакова, Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду/ Л. В. Кулакова - М. : Мозаика-Синтез, 2007–2010.

6. Куприна, Л. С. Знакомство детей с русским народным творчеством. [Текст] : учебное пособие/Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова – Детство-Пресс, 2015. -304с.

7. Петрова, В. И., Стульник, Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/ В. И. Петрова, Т. Д. Стульник: Мозаика-синтез, 2008, 80с.

8. .Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 97 с.

9. Дидактические игры на тему народная культура [электронный ресурс]. - Режим доступа: дидактические игры на тему народная культура и традиции

10. Кашицева, О. А. Что такое лэпбук [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://konkurs-dlya-pedagogov.info/seminar-praktikum-dlya-pedagogov-chto.

11. Мартынова, Н. Т. Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/proekt-lepbuk-prednaznachen-dlya-sovmestnoy-deyateln.

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа) Цель: формирование у детей знаний о празднике Рождества Христова. Задачи: - познакомить детей с понятиями «Вифлеемская звезда», «Рождественский.

Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церквиДуховно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Уважаемые коллеги, доброе время суток! Самая большая.

Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества»Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества» 26 апреля в МБДОУ «Детский сад № 11» прошел семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников «Наследие предков»
Опубликовано: 22 июня 2020 в 18:17
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД