Светлана Пермякова
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников «Наследие предков»
▼ Скачать + Заказать документы
Наследие предков
Пояснительная записка.
Когда-то академик Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: «Культура – это огромное целостное явление, которое делает людей из простого населения народом, нацией». И в этом плане Россия является уникальным примером, где в ходе ставшей многовековой традицией в государственной и общественной жизни, диалога культурной цивилизации народов разных этнических и языковых групп, сформировалась основанная на общих ценностях общероссийская культурная общность как синтез разных культур. Именно общероссийская культурная общность является одним из мощных факторов, связующих разные народы в единый государственный организм, способствующий сохранению целостности Российской Федерации.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников „Наследие предков“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В фундаменте нашего культурного общества лежит традиционная народная культура. Поэтому ее сохранение, дальнейшее развитие в условиях усилившихся процессов глобализации и других новых вызовов является важнейшей задачей для обеспечения устойчивости российской государственности.
Печальный опыт прошлых десятилетий показал, что забвение лучших народных традиций, отрыв от выработанных народом в течение многих веков лучших духовно-нравственных ценностей и идеалов ведет к системному кризису всех сфер общественной жизни: политики, экономики, образования, культуры и др. Главной причиной роста преступности, наркомании, нищеты, детской беспризорности, распада семей, межнациональных конфликтов является духовно-нравственная деградация общества, а также обесценивание в нем таких важнейших добродетелей как милосердие, сострадание и трудолюбие.
В последнее десятилетие в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема ознакомления детей с русской народной культурой.
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В. Г. Безносова, В. П. Зеньковского, Д. С. Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Ведущая идея - развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу.
Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального "Я", формирование внутренней социальной позиции. Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. Старший дошкольный возраст благодатный для развития творчества, познавательной активности и интересов детей. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети, интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, их культурой и традициями. Обсуждая с детьми эти проблемы необходимо обратить их внимание на уникальность своего народа, подвести к пониманию и осознанию собственной неповторимости и значимости каждого человека, живущего на земле. Дать представление о том, что традиции – хранители народной культуры, ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. Побуждать их к стремлению самостоятельно изучать культуру и традиции своей семьи, своего народа. Важно подчеркнуть роль книги как источника новых знаний.
Однако в нашей практике все чаще встречаются дети, которые мало знакомы с народными промыслами, недостаточно знают русские костюмы и имеют не полные представления о традициях русского народа.
В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска в данном случае стал «лэпбук». «Лэпбук» (lapbook, или как его еще называют тематическая папка, - это самодельная интерактивня папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к РППС ДОУ (развивающей предметно - пространственной среде) :
- информативен;
- полифункционален;
- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
- обладает дидактическими способностями;
- вариативный;
- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:
- включенность воспитателя наравне с детьми;
- добровольное присоединение детей к деятельности;
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Поэтому, можно совместно с родителями и детьми изготовить дидактическое пособие на тему «Наследие предков».
Цель: духовно-нравственное воспитание старших дошкольников в процессе создания и использования пособия «Наследие предков».
Задачи:
1. Воспитывать детское самосознание через знакомство с русской культурой, фольклором, национальными игрушками, праздниками, творениями художников, архитекторов, композиторов, значимыми событиями в истории страны.
2. Сформировать уважительное отношение к культурным особенностям своей страны, развивать интерес к русским традициям и промыслам;
3. Развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;
4. Воспитывать уважение к труду.
5. Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
6. Установить тесную связь с семьёй.
7. Повысить уровень интеллектуального развития.
8. Развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативность.
9. Способствовать развитию мыслительных процессов (анализа, синтеза, логического мышления)
10. Воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.
Актуальность рассматриваемой темы состоит в том, что общество вновь и вновь оборачивается к своим истокам. Страна переживает духовный подъём, начинается поиск утраченных ценностей, попытки вспомнить былое, позабытое, и оказывается, что обряд, обычай направлен на сохранение вечных человеческих ценностей. Очень важным остается знакомство и сохранение традиций русского народа.
Новизной является применение лэпбуков для духовно- нравственного воспитания старших дошкольников.
Дидактическое пособие «Наследие предков» состоит из трех лэпбуков: «Народный промысел», «Русский национальный костюм», «Традиции русского народа», является наглядно – практическим методом обучения старших дошкольников и предназначено для расширения, закрепления и систематизации изученного материала по данной теме. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. Помогает детям:
- лучше понять, запомнить материал;
- является отличным способом повторения пройденного, поскольку ребенок будет не раз возвращаться к папкам, чтобы полистать их, поиграть в игры;
- способствует развитию творческого мышления, познавательного интереса;
- способствует развитию мелкой моторики (содержит в себе множество кармашков, окошечек, книжек раскладушек, по-разному открывающихся)
- учит самостоятельно использовать информацию.
Польза данного пособия для педагогов заключается в:
- способствовании организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно – тематического планирования;
- организации групповой деятельности, индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;
- обеспечении реализации партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми;
- способствовании творческой самореализации педагога.
Кроме этого создание «лэпбука» решает ряд задач современного образования, давая детям не только знания о теме, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации. «Лэпбук» — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которое однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
Характеристика дидактического пособия «Наследие предков».
Дидактическое пособие для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста «Наследие предков» является частью развивающей предметно-пространственной среды группы ДОУ и создает условия для познавательной активности детей, побуждает их к игре, развивает воображение, речь, становится материальной основой мыслительной деятельности, воспитывает духовно – нравственные чувства.
Дидактическое пособие «Наследие предков» предназначено для работы по обогащению знаний старших дошкольников о разнообразии народных промыслов, видах и особенностях росписей, особенностей изготовления и использования народной игрушки. Для знакомства с национальным русским костюмом, его элементами и историей, а также костюмами народов, живущих в России и ближнем зарубежье. Для приобщения детей к народным традициям, обогащению знаний о праздниках, возникших много веков назад их истории возникновения и празднования тогда и в настоящее время, как в совместной деятельности, так и в индивидуальной, и в самостоятельной работе.
Заключение.
В результате использования данного пособия:
- родители проявляют активный интерес и участие в совместной деятельности с ребенком в условиях семьи и детского сада;
- дети проявляют активный интерес к народным промыслам и русским традициям;
- у детей появились более углубленные познания о православной культуре, о традициях русского народа;
- у детей сформировано представление о культурных особенностях своей страны, и они проявляют к ним уважительное отношение;
- проявляют познавательную активность, самостоятельность, инициативность;
- проявляют толерантность, чувство уважения к другим народам и их традициям, а также ответственность и гордость за достижения своей страны; уважение к труду;
- повысился интеллектуальный уровень развития, хорошо развиты мыслительные процессы (анализ, синтез, логическое мышление);
- дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, с удовольствием участвуют в совместной деятельности.
Таким образом, зафиксированные результаты позволяют сделать вывод о положительной динамике, а, следовательно, об эффективности данных рекомендаций.
Список литературы
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. N 30384)//«Российская газета», №6241 (265, 25.11.2013
2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
3. Веракса, Н. Е., Вераса, А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. -М. : Мозаика-Синтез, 2008.-112с.
4. Крашенинников, Е. Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для работы с детьми 4-7лет/ Е. Е. Крашенинников, О. Л. Холодова: Мозаика-синтез; М, 2012-20с.
5. Кулакова, Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду/ Л. В. Кулакова - М. : Мозаика-Синтез, 2007–2010.
6. Куприна, Л. С. Знакомство детей с русским народным творчеством. [Текст] : учебное пособие/Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова – Детство-Пресс, 2015. -304с.
7. Петрова, В. И., Стульник, Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/ В. И. Петрова, Т. Д. Стульник: Мозаика-синтез, 2008, 80с.
8. .Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 97 с.
9. Дидактические игры на тему народная культура [электронный ресурс]. - Режим доступа: дидактические игры на тему народная культура и традиции
10. Кашицева, О. А. Что такое лэпбук [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://konkurs-dlya-pedagogov.info/seminar-praktikum-dlya-pedagogov-chto.
11. Мартынова, Н. Т. Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/proekt-lepbuk-prednaznachen-dlya-sovmestnoy-deyateln.