Романенко Татьяна
Духовно-нравственное воспитание современных дошкольников
▼ Скачать
8.01.23
Мы все, педагоги и родители, хотим для своих детей лишь одного – чтобы они росли счастливыми, свободными, а также умели социализироваться в окружающем обществе людей. К большому сожалению, существует тенденция ужесточения окружающего нас мира. Все вокруг становится как будто полярнее и грубее. Существуют десятки теоретических материалов и методик, которые помогают раскрыть потенциал ребёнка во многих сферах, но что делать с хрупкой и светлой душой ребёнка. В данном направлении педагогики взрослым и помогает духовно-нравственное воспитание.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание современных дошкольников» размещена в разделах
Духовное воспитание, то есть в первую очередь забота о «душе» ребенка невозможно без уважения к его личности. Заставляя ребёнка насильно радоваться или грустить, не давая ему переживать естественные для детского возраста чувства и эмоции, мы в первую очередь лишаем ребёнка одного из важнейших этапов его становления как личности. С самого раннего возраста необходимо оказывать ребенку ненавязчивую духовную помощь, учить их ориентироваться в простых бытовых жизненных ситуациях, помогать ориентироваться в понятиях «добро» и «зло».
Очень важно создавать условия для позитивных и доброжелательных отношений между детьми и взрослыми. В каждом ребенке необходимо увидеть хорошие и добрые задатки, и уже опираясь на эти положительные качества, формировать духовно-нравственные качества, к которым относятся милосердие, сострадание, патриотизм, доброжелательное отношение к близким. Постепенно социализируя ребенка, взрослый увидит, что перед ребенком встанет множество выборов как поступить в той или иной ситуации.
В духовно-нравственном воспитании очень помогает рассказывание русских-народных сказок, где дети должны понять и оценить поступки героев сказок и сами сделать выводы. Путь к душе ребёнка лежит через любовь к нему. Полноценное воспитание детей невозможно без духовно-нравственного. Педагоги и родители должны чутко реагировать на все проявления внутреннего мира ребёнка, который выражается в поступках и характере детей. Первыми условиями «здоровья» души ребёнка – это любовь и тепло.
Также немаловажно для формирования личности ребёнка – это доверие. Дети, особенно их душа, чутко воспринимают и ощущают фальшь. Искренность и доверие – ваши верные помощники в духовно-нравственном воспитании ребёнка.
Наша страна богата культурой и национальными традициями, в основе которых стоит именно духовность. Знакомство с национальными традициями даёт богатую пищу для развития души ребёнка. Мы все, взрослые, хотим, чтобы у нас была духовная близость с детьми, даже когда они станут взрослыми. А для этого необходимо, чтобы духовный мир ребёнка развивался с детства, чтобы дети умели находить в себе теплые чувства и любовь, а также «дарили» свои светлые чувства окружающим.
Актуальность духовно-нравственного воспитания и развития детей обусловлена, с одной стороны, объективным и непрерывным процессом нравственного развития человека, который может быть разной направленности, и объективной заинтересованностью человечества в управлении данным процессом, стремлением передать новому поколению культуру духовно-нравственной жизни, систему нравственных ценностей, как одного из условий сохранения и развития человека и общества.
Налицо противоречие между острой объективной необходимостью и востребованностью решения проблем духовно нравственного развития человека, благоприятными возможностями для этого в раннем возрасте, с одной стороны, и поверхностной их реализацией в системе дошкольного образования с другой. Базовые национальные ценности духовно-нравственного развития и воспитания детей заданы в «Православном компоненте дошкольного образования», где решаются следующие задачи:
• формирование личности ребенка путем приобщения к традиционным духовным ценностям, устремленной к высшему идеалу человеческого совершенства;
• объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
• создание воспитательной среды, способствующей духовному развитию ребенка, в соответствии с возрастными, индивидуальными, психологическими и физиологическими особенностями детей и исключающими умственные и физические перегрузки;
• развитие нравственных качеств, таких как терпение, трудолюбие, милосердие, доброжелательность, отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей и пр. ;
• привитие интереса, уважения к другим культурам для всестороннего развития ребенка;
• развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нормах христианской этики;
• воспитание уважительного отношения к труду как заповеданной человеку обязанности, привитие чувства благодарности к людям за их труд, умение трудиться в коллективе и для коллектива.