Лилякова Валентина
Духовно-нравственное воспитание обучающихся с ОВЗ в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА №25 г. Братска»
665717 Иркутская обл., г. Братск, ж. р. Центральный, ул. Комсомольская 10в, тел/ факс: 8(3953)41-39-17,
E-mail : format251@yandex.ru
Сообщение
Духовно – нравственное воспитание обучающихся с ОВЗ в условиях ФГОС
Подготовила:
Безбах З. П.
г. Братск 2020 г.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание обучающихся с ОВЗ в условиях ФГОС» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Одной из главных проблем, возникших в нашем обществе, является проблема нравственного и духовного выгорания подрастающего поколения. Это же диктует и федеральный государственный стандарт и призывает к духовно-нравственному развитию обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.
Дети с ОВЗ в связи со свойственной им неразвитостью мышления сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях.
Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья способствует профилактике правонарушений; помогает формировать духовный мир ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество; раскрывает творческий потенциал, способствует воспитанию трудолюбия и формированию дружеских отношений в коллективе.
Трудность проблемы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:
1) недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении;
2) дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются весьма разнообразными глубокими нарушениями в психофизиологическом развитии. У ребенка в силу перенесенных заболеваний нарушается нормальное развитие процессов восприятия, процессов запоминания и воспроизведения, словесно-логического мышления;
3) семьи детей с ОВЗ, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных. Отмечается низкий образовательный статус родителей;
4) стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья может оказать серьезное негативное воздействие на формирование личности, усугубляя проблемы состояния здоровья, превращая их в «социально-опасную» группу населения.
В первую очередь необходимо организовать поведение детей. Поэтому поощрением правильных поступков и оценкой неправильных, можно в достаточной мере упорядочить их поведение и постепенно формировать у них привычку организованного, правильного поведения.
Детей нужно специально знакомить с нравственными и безнравственными поступками, объяснять их смысл, давать им оценку. Так, например, детей нужно учить сопереживать друг другу, понимать, когда кто-нибудь из них оказывается в трудной ситуации и нуждается в помощи, показывать им, что помощь обязательно надо оказать, что это и есть хороший, нравственный поступок. Чтобы нравственные представления умственно отсталых детей стали подлинными, необходимо использовать все подобные ситуации, привлекая к ним внимание детей, организуя их помощь и оценивая ее.
Задачи воспитательной работы :
1. Организовать работу по сплочению учащихся класса и формированию детского школьного коллектива (вовлечение всех детей в классные дела, участие в общешкольных мероприятиях, проведение бесед, экскурсий).
2. Оказать помощь вновь прибывшим учащимся (адаптироваться в классном коллективе).
3. Проводить систематическую работу по изучению норм поведения в школе, в семье, в общественных местах (проведение воспитательных часов, соблюдение правил и норм поведения в школе и вне её, соблюдение норм этикета, правила общения со сверстниками и взрослыми).
4. Проводить профилактическую работу среди учащихся и родителей с целью предупреждения правонарушений в школе, на улице (инструктажи по правилам поведения в школе, по правилам дорожного движения, встречи с инспекторами ГИБДД, социальными педагогами, игры, викторины по ПДД, конкурсы рисунков).
5. Воспитывать чувство уважения к людям любой профессии, бережное отношение к природе, к школьному имуществу, к личным вещам (проведение смотров, конкурсов, экскурсий в природу, бесед).
6. Формировать у учащихся коммуникативную культуру.
7. Проводить работу по налаживанию тесного сотрудничества с родителями учащихся, привлекая их к проведению совместных праздников, экскурсий, оказанию посильной помощи классному кабинету, школе, проведение родительских собраний.
Воспитание нравственного поведения учащихся осуществляется через все направления работы: эстетическое и физическое, семейно-бытовое и экологическое, гражданско-патриотическое и интеллектуальное.
Формы внеклассной работы:
- тематический воспитательный час;
- классное собрание;
- час общения;
- информационный час;
- игры;
- праздники;
- викторины;
- конкурсы;
- состязания.
Таким образом, процесс нравственного воспитания учащихся нашей школы, включает формирование и развитие нравственного сознания, нравственных чувств и качеств личности, навыков поведения. Нравственные качества учащегося с ОВЗ формируются и проявляются в процессе взаимоотношений с окружающей средой и являются важнейшей характеристикой личности ребёнка. Они развиваются во взаимосвязи с другими качествами личности как элемент единого целого.